ИГРЫ НА РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ ПО ТЕМБРУ, СИЛЕ, ВЫСОТЕ.
Цель: развитие фонематических функций у детей дошкольного возраста.
«Далеко - близко». Послушай и определи далеко или близко находится звучащий объект. а потом скажи так же.
Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо).
Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо).
Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.
«Хлопни, как я». Послушай как я хлопну, хлопни так же.
«Проведи пароходики». Три парохода должны проехать по дорожкам, издавая длительные звуки. Звуки имитирует ребенок.
«Прокати машинки». Три машинки должны проехать по дорожкам, издавая длительные звуки. Звуки имитирует ребенок.
«Далеко - близко». Послушай и определи далеко или близко находится звучащий объект. а потом скажи так же.
Д ует ветер: У (громко), у (тихо).
П лачет малыш: УА (громко), уа (тихо).
«Разные голоса». Предложите ребенку повторить слова персонажей их голосами.
По лесу медведь идет
И кричит: «Где мед? Где мед?
Белый зайка говорит:
«Лапка у меня болит».
Громко серый волк завыл:
«Я вчера голодный был!». Мышка мышке рассказала:
«Я на кухне сыр искала».
«Громко - тихо». Прочитайте ребенку стихотворение и произнесите звук [а] соответствующим образом.
Аня утром рано встала,
Очень громко закричала: «А-а-а!»
Тихо, Аня, не кричи,
Других деток не буди.
Тихо: «А-а-а» произнеси.
«Мишка и птичка». Прочитайте ребенку стихотворение и произнесите звук [а] соответствующим образом.
А нечка гулять пошла,
Видит – птичка у крыльца.
Птичка тоненько поет,
Широко открыла рот: «А-а-а».
А в лесу гуляет мишка,
Косолапый шалунишка.
Низким голосом поет,
Широко открыл свой рот: «А-а-а».
« Громко - тихо». Прочитайте ребенку стихотворение и произнесите звук [у] соответствующим образом.
Самолет летит,
Очень громко гудит: «У-у-у-у-у!».
Тихо ветер задувает
И снежинки поднимает: «У-у-у-у-у».
«Волк и птичка». Прочитайте ребенку стихотворение и произнесите звук [у] соответствующим образом.
Серый волк в лесу живет,
Низким голосом поет: «У-у-у».
Птичка на ветке его услыхала,
Тоненько «у-у-у-у-у» ему подпевала.
«Кто тебя позвал?» Ребенка просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя.
«Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
«Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Учитель-логопед Думинова Светлана Викторовна