Инновационные технологии развития диалогической речи при рассматривании картин.
Сегодня мы поговорим об инновационных технологиях в организации процесса развития речи детей, ее коммуникативной стороне. Наша с вами задача состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Мы должны научить наших детей общаться
Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Именно диалог является первичной формой речи ребенка ( в отличии от монолога). Полноценный диалог возможен только при использовании разнообразных видов диалогических реплик, а не только умение задавать вопросы и отвечать на них. Осваивая разнообразие диалогических реплик ( сообщение, побуждение, реакции на них), дети способны усвоить разнообразные их функции, а следовательно научиться пользоваться диалогом. Чтобы беседа получилась интересной, насыщенной ребенок должен обладать обширным кругозором, богатым словарным запасом, речевым этикетом.
Одной из наиболее эффективных образовательных технологий является технология ТРИЗ
Как известно, развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения. Одно из средств их развития – развивающие и коррекционные функции алгоритмов, методов и приемов ТРИЗ.
Элементы технологии ТРИЗ мы применяем при рассматривании картин и составлении рассказов по картине, т. к. именно этот вид речевой деятельности вызывает у детей затруднения. Игровая форма приемов ТРИЗ значительно облегчает этот сложный процесс, позволяет поддерживать устойчивый интерес воспитанников к содержанию картины.
Работу с картиной можно условно разделить на четыре этапа.
I этап – подготовительный
II этап – Знакомство с картиной в НОД
III этап – Игры ТРИЗ –технологии для более детального осмысления содержания картины в СОД педагога с детьми;
IV этап – составление рассказа по картине.
На первом этапе необходимо подготовить детей к восприятию картины, а именно – обогатить их интеллектуальный и сенсорный опыт яркими впечатлениями.
Так, например, знания, полученные детьми в непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, пригодились ребятам при рассматривании картины «Оленья упряжка». Дети установили место действия, назвали характерные признаки тундры, изображенные на картине, определили состояние погоды, род занятий людей.
Использование приема "Вхождение в картину"дает возможность детям воспринимать картину через разные органы чувств. Дети «входят» в пространство картины и, с помощью волшебников «Я слышу», «Я ощущаю», прислушиваются, вдыхают запахи, дотрагиваются рукой до предметов, отражают возможные ощущения в речи.
Оказавшись на месте действия картины, ребята ощутили запах морозного свежего воздуха, оленьего меха, запах медикаментов, исходящего от чемоданчика врача. Услышали скрип снега, звон колокольчика на шее у оленей. Услышали возглас оленевода, подгоняющего оленей, крик испуганной птицы, убегающей от оленьих копыт.
А так же поиграли в снежки, погладили оленей, прокатились в санях и почувствовали обжигающий холод морозного ветра.
Следующий прием ТРИЗ – «Превращения» позволяет определить состояние, настроение героев картины. Предлагаем ребенку вжиться в образ персонажа и составить рассказ от первого лица.
Например, врач тревожится, беспокоится о больном. Думает: «Только бы успеть! »
Следующие игры можно проводить с детьми в совместно организованной деятельности педагога с детьми для более детального изучения картины, установления взаимосвязей и отношений между изображенными предметами, объектами.
Игра «Живые картинки»- учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Эта игра развивает умение ориентироваться в пространстве.
Каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре) .
Игра «Подзорная труба»упражняет детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия. Так же это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентировки: центр картины, вверху, внизу, правый верхний угол, правый нижний угол, справа, слева и т. д.
Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: двухэтажный дом, антенна на крыше, светящееся окно в доме, северное сияние, куропатка, след от саней на снегу и т. д.
Игра «Кто в кружочке живет», учит детей производить замену выделенных объектов схемами. Это упражнение развивает мышление, начальные приемы моделирования.
Каждый ребенок на своем листе бумаги фломастером схематично зарисовывает обнаруженный с помощью подзорной трубы предмет или объект и обводит в кружок, а затем называет, кто из персонажей картины живет в кружочке. В этом упражнении действует игровое правило: в кружке должен находиться только один объект.
Игра «Ищу родственников» формирует умение классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями. Предлагаю детям найти однородные объекты по заданному классификационному принципу:
1) Нерукотворный мир -- рукотворный мир;
олени, снег, северное сияние, люди – природный мир;
упряжка, сани, одежда людей, дома – рукотворный мир;
2) живая -- неживая природа;
Живая: олени (домашние животные, люди, куропатка (птица)
Неживая: снег, северное сияние, звезды
3) целое -- часть;
Рога, копыта - часть, олени – целое; полозья – часть –сани – целое.
4) по месту нахождения;
В центре картины – оленья упряжка, в ней люди;
Дальний план – дома и т. д.
Игра «Ищу друзей (недругов) » способствует установлению эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами, а так же упражняет в использовании предложений со сложноподчинительной связью.
Куропатка дружит со снегом, потому – что она закапывается в снег и спасается в нем от холода. Оленевод и олени друзья, потому- что олень – домашнее животное, оленевод о нем заботится. Сани дружат со снегом, потому что полозья легко скользят по нему. Дома дружат, потому что они в одном поселке. Куропатка не дружит с оленями, потому что они ее напугали.
Заключительный этап работы с картиной – это составление сюжетного рассказа по картине. Предлагаю детям стать авторами рассказа и написать книгу.
Для понимания детьми структуры связного рассказа можно использовать модель «Домик», которая символизирует структурные части текста – «начало», «середину», «конец».
Затем вместе с детьми можно определить, что сюжет картины относится к середине рассказа.
Для того, чтобы узнать, что было раньше, чем закончилась история, на воображаемой машине Времени отправляемся в прошлое, затем в будущее. Этот прием называется «Преобразование объектов во времени», он формирует у детей умение представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ. Объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении сюжетного рассказа по картине «Оленья упряжка», дети рассуждали на тему «Что делали люди накануне вечером», «Что было с оленями поздним вечером». Оказавшись в будущем, дети предположили, чем могла закончиться эта история: доктор успел к больному, оказал помощь и спас ему жизнь. При этом каждый ребенок предлагал свой вариант событий, затем все вместе выбирали наиболее понравившийся вариант.
В результате может получиться примерно такой рассказ.
Поздно ночью в квартире врача раздался телефонный звонок. Ему сообщили, что больному в далеком поселке требуется помощь.
Накануне вечером была сильная метель, все дороги замело снегом. Добраться до далекого поселка можно только на оленях. Оленья упряжка стремительно мчалась вперед. Полозья легко скользили по снегу. Звонко звенели колокольчики на морозе. «Эгегей! », - торопил животных оленевод.
Напуганная куропатка торопливо выбиралась из снежного домика, освобождая путь оленям.
Врач беспокоился за больного. «Только бы успеть», - тревожно думал он.
Оленья упряжка быстро доставила доктора к больному. Врач оказал помощь, и жизнь человека была спасена.
Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ эффективно влияют на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста: способствуют формированию словаря, лексико-грамматических категорий, развивают умение детей строить предложения разнообразных конструкций.
Элементы технологии ТРИЗ способствуют развитию, с одной стороны, таких качества мышления, как гибкость, подвижность, системность; с другой — поисковой активности, развитию творческого воображения.