«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Инновационная деятельность учителя в современной школе.

статья по инноавционной деятельности учителя в современной школе. О формах и методах повышения профессионализма учителя

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Храпунова Г.А

учитель химии и биологии

высшей категории

ГУ « Клочковская средняя школа отдела

образования акимата Камыстинского района»


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

В Законе РК «Об образовании» подчеркивается «что конкурентноспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности» [1].Успешность специалиста и ученика сегодня определяется не объемом знаний, а его мобильностью, готовностью к активному участию в преобразовании своей жизни и жизни страны, умению неординарно подойти к решению проблемы. Учитель должен почувствовать необходимость инновационной деятельности, профессиональную готовность к ведению инноваций в практику. Главными составляющими педагогического мастерства, по мнению ряда исследователей, являются четыре основных компонента: профессиональная направленность, профессиональное знание предмета, методики его преподавания, педагогические способности и педагогическая техника.

В профессиональной направленности личности выражается положительное отношение к профессии, желание совершенствования. Будучи сформированной, ставшая свойством личности, профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов, повышает эффективность деятельности. Выделяют четыре стадии развития профессиональной направленности: выявление интереса к профессии как отражение потребности ее приобретения; формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности; формирование целеустремленности в овладении основами педагогического мастерства; становление комплекса качеств, профессионально значимых для учительского труда. [2]

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития образования определяется рядом обстоятельств:

- происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях. Инновационная направленность деятельности педагогов выступает средством обновления образовательной политики;

- усилением роста профессионального мастерства педагогов;

- изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;

- вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности. [3]

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;

- открытость личности новому, что базируется на толерантности личности, гибкости мышления;

- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних ресурсов, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

- развитое инновационное сознание.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является конкуренция, которая заставляет быть чуть впереди своих коллег. Эти инновации в моей деятельности проявляются в виде:

- участия в работе методических объединений, творческой группы;

- исследовательская деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- участия в педагогических конкурсах и фестивалях, конференциях;

-трансляция собственного педагогического опыта через публикации в СМИ, на педагогических сайтах, через лицензирование работ.

-организации учебного процесса с внедрением новых образовательных технологий, использованием ИКТ, технологии дифференцированного обучения, технологии проектов.

- оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении через подготовку его к олимпиадам, конкурсам, к защите научных проектов.

В современном учебном процессе учитель уже не транслятор знаний, а координатор работы детей. Сегодня невозможно достичь цели урока без создания условий для самостоятельного приобретения и осмысления знаний. Задача современного учителя – не преподносить знания школьникам, а более практичная – создать мотивацию и сформировать комплекс умений учить самого себя. Для выполнения этих целей учитель должен сам перестроиться и не проводить уроки в традиционной форме. Ребенок в современном мире должен обладать функциональной грамотностью, то есть использовать полученные знания на практике. Важную роль в этом представляют информационные и коммуникационные технологии. Применение компьютерной техники позволяет сделать каждый урок интересным, нетрадиционным, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи материала. Новые информационные технологии способствуют активизации умственной деятельности школьников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний. Многие психологи считают, что при работе с компьютерной техникой, развиваются такие качества личности как внимательность, практичность. Поэтому компьютер на уроке, играет роль серьезного дисциплинирующего фактора в учебном процессе.

Современная школа, как фактор формирования новых жизненных установок, ориентирует нас на воспитание мобильной, динамичной личности, способной к сотрудничеству, конструктивности, самостоятельности, имеющей развитое чувство ответственности - социально развитой личности. Требования нашей жизни определяют потребность в образовании и воспитании детей с новым типом мышления. В целях создания необходимых условий достижения нового современного качества общего образования, планируется  усилить роль ряда дисциплин,  в том числе биологии и химии для обеспечения успешной социализации  учащихся; обеспечения выпускников средней школы знаниями на уровне функциональной грамотности.

Одним из путей моей инновационной деятельности является составление и применение на уроках компетентностно - ориентированных заданий по биологии и химии.  Выполнение таких заданий предполагает выявить не только наличие у ученика значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения, и в нужный момент использовать их в практической деятельности, в новых нестандартных ситуациях.

Задания, проверяющие практико-исследовательские компетенции, нацелены на проверку умений учащихся применять биологические, химические знания для объяснений процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами и инструментами, объяснять результаты экспериментов и наблюдений за биологическими объектами. Использование компетентностно- ориентированных задач на уроках значительно повышает эффективность обучения. Творческая задача – это задача, при решении которой необходимо найти новый алгоритм решения. Условия таких задач непосредственно не говорят о том, какие знания понадобятся для их решения, поэтому деятельность учащихся направлена на их выявление и подбор необходимых сведений. При решении таких задач могут потребоваться знания из различных разделов физики, химии, географии и т.д. Основным признаком творческого процесса служит отказ от традиционного подхода к интерпретации существующих данных. Творческие задания применимы на уроках по различным темам. Сегодня важно научить ребенка работать с информацией. Школьник должен развивать свои возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Сейчас в учебных заведениях большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями, это упрощает для них процесс поиска информации, обработки ее и предоставления в различных презентативных формах. Поэтому использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких целей:

-повышение мотивации к самообучению;

- формирование новых компетенций;

- реализация креативного потенциала;

- повышение личностной самооценки;

Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, разнообразит учебный процесс, делает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:

- самообучение и самоорганизация;

- работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

- умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

Изменения в содержании образования, использование современных педагогических технологий, инновационные процессы в образовании - все это требует от учителя адаптации к изменениям в системе образования. Для достижения этих целей учителю необходимо использовать различные активные формы и методы работы с учащимися, стремиться к познанию инновационных процессов, к самореализации профессиональной деятельности. Хочется работать в таком коллективе, в котором каждый педагог сам осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.


Список литературы:

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007

2. Пономаренко Н.В. Моя педагогическая концепция.- г .Алматы - Химия в Казахстанской школе. №3(27), 2009 г

3.Колесникова Г.М. Интерактивное обучение с применением информационных технологий. г Алматы - Биология в Казахстанской школе. №6 (48)-2012 г




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее