«Зимний фестиваль знаний 2025»

Информационные модели

Ключевые слова: модель, моделирование, словесные модели, знаковые модели, смешанные модели

Оборудование урока: УМК Л. Босовой “Информатика-7”: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе; распечатки, компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Цель урока:Создать условия для формирования представления об информационных моделях.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока:Информационные модели.

Предмет: информатика

Класс: 7

Ключевые слова: модель, моделирование, словесные модели, знаковые модели, смешанные модели

Оборудование урока: УМК Л. Босовой “Информатика-7”: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе; распечатки, компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Цель урока:Создать условия для формирования представления об информационных моделях.

Задачи урока:


Развивающие:

-способствовать развитию логического мышления;

-развивать творческие способности обучающихся, умения анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания;

- формировать исследовательскую культуру и проектные умения.

Воспитательные:

- продолжить воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний, обобщению знаний из различных областей жизни;

- развивать чувство солидарности, коммуникативных качеств, культуру межличностных взаимоотношений при организации работы в группах;

-воспитывать умения слушать, отстаивать свою точку зрения.

Методические:

-предложить вариант нетрадиционного начала урока;

-показать возможность работы с презентацией и мультимедийным оборудованием;

-продемонстрировать обеспечение принципа наглядности;

-показать возможность использования межпредметных связей.


Тип урока: урок  «открытия» нового знания.

Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация. Целепологание.

-Ребята, сегодняшний урок мне хочется начать необычно. Вы, наверное, заметили, у вас на столах лежат карточки зеленого, желтого и красного цвета. Благодаря этим карточкам в конце урока вы мне скажете, понравилось ли вам на уроке, узнали вы что- то новое, чему-то научились. Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.

  • Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.

  • Желтая- Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.

  • Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

Договорились?

А сейчас я предлагаю вам подумать о самом хорошем, приятном, добром в вашей жизни и представить ваше настроение на листочках, которые лежат на ваших столах. (Дети отражают своё настроение в рисунках. Нужно подвести к тому, чтобы они нарисовали улыбающиеся лица). Пусть это хорошее настроение сегодня будет с вами целый день. А как вы думаете, то, что вы нарисовали, как-то относится к нашему уроку? Вы создали модель настроения. Какая это модель? Тема нашего урока и есть информационная модель. Сегодня мы продолжим работу над темой моделирование, повторим имеющиеся знания и попытаемся поработать сами над созданием моделей.



2. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.

  1. Дайте определение следующим понятиям:

  • Модель (объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью)

  • Моделирование (метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов).

  1. Какие виды моделей Вы знаете? Поясните. (натурные - реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования; информационные-описания объекта оригинала на языках кодирования информации.)

  2. Видеопроект (подготовили Савкина Маша и Чернявская Настя (демонстрация проекта):

  • Вращение Земли вокруг своей оси.(Причина создания моделей:объект слишком велик.)

  • Модель атома кислорода. (Причина создания моделей: малые размеры, невозможность зафиксировать характер связей и скорость движения в реальном процессе.)

  • Двигатель внутреннего сгорания.(Причина создания моделей:процесс протекает очень быстро.)

  • Происхождение озер.(Причина создания моделей: процесс протекает очень медленно)

  • Стихии. (Причина создания моделей: исследование объекта может оказаться опасным для окружающих.)

  1. Определите какие из следующих моделей являются информационными, а какие натурными (примеры натуральных моделей: манекен, авиамодель, муляж картофеля;примеры информационных моделей: фотография, карта местности, чертеж авто).


  1. Этап «открытия» нового знания

Да, сегодня на уроке мы поговорим об информационных моделях и рассмотрим их виды.

    1. Давайте разберем такую жизненную ситуацию: вам необходимо приобрести дачу. При покупке на что вы обращаете внимание в первую очередь (внешний вид)? (Демонстрация презентации) Слай1

В таблице, приведен пример информационной модели дачного дома — карточка из каталога, по которому вы можете выбрать подходящий дом. Каждая карточка в каталоге содержит названия свойств дома (слева) и значения этих свойств (справа). Это полная информация об объекте? (нет). На что ещё вы обращаете внимание при покупке дачи? (стоимость, район, …)

Все названия свойств в информационных моделях — это всегда знаковые элементы, потому что название может быть выражено только знаками. А вот значения величин могут нести как знаковую, так и образную информацию. Например, в табл. значение величины «внешний вид» выражено образным элементом (рисунком), а значения остальных величин выражены с помощью знаков (чисел, слов, запятых).

- Давайте вместе с вами подумаем и скажем, что такое информационные модели? В какой форме они представляют объекты?

Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах, называют информационной моделью.

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

    1. Виды моделей

Слайд 2. По способу представления различают следующие виды информационных моделей:

  • Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.).

  1. Закрепление

Вопросы:

  1. На каких предметах вы пользуетесь рисунками? (иллюстрации в учебниках биологии, географии, истории)

  2. Какую информацию можно получить из фотографии со спутников поверхности Земли? (Изображения со спутников также были использованы для построения подробных карт, необходимых при строительстве дорог, прокладке железнодорожных путей и ирригационных каналов.Появилась возможность составлять карты подводного рельефа, например коралловых рифов, представляющих потенциальную опасность для мореплавания.)

  • Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Словесные описания – это письменное или устное представление информационной модели средствами естественного языка.

Слайд 3… Примеры моделей:

  • информация в учебниках

  • произведения художественной литературы

  • тексты, описывающие алгоритмы

  • текстовое описание объектов и процессов

Формула - выраженный условными знаками ряд математических величин в их функциональных зависимостях (в математике).

Примеры моделей:

  • модель прямолинейного перемещения тела

  • математическая модель периода колебаний пружинного маятника

  • Во многих моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Такие модели называют смешанными. Примерами смешанных информационных моделей могут служить таблицы, графики, диаграммы, схемы (географические карты, блок-схемы, графы) и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и символьный язык.



  1. Физкультминутка.

  1. Рисуй глазами треугольник.

  2. Теперь его переверни вершиной вниз.

  3. И вновь глазами ты по периметру веди.

  4. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути,

  5. А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

  6. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально,

  7. И в центре ты остановись. Глазки крепко закрываем,

  8. Дружно до пяти считаем. Глаза открываем мы, наконец.

  9. зарядка закончилась, ты молодец




4. Решение задач на закрепление.

1. Укажите информационные модели.

  • физическая карта

  • глобус

  • график зависимости расстояния от времени

  • макет здания

  • схема узора для вязания крючком

  • муляж яблока

  • манекен

  • схема метро

2. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект — модель».

  • компьютер — процессор

  • слякоть — насморк

  • автомобиль — техническое описание автомобиля

  • город — путеводитель по городу

  • самолет — радиоуправляемая модель самолета

  • человек — манекен

  • Новосибирск — город

3. Заполните схему информационных моделей. Впишите справа термины, в соответствующие прямоугольники (использование интерактивной доски).

4. Приведите примеры:

а) образной информационной модели _________________________________________________



__________________________________________________________________________________



б) знаковой информационной модели _________________________________________________



__________________________________________________________________________________



в) смешанной информационной модели________________________________________________



Хочу поведать вам легенду.

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

-Я очень боюсь, я совершенно не знаю, что я должен делать в этом мире.

Бог ответил:

-Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с тобой. Он будет охранять тебя от всех бед.

-А как же его зовут?

- Неважно, как его зовут, ты будешь называть его мама.

Мама! Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.
Мама - это начало нашей жизни, самый теплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь и заботу, умение прощать, оберегать и заботиться, любить и защищать своего ребенка. Мама...Как много в этом слове, мама - это самый дорогой и близкий на свете человек....Который тебя любит, каким бы ты ни был, которая тебе верит, который всегда тебя ждет домой....

В следующее воскресенье 27 ноября в России празднуется День матери. День матери - праздник сравнительно молодой. Он еще не имеет установившихся традиций, в семейном кругу его мало кто отмечает. Но, надеемся, что со временем значение этого дня возрастет, потому что по смыслу и содержанию это самый святой праздник

День Матери - это международный праздник в честь матерей.

Я хочу вам сегодня предложить создать поздравительную открытку ко Дню матери. (Работа в группах: две группы, два синквейна).

Выступление докладчиков от групп.



Мы будем с вами создавать информационную модель (какую?)-образную. С помощью текстового процессора Word. Что же мы можем нарисовать? Ответы детей: (с помощью готовых автофигур можно нарисовать цветок, божью коровку, солнышко, какого-нибудь зверушку, звездочку и т.д.). Просмотр слайдов. Открытки детей.

Работа с компьютером и интерактивной доской. Повторяем ТБ. Собираем аппликацию, составляем синквейн.

Продолжите предложение:

Информационная модель это-

Образные модели это-

Знаковые модели это-

Смешанные модели это-



Дача домашнего задания.

Прочитать §2.2, решить задачу №5 (дополнительно для желающих № 6)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

  1. Беседа с учащимися по вопросам:

-Что особенно понравилось на уроке?

-Что особенно запомнилось?

- Что пригодится в дальнейшей учёбе?

-Что ещё хотелось бы узнать по данной теме?

2. Качественная и количественная оценка деятельности учащихся на уроке.

3. Ваше настроение на конец урока.

Дополнительные задания:

5. Построение информационных моделей.

Рассматривается задача: «Из Городовиковска в Элисту выезжает рейсовый автобус со скоростью 60км/ч. Одновременно из Элисты в Городовиковск отправляется маршрутное такси, скорость которого 80 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между городами равно 280 км»

Учитель: ребята, о каком реальном объекте идёт речь в задаче? (объект-процесс движения автобуса и такси).

Давайте рассмотрим различные способы представления этого объекта, т.е. построим различные информационные модели. В ходе беседы с учащимися выясняем, что можно построить следующие модели:

Знаковая(записанная на языке математических формул)

V1 - скорость автобуса,

V2 - скорость такси,

S – расстояние, t - ? время движения.

t= S : (V1 +V2)

Образная (отрезок – расстояние между городами, стрелки – скорости и направление движения, флажок – место встречи)









Смешанная

Объект

Расстояние, км
(движение навстречу)

Скорость, км/ч

Время, ч

Рейсовый автобус



280

60



?

Такси

80




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее