«Зимний фестиваль знаний 2025»

Игровой урок по информатике

Игровой урок по информатике. Дети отправляются в путешествия по разным эитпам. На каждом этапе выполняют задания по информатике.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Игровое занятие «Путешествие в ИНФОРМАТИКУ»

Урок – игра для учащихся 6 класса школы – интерната №12 ОАО «РЖД»

Учитель информатики – Петухова Е.В.

Цель урока: формирование научно-практического интереса учащихся к предмету

Задачи:

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

Образовательная – совершенствование навыков составления алгоритмов, умения работать с информацией

Развивающая - развитие внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления

Подготовительный этап

Для игры необходимо подготовить:

  1. Карту путешественника

  2. Кубики с цифрами на гранях и фишки – паровозики

  3. Карточки - задания разного уровня сложности

  4. «Информашки» - карточки или фишки

  5. Распределение ролей (7 радужных цветов)


Вступление

Сегодня нас ожидает интересное путешествие к загадочной стране «Информатике». Для того чтобы не заблудиться, у нас есть карта, на которой нанесен маршрут со станциями. Каждая станция имеет свой цвет, этот цвет определяет тему, по которой вы будете отвечать. Начальник станции оценит ваш вопрос по количеству очков на кубике – если ответите правильно, эту сумму вы получите, нет – отдадите. Каждой команде выдаётся стартовая сумма 50 информашек. Выиграет та команда, у которой сумма в конце игры будет больше.

Командам предлагается придумать название (связанное с информатикой) и выбрать машиниста.

Машинист принимает решения за все действия команды в течение игры.

Ход игры

    1. «Стартовая» - красный цвет

На станции находятся 4 паровозика: «Бит», «Байт», «Килобайт», «Мегабайт». Участникам необходимо занять один из паровозиков, который и определит очередность хода команд.

Товарный поезд из тепловоза и 15 вагонов приближается к станции железной дороги. Его нагоняет по тому же пути пассажирский поезд, который необходимо пропустить вперёд. На станции в сторону от главного пути отходит боковая ветка (тупик), которая может вместить тепловоз с тремя вагонами ил четыре вагона. Товарный и пассажирский поезда могут давать задний ход. Подумав некоторое время, начальник станции сумел пропустить пассажирский поезд. Как ему это удалось.

Решение:

1 шаг: Товарный поезд идёт по главному пути и проходит весь за начало тупика. Затем он останавливается и задним ходом заходит в тупик, где отцепляет четыре вагона, а сам проходит вперёд.

2 шаг: Пассажирский поезд проходит вперёд за начало тупика и к последнему своему вагону прицепляет четыре вагона товарного поезда и, двигаясь вперёд, выходит из тупика. Затем пассажирский поезд задним ходом отходит за начало тупика и отцепляет товарные вагоны.

3-6 шаги: Товарный поезд задним ходом заводит в тупик следующие свои четыре вагона, отцепляет их там, сам проходит вперёд; пассажирский поезд выводит товарные вагоны из тупика (см. шаг 2); аналогичным образом поступают со следующими четырьмя товарными вагонами.

7 шаг: Товарный поезд (тепловоз и три вагона) задним ходом заходит в тупик

8 шаг: Пассажирский поезд проходит в нужном направлении.

9 шаг. Товарный поезд (тепловоз и три вагона) выходит из тупика и проходит весь за его начало; затем задним ходом проходит к своим двенадцати вагонам, прицепляет их и продолжает движение в нужном направлении.

2. «Ребусная» - оранжевый цвет

Каждая команда решает по три ребуса.

Ответы: компьютер, монитор, исполнитель, процессор, источник, курсор, клавиатура, роботландия, хранение, модель, передача, обработка

  1. «Кроссвордная» - жёлтая станция







 Д

И 

С 

К 

Е 

Т 

А 







 П

Р

И 

Н 

Т 

Е 

Р 












Ф

А 

Й 

Л 







 М

А 

Н

 И

Т 

О 

Р 










 П

Р 

О 

Г 

Р 

А 

М 

М 

А 




 А

Л 

Г 

О 

Р 

И 

Т 

М 














 Б

А 

Й 

Т 











 Б

И 

Т 














 В

И 

Н 

Ч 

Е 

С 

Т 

Е 

Р 








К

А 

Р 

А 

Т 








 Р

Е 

Д 

А 

К 

Т 

О 

Р 




  1. Гибкий магнитный диск

  2. Устройство вывода информации на бумажный носитель

  3. Именованная единица информации на внешнем носителе

  4. Устройство вывода информации

  5. Алгоритм записанный на языке программирования

  6. Последовательность действий направленная для достижения конкретной цели

  7. Единица измерения информации

  8. Элементарная единица информации

  9. Жёсткий диск

  10. Название системы управления базами данных

  11. Программа для подготовки текста

  1. «Шифровальная» - зелёный цвет

Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифровать следующие сообщения:

  1. 16-20 20-16-17-16-20-1 12-16-17-29-20 17-29-13-30 17-16 17-16-13-32 13-6-20-10-20;

  2. 12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1 12-1-17-32-26-16-15;

  3. 20-12-7-20 20-12-1-25 20-21-1-15-10 15-1 17-13-1-20-12-10 20-1-15-6

Ответы

  1. от топота копыт пыль по полю летит

  2. кукушка кукушонку сшила капюшон

  3. ткёт ткач ткани на платки Тане

5.«Разгрузочная» - голубой цвет

Комплекс упражнений «Мы немного отдохнем»

Паровозы все устали

И колёса застучали (приподняв ноги, имитируем вращение педалей)


Руки согните скорей в локотках

Дружно вращаем колёса вот так


Оба упражнения повторяем вместе


И на последок кричим все ту-ту

Дальше я ехать хочу и могу.


6.«Направляющая» - синий цвет

Галя, Марина и Оля пришли на праздничный утренник в платьях разного цвета: в желтом, синем, розовом. Галя была не в жёлтом, Марина не в желтом и не в розовом. В каком платье была каждая девочка? (марина в синем, Галя в розовом, Оля в желтом)

В соревнованиях по бегу Юра, Гриша и Толя заняли три места. Какое место занял каждый ребёнок, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя – не третье. (Гриша – первое место, Толя – второе, Юра – третье)

Вася, Гена и Женя соревновались в беге. Кто из них прибежал первым, что – вторым, и кто – третьим, если верны следующие утверждения: Вася прибежал не первым, а Женя – не вторым; Гена прибежал не третьим, а Вася – не вторым? (Женя – первым; Гена – вторым; Вася – третьим)

Три подружки – Вера, Оля и Таня – пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзинка, лукошко, ведёрко. Известно, что Оля была не с корзинкой и не с лукошком, Вера не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек? (Оля с ведёрком, Вера – с корзинкой, Таня – с лукошком)


  1. «Шифровальная» - фиолетовый цвет

Мы прибыли в конечный пункт назначения. Перед нами стоит последняя задача.

Некто зашифровал слова. Помогите жителям «Информатики» разобраться в сложившейся ситуации. Декодируйте сообщения.

Известно, что некто для шифрования сообщений после каждой гласной буквы вставлял букву «А», а после согласной – букву «Т».

Зашифрованная информация

Восстановленная информация

КТОАМТПТЬТЮАТТЕАРТ



МТОАНТИАТТОАРТ



СТИАСТТТЕАМТНТЫАЙТ БТЛТОАКТ



СТЧТААСТТТЬТЕА БТЕАЗТ УАМТАА-ДТЫАРТЯАВТААЯА СТУАМТАА


ВТСТЯКТОАЕА СТЕАМТЯА ЗТНТААЕАТТ СТВТОАЁА ВТРТЕАМТЯА



Подведение итогов. Награждение победителей. Наше путешествие оказалось весёлым и познавательным. Все вы показали свои знания, отрабатывали умение работать с информацией, преобразовывать её. Страна «Информатика» открыла нам свои двери и все мы готовы к новым открытиям и приключениям.

Приложение: фишки, схема движения, жетончик – «Информашка»









КАРТА











5 баллов, 4 балла, 3 балла, 2 балла, 1 балл

Используемая литература

  1. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М,:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

  2. Информатика: Учебник для 5 класса. / Л.Л. Босова. / М.: «БИНОМ». Лаборатория знаний», 2003

  3. Информатика: Учебник для 6 класса. / Л.Л. Босова. / М.: «БИНОМ». Лаборатория знаний», 2003

  4. Информатика: Рабочая тетрадь / Л.Л. Босова

  5. Современные открытые уроки информатики /Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б./2002

  6. Интернет ресурсы: www.iqraza.ru; www.metod-kopilka.ru/


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее