Игры и упражнения на развитие
слухового восприятия, внимания, памяти, речевого слуха.
«Что звучит?»
Послушать и запомнить звучание музыкальных инструментов., бытовых шумов, звуков природы. Количество увеличивается с 3 до 5.
«Повтори ритм» (хлопки, удары, выкладывание мелких предметов, счетных палочек, топать ногой и пр.)
\ \
\ \\
\\ \
\ \\ \
\\ \ \\
«Длинный (д) и короткий (к) звук»
Дети по предложенному образцу играют на музыкальном инструменте.
к д
к д к
кк д д
к д кк
к кк д
д к кк
ккк к д
«Кто позвал?»
Ребенок отворачивается, остальные зовут его по имени, по очереди. Ведущий должен узнать, кто позвал.
Усложнение: игроки должны произнести сочетание АУ.
«Три медведя» (с картинками, с фигурками из театра).
Ведущий произносит фразу из сказки, меняя высоту голоса: низкий, средний и высокий, а игроки отгадывают, кто сказал.
Кто сидел на моем стуле?
Кто ел из моей чашки?
Кто спал в моей постели?
Кто же был в нашем доме?
«Громко-тихо»
Ведущий предлагает определить детям далеко или близко находится звучащий предмет. А затем повторить звукокомплекс громко или тихо.
АУ, ау
ГАВ, гав
Мяукает кошка, мычит корова, поет петху, кудахчет курица, квакает лягушка, каркает ворона, блеет овца...
«Скажи с разным настроением»
А- плачет девочка, показывают горло врачу, поет певица, качают малыша, девочка укололась иголкой.
О — удивилась мама, болит зуб, поет певица, потягивается папа.
У — гудит пароход, звучит дудочка, плачет дудочка, воет волк, ветер воет.
И — пищит мышка, поет певица.
«Лесенка»
Произносить звукоподражания то громко, то тихо, то высоким голосом, то низким (ориентируясь на сигнал, жест рукой, картинку с лестницей, по которой поднимается или опускается игрушка).
«Правильное и ли неправильно звучит слово»
Взрослый произносит слова, а ребенок поднимает сигнал, если услышит правильно произнесенное слово.
Например, баман, паман, банан, банам
альбом, айбом, аньбом, авьбом
виталин, витамин, митами, митавин
клетка, къетка, клетта, тлетка
«Доскажи словечко»
Взрослый читает стихотворение, а дети договоривают слово, подходящее по смыслу.
«Повтори за мной»
па-ПА, ПА-па (со сменой ударения).
Аналогично с другими гласными, другими согласными (О, У, И; Ф, К, Х, М, Н).
Па-по, па-пу, па-пи; по-па, по-пу, по-пи; пу-па, пу-по, пу-пи.
Аналогично с другими согласными (К, Х, М, Н).
Та-ка, ка-па, ка-на, на-па, фа-ха, ха-ка, ма-на, на-ва, па-ка, ка-та, ка-фа, фа-ха, ва-ма, ма-на.
Аналогично с другими гласными: О, У, И.
«Поймай звук»
Ребенок подает сигнал, если услышит заданный гласный звук, например [а].
Взрослый произносит ряд звуков: А, И, О, Ы, Э, А, О, У, А...
Аналогично с другими гласными звуками.
«Найди слово» ( сначала с картинками).
Назвать те картинки, в названии которых есть звук А, У, И, О (используются картинки, в названии которых гласных звук находится в начале, под ударением).
«Поймай слово»
Взрослый называет слова, дети подают сигнал, если услышат слово, начинающееся на А (слова подбираются таким образом, что бы А находился в начале слова под ударением).
Аналогично с другими звуками: О, И, У.
Слова для отбора предметных картинок на заданный гласный звук, выделения гласных звуков на слух:
Ох, Ой, Он, Оля, Осы, Овощ, Обувь, Овцы, Отдых, Отпуск, Осень,Окунь, Овощи, Окна, Озеро, Обруч, Остров, Облако, Острый, Общий.
Ах, Ай, Аня, Ася, Аля, Аист, Анна, Арфа, Астра, Адрес, Август, Азбука, Африка, Армия, Алла
Ира, Иглы, Искры, Инна, Ива, Ида, Игорь, Имя, Иней,
Утка, Утро, Ум, Уши, Ухо, Удочка, Ужин, Уля, Умный, Угол, Узел, Узкий, Улица, Умница.
15. «Найди картинку».
Взрослый читает предложения, а ребенок подбирает ту картинку, которая соотвествует прочитанному предложению.
16. «Покажи и назови»
Ведущий читает стихотворение, а ребенок показывает те предметы и в том порядке, в каком они перечислены в стихотворении.
«Небылицы»
Взрослый читает предложение, либо показывает картинку, а ребенок исправляет ошибку.
«Будь внимателен»
Взрослый предлагает ребенку выполнить определенное движение, если он услышит слово: «Просьба».
«Четвертый лишний» (с картинками и на слух).
Взрослый предлагает ребенку послушать и назват лишний предмет.
Например, корова, лошадь, собака, медведь.
«Подбери словечко»
Взрослый предлагает ребенку закончить предложение, назвав как можно больше подходящих по смыслу слов.
Можно стирать...
Можно жарить...
Можно мыть...
Можно разрезать...
И т.д.
«Каждый знает...»
Взрослый предлагает ребенку закончить предложение, назвав как можно больше подходящих по смыслу слов.
Каждый знает, что желтым бывает...
Каждый знает, что сладким бывает...
«Какой, какая, какие»
Солнце какое? Солнце желтое, яркое, жаркое, круглое...
Трава какая7 Трава зеленая, высокая, густая...
Мяч какой? Мяч синий, легкий, круглый...
«Что делает предмет?»
Девочка (что делает?) прыгает, бегает, рисует...
Дерево (что делает?) растет, зеленеет, качается...
Собака (что делает?) лает, бегает, кусается, охраняет...
«Живое и не живое»
Взрослый называет предметы, а ребенок отвечает либо словесно, либо подает сигнал, живой ли предмет.
«Будь внимателен» (с картинками, со словами).
Взрослый выкладывает картинки с предметами и предлагает ребенку разложить их по инструкции:
- от самого маленького до самого большого;
- от самого длинного до самого короткого;
- от самой широкой до самой узкой;
И т. п.
«Назови лишнее слово»
Взрослый произносит три слова, просит ребенка назвать те, кторые можно есть:
Картошка, ложка, ножка.
Апельсин, блин, мандарин.
«Про что можно сказать?»
Один...нос, палец, апельсин...
Одна...ложка, кошка, морковка...
Одно...ухо, окно, крыльцо...