Игры и упражнения для развития предпосылок логического мышления и способности к обобщениям
Мышление логическое формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. В целях развития логического мышления нужно предлагать ребенку самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Разложи фигуры
(На основе методики А.Я. Ивановой)
Игра состоит из 24 карточек (8x6 см) с изображением геометрических фигур четырех видов (квадрат, треугольник, круг, ромб), трех цветов (синий, красный, зеленый), большого и маленького размера.
1-й вариант. В этой игре устная инструкция не используется. Взрослый молча раскладывает карточки на группы по какому-либо признаку (по форме, цвету, размеру). Разложив 8-12 карточек, передает остальные ребенку. Если он не понял, что надо делать, поясняет: «Клади подходящее к подходящему». Затем карточки раскладываются по другому признаку.
2-й вариант. Карточки делятся поровну между играющими. Взрослый выкладывает на стол карточку, ребенку нужно положить карточку с фигурой, отличающейся только одним признаком. Например, первая карточка — маленький красный круг, ребенку нужно положить большой красный круг, или маленький синий круг, или маленький красный квадрат и т.д.
Эта игра развивает не только восприятие формы, величины, циста, но и быструю ориентировку в различении этих признаков, личность и обоснованность мыслительных действий.
Назови одним словомИгра проводится с предметными картинками либо с игрушками небольшого размера. Смысл упражнения заключается в том, чтобы научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, относящиеся к одной родовой категории, и просит ребенка назвать их одним словом. Например: 1) лиса, заяц, медведь, волк; 2) кровать, стул, диван, кресло; 3) сосна, ель, ива, клен и т.п.
Что не подходит?Это упражнение выполняется в двух вариантах: с предметными картинками и с геометрическими фигурами.
1-й вариант. Используются карточки с изображением знакомых ребенку предметов. Поочередно взрослый выкладывает 4 карточки и говорит: «Посмотри, здесь нее карточки можно объединить вместе, а одна не подходит к ним. Покажи ее. Почему она лишняя?»
Используются, например, карточки: стул, стол, чашка, кровать: кот, собака, ласточка, мышь и т.д.
2-й вариант. Используются карточки с изображением геометрических фигур. Перед ребенком выкладывают поочередно карточки с изображением фигур, в которых одна отличается от остальных по какому-либо признаку. Ребенка просят сказать, какая фигура не подходит и почему. Например: круг, овал, квадрат, круг; квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб и т.д.
Похож — не похож
Эта игра позволяет учить детей сравнивать предметы, находить сходство по форме, величине, цвету, материалу; развивает наблюдательность, мышление и речь ребенка.
1-й вариант. Детям предлагают найти в комнате два похожих предмета и доказать их сходство. Чаще всего дети подбирают предметы по цвету и размеру. Задача взрослого обратить их внимание на скрытые свойства предметов, недоступные непосредственному восприятию. Например, лисичка на картинке и плюшевый мишка похожи потому, что они животные.
Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.
2-й вариант. Играющие садятся в кружок. Взрослый предлагает детям загадать два предмета, а затем, не называя их, рассказать чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Все отгадывают, что было задумано.
Дети складывают ладошки «лодочкой», взрослый обходит всех и делает вид, что у каждого прячет камушек в ладонях, тот у кого оказался камушек, загадывает первым, а все остальные отгадывают. Тот, кто отгадал первым, говорит свою загадку. Например: «Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко трещит, а другая едет тихо». (Трактор и грузовик.)
Зоологическое домино
Используют готовую игру промышленного производства либо изготавливают заранее карточки по принципу домино (на карточке два разных или одинаковых изображения, например: заяц — заяц, заяц — собака и т.д.). Для зоологического домино используют изображения домашних и диких животных, всего 24 карточки.
Играют четыре человека. Карточки разложены изображением вниз, каждый ребенок берет себе 6 карточек. Заранее определяется, кто будет ходить первым. Детям объясняют правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку, если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход, выигрывает тот, у кого не останется ни одной карточки.
Но такому же принципу проводится игра «Ботаническое домино», в процессе которой усваиваются и систематизируются знания о растениях.
Назови три предмета
В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. Ведущий (вначале — взрослый, а затем — кто-то из детей) называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать). Кто ошибся, платит фант.
Зоологическое лото
Для игры нужно заранее приготовить большие таблицы или карты, изображающие лег, птичий двор, животноводческую ферму и т.д., и набор маленьких карточек с изображением животных, птиц, насекомых. В процессе игры дети подбирают нужные карточки из набора и размещают их на большой карте.
По такому же принципу может проводиться игра «Город», «Детский сад», «Стройка», «Больница» и др.
В процессе подобных игр детям задается план классификации: сообщаются обобщающие слова и предлагаются обобщающие картинки. Задача детей заключается в том, чтобы найти предметы (их изображения) и слова, их обозначающие, которые входят в указанную группу, относятся к ней
Назови одним словом
Вариант предыдущей игры. В отличие от предыдущей игры, здесь по нескольким видовым понятиям дети учатся находить понятия родовые. Например, взрослый называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».
Ромашка, фиалка, лилия Кукла, скакалка, мяч Курица, утка, гусь Тополь, береза, елка Медведь, лиса, полк Саша, Витя, Ира
Цветы
Игрушки
Домашние птицы
Деревья
Животные
Имена
Более сложным вариантом игры будет такой, когда взрослый во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, плети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети называют видовые.
Отвечай быстро
В игре дети учатся классифицировать предметы по определенному признаку (по цвету, форме, качеству и т.д.). Играющие встают в круг. Взрослый называет какой-либо признак, например цвет, и бросает мяч одному из детей. Он должен назвать предмет, имеющий этот признак, назвать свое слово-признак и перебросить мяч другому ребенку. Например: «Зеленый», — говорит воспитатель и бросает мяч. «Лягушка», — отвечает ребенок и, сказав «красный», бросает мяч другому ребенку, тот называет «яблоко», говорит свое слово и снова бросает мяч.
В качестве признака могут быть использованы: форма (круглый — мяч, солнце, яблоко и т.д.; квадратный — окно, платок и т.д.), качество (деревянный, каменный, стеклянный и т.д.).
Охотник
В игре дети учатся классифицировать и называть животных, птиц, рыб и т.д. В одном конце площадки (или комнаты) стоит группа играющих. Это дом (граница дома отмечена чертой). На расстоянии нескольких шагов от дома положена метка или проведена черта. Это лее, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник один из играющих. Стоя на метке дом, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за...» — делает шаг вперед и говорит: «...зайцем»; делает второй шаг: «...медведем»; делает третий шаг: «...волком» и т.д. При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя называть одного зверя дважды. Если охотник пошел охотиться на зверей, нельзя называть тип, домашних животных.
Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отравляется следующий. Неудачливый охотник может еще раз попробовать сходить на охоту.
В лес можно пойти за ягодами и грибами. По принципу этой игры можно провести тру «Рыболов». Рыболов говорит: «Пойду на рыбалку и поймаю... щуку, карася, окуня и т.д.»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М., 1991.
Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. - М., 1983.
Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. - М., 1983.
Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
Васильева Н.Н. Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1996.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.
4