ИГРЫ - ГОЛОВОЛОМКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: головоломки – это один из лучших способов развития интеллектуальных способностей детей. Не случайно этот вид развлечения называют «зарядка для ума». Действительно, при решении головоломок происходит развитие логического и стратегического мышления, пространственного восприятия, памяти, способности к нестандартному взгляду на ситуацию. Геометрические головоломки на плоскости для детей – это не только прекрасный развивающий инструмент, но и увлекательный образовательный процесс, благодаря которому ребенок сможет получить настоящее удовольствие от процесса поиска ответа на сложные вопросы.
Ключевые слова: головоломки, геометрический конструктор, конструктивное мышление, силуэтное изображение, игровая деятельность детей.
Игры – головоломки на плоскости или геометрические инструменты известны с незапамятных времен. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Современными исследованиями установлено, что они могут быть эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Такие игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе. Разнообразие геометрических конструкторов, разная степень их сложности позволяют учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.
Игры – головоломки в начале используются самые простые, такие как «Сложи картинку», «Сложи квадрат из 2, 3 частей», «Собери Листик». Затем включают в занятия более сложные: «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино». Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности дошкольников, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения набора. Все игры результативны: получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Из любого набора можно составить абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Каждая игра имеет свой комплекс элементов, отличающихся от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры. Из «Колумбова яйца» – силуэты птиц, а «Листик» дает возможность составить силуэты различных видов транспорта.
Игровая деятельность детей осуществляется разными путями. Первый путь -это постепенное усложнение используемых в играх образцов: от расчлененного образца к нерасчлененному, затем к образцу в виде рисунка. Второй путь организации игровой деятельности основан на развитии творчества ребенка. Педагог вначале предлагает ему задуманный силуэт из неполного набора элементов игры. Дети таким образом сразу ставятся в условия, когда необходимо проявлять самостоятельность в постановке цеди, отборе средств для реализации, выборе способа составления, оценки результата.
Поддерживать интерес к играм помогают загадки, стихотворения, рассказы, сказки, скороговорки. Придуманные и самостоятельно составленные детьми силуэты сохраняются педагогами с помощью магнитной доски, альбомов для зарисовки силуэтов, фотографий. Выставки и конкурсы лучших работ детей привлекают внимание не только родителей участников этих мероприятий, но и учащихся детских объединений Дворца творчества.
Список литературы:
1. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: пособие для учителя. – 2 издание, переработанное/ М.Н. Перова. – Москва: Просвещение, 1996. – 142 с.
2. Мамонтова М.Н. Развитие логического мышления старших дошкольников. Опыт работы по логическому мышлению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/04/01/razvitielogicheskogo-myshleniya-starshikh-doshkolnikovopyt-raboty (дата обращения: 12.11.2021).