Индивидуализация обучения на уроках русского языка.
Индивидуализация обучения-организации учебного процесса, которая позволяет
учителю взаимодействовать лишь с одним учеником или одному ученику взаимодействовать лишь со средствами обучения (книги, печатные пособия, компьютеры и т.п.). Достоинство такого обучения состоит в том, что оно позволяет в полном объёме адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности каждого школьника к его особенностям, следить за каждым его действием и выбранным путём решения конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вовремя вносить необходимые коррективы в деятельность и обучающегося, и учителя, постоянно изменяя их действия, контролируя ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Технология индивидуализации обучения позволяет каждому ученику достигать высоких результатов в обучении.
Одним из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания в тетрадях с печатной основой, карточки-информаторы, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньших затратах значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.
Я активно использую в работе карточки-информаторы с учебным материалом по русскому языку и заданиями:
Карточка-информатор по русскому языку по: «Фонетика. Орфоэпия».10 класс.
Прочитайте учебный материал и выполните задания.
1.Что изучает фонетика? Фоне́тика (греч. φωνηεντικός «звуковой» от φωνή «звук») — раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).
Знакомство с основными фонетическими процессами.
В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.
Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.
1. Оглушение звонких парных на конце слова: Род [ рот ], флаг [ флак ].
2. Оглушение звонких парных перед глухими: Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].
3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]: Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].
4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произношения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [ хк` ], что облегчает произношение слова.
5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:
снт – [ сн ]: устный – у[ сн ]ый;
здн – [ зн ]: поздний – по[ зн]ий;
лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е;
рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.
Тренировочное упражнение
Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?
Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, счастливый, рябь, мороз, расчет, к берегу.
Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.
2. Что изучает орфоэпия?
Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός «правильный» и ἔπος «речь») — совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке.
Произношение сочетаний ЧН, ЧТ. В 18 веке орфографическое сочетание ЧН произносилось как [ ШН]. Но со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [Ч`Н] .В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы:
1. те, в которых ЧН произносится только как [ШН]:
конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник,
девичник, двоечник, горчичник, что, что-нибудь, что-то,
а также женские отчества на ЧНА:
Ильинична, Кузьминична, Фоминична;
2. те, в которых ЧН произносится только как [Ч'Н]:
точно, удачный, точечный, маскировочный, нечто и др.;
3. те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения -[Ч'Н[ и [ ШН[:
подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный, ничто.
4. В отдельных случаях варианты произношения разграничивают
различные лексические значения:
сердечный приступ - друг серде[шн]ый, перечница (сосуд для перца) - чертова пере[шн]ица (о злой, сварливой женщине).
Тренировочные упражнения.
Задание: прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН.
Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.
Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.
В русском языке согласный перед Е звучит мягко (тень, дерево), но в словах, пришедших их других языков, эта закономерность может не соблюдаться. И в сочетаниях де, те, зе, се, не, ре, фе и др. произносится твердый согласный.
Задание:Распределите данные слова в 2 столбца.
Согласный перед Е произносится твердо | Согласный перед Е произносится мягко |
Аттестат, бенефис, индекс, музей, антитеза, фонетика, темп, девиз, дебют, кафе, детектив, шинель, эпитет, синтез, эффект, музей, свитер, интервью, одеколон, пресса, компьютер, тире, термин, ремарка.
Ударение.
Вопросы:
1) Что такое словесное ударение?
2) В чем заключаются особенности русского словесного ударения?
Упражнения:
1. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение:
Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота.
2. Поставьте ударения в следующих словах.
Арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека.
3. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на правильную постановку ударения.
Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.