Игры и упражнения на развитие познавательных процессов детей 4-5 лет

В данной разработке представлены игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов детей 4-5 лет

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Как развивать произвольное внимание? Развитие произвольного внимания происходит постепенно и тесно связанно с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания- как интересного, так и неинтересного.

Упражнения развитие на внимания:

  • «Сравни картинки, назови все их различия(2 пары картинок, содержащие 10-15 различий)»

  • «Покажи что перепутал художник?(демонстрация картинок нелепого содержания)» «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая половина»

  • В каждой строчке зачеркни букву «а»,а букву «б» подчеркни. Необходимо фиксировать время и ошибки, чтобы проанализировать результативность.

  • Упражнение на развитие произвольного внимания.

  • Будь внимательным ,заштрихуй красным карандашом третий, седьмой, девятый треугольники(Дан бланк с 10-ю треугольниками. Инструкция дается только один раз. Если справился - инструкцию можно усложнить).

Как развивать восприятие? Восприятие цвета, формы у детей старшего дошкольного возраста на достаточном уровне. Трудным является восприятие времени- ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени(неделя, часы, времена года и т. д.)

Упражнение на развитие восприятия.

  • Узнай «Кто это?» (предлагается фрагмент рисунка, по которому необходимо определить то целое, к которому эти части относятся).

  • «Узнай что нарисовано?(в рисунках не хватает существенных деталей, надо узнать ,каких)»

  • «Залатай коврик» (залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались)

  • «Найти все одинаковые фигуры»(5 совершенно одинаковых и 5 немного отличающих фигур)

  • «Дорисуй геометрические фигуры»

  • «Что ты делаешь утром, днем ,вечером, ночью…?»

  • «Назови приметы осени, зимы, весны, лета» (рисунки с временами года).


Для развития пространственных представлений использовать ситуации из повседневной жизни. Например: «возьми на самой верхней полке справа книжку;» «нарисуй в центре листа круг, справа квадрат, слева – овал и т.д.»

Можно проводить игры «Четвертый лишний»(из 4-х предметов один не подходит по существенному признаку к остальным)

«Что нарисовано неправильно(сюжеты нелепицы)»

«Раздели на группы»(даны геометрические фигуры, отдельно надо отобрать треугольник, квадрат, круг, отдельно фигуры по цвету, форме и т.д.)

«Разложи картинки по порядку»(что было сначала, а что было потом - необходимо установить причинно-следственные связи)

Упражнение на развитие гибкости ума.

«Назови как можно больше слов, обозначающих какое –либо понятие: а)назови слова, обозначающие деревья(береза ,осина….) б)назови слова, относящиеся к спорту(футбол, хоккей…) в)назови слова, обозначающие диких животных(тигр, волк…)»


Игры, развивающие мышление и сообразительность

  • Игра «Как это можно использовать». Слово «карандаш»-ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет.(рисовать, писать, как градусник для куклы, удочка, скалка и т.д.)

  • Игра «Говори наоборот» Предложи ребенку игру: «Я буду говорить ребенку слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой - маленький (веселый -грустный, быстрый -медленный)»

  • Игра «Бывает – не бывает» Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, если нет, то мяч ловить не нужно (Например кошка варит кашу; Поезд летит по небу; Собака ест косточку и т.д.)

Как развивать память?

Упражнение на развитие зрительной памяти.

  • Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте простую фигуру(домик, квадрат) попросите посмотреть внимательно на эту фигуру в течении 2 секунд, затем закройте и попросите ее повторить, сложить также. Усложните это упражнение, складывая эту фигуру из палочек разного цвета.

  • Игра «Я - фотоаппарат». Предложите представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека. Внимательно рассмотрев, что находится на столе, ребенок закрывает глаза и перечисляет все что ему удалось запомнить. Так можно развивать у детей не только зрительную память, но и внимание. Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумать разные игры.

Игры на развитие речи.

  • Игра «Потерянные вещи» Необходимо дать полную характеристику каждому «утерянному предмету»(качественную: какой он? и по назначению: что им можно делать?), а остальные дети угадывают.

  • Игра «Слово заблудилось» Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется не подходящие по смыслу слова. Надо правильно подсказать слово.

    1. На полу из плошки молоко пьет ложка(кошка)

    2. На поляне у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки)

    3. -Вкусная варилась Маша (каша),где большая крошка(ложка) наша.

    4. На дворе большой мороз, отморозить можно хвост (нос).

МБДОУ «Детский сад № 138»


Памятка для родителей

и педагогов


«Игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов дошкольников»








Подготовил педагог-психолог Кучина Н.С.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее