Номинация: «Организационно-массовая работа (культурно-досуговая деятельность)»
Тема работы: Игра-путешествие «Знатоки правил дорожного движения»
Цель: повторение и обобщение основных правил дорожной безопасности.
Задачи: закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Оборудование: презентация, жетоны, мяч, макет светофора, листы форматом А3, маркеры.
Ход игры
Учитель. Ребята, сегодня мы собрались здесь вспомнить правила дорожного движения. Закон улиц и дорог - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он сохраняет людей от страшного несчастья, бережёт их жизнь. Поэтому только отличное знание правил позволяет нам уверенно переходить улицу. Сегодня мы покажем, как знаем эти правила.
-Ребята, к нам на игру пришел один гость. Кто это, узнайте, отгадав загадку:
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал…(Буратино)(Слайд2)
-А вот он и сам!
Буратино. Ой, спасите! Помогите!
Где мне спрятаться, скажите?
Учитель. От кого ты убегаешь?
От кого тебя спасать?
Буратино. Мне, Мальвина, надоела,
До всего всегда ей дело,
Ничего не разрешает,
Все на свете запрещает:
Сиди ровно, не шуми.
Нос в чернильницу? Ни-ни!
Теперь новая наука:
Вот скажу, где, братцы, скука-
Я должен правила учить,
Как по городу ходить.
Мальвина. (входит и говорит монотонно, подкрепляя свои слова движениями указательного пальца).
Очень важная наука-
Правила движения.
И должны их изучать
Все без исключения.
Буратино. «Все»- напрасные слова.
Разболелась голова.
(Мальвина плачет, садится)
Учитель. Буратино, как не стыдно?
Ведь Мальвине так обидно,
Что стараешься напрасно!
Неужель тебе не ясно?
Нужно правила движенья
Изучать серьезно.
Уметь улицу переходить
Очень осторожно.
На Мальвину не сердись,
Детей послушай, убедись!
(Буратино садится)
Учитель. Ребята, нам нужно убедить Буратино в том, что
Очень важная наука-
Правила движенья.
И должны их соблюдать
Все без исключения.
Я предлагаю совершить путешествие по станциям «Знатоки правил дорожного движения». А Буратино будет путешествовать вместе с нами. А чтобы из вас никто не устал, мы наше занятие проведём в форме игры. Для этого вам надо разделиться на две команды, придумать название и выбрать капитана команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. У кого жетонов останется больше, тот и выиграет.
Учитель. Посмотрите на экран. (Слайд 3)Здесь представлены станции, по которым вам нужно будет совершить путешествие. Итак, отправляемся в путь.
1. Станция «Запрещается-разрешается». (Слайд 4)
- Играть на мостовой…(запрещается)
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
- Идти толпой по тротуару…(разрешается)
- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
- Идти по тротуару слева…(запрещается)
- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
Учитель. Ребята, все вы любите играть в разные игры. Но как быть, если у вас такая ситуация, о которой вы сейчас услышите.
2. Станция «Инсценировка стихотворения». (Слайд 5)
Стихотворение читает девочка, держащая в руках мяч.
У меня был день рожденья.
Были гости, угощенье.
Подарили мне конфеты,
С красным бантом куклу Свету,
Деревянную матрешку,
С синим камешком сережки.
Подарили еще книжку
Про веселую мартышку,
Про удава и слона-
Мне понравилась она.
Подарили этот мячик.
Посмотрите, как он скачет!
Очень с ним играть люблю:
И бросаю, и ловлю.
Он, расти мне помогает,
Он здоровья прибавляет.
Во дворе и на лужайке
Можно с мячиком играть.
В парке, сквере, на площадке
Можно мячик мой катать.
Высказывания детей.
Я на улицу иду,
Мячик в руки не беру.
Мама с папой запретили,
Мама с папой объяснили:
Может выпасть мяч из рук,
Может покатиться вдруг
На дорогу, под машины,
И его раздавят шины.
- Что еще не объяснили родители этой девочке?
Учитель. Ребята, Мальвина приготовила для Буратино интересные вопросы. Поможем ему ответить на них?
3. Станция «Вопрос – ответ». (Слайд 6)
(Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая знает ответ. Вопросы, задаются командам по очереди)
1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов)
2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход)
3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней)
4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди)
5. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо ТС)
6. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах)
7.С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (с 14 лет)
8. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади)
9. Что обязательно должны делать люди, сидящие на передних сидениях автомобиля? (Пристегиваться ремнями безопасности)
10. Что такое ж/д переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной)
11.В каком возрасте можно получить водительское удостоверение?
(В 18 лет)
12.На какой свет светофора надо переходить улицу (На зеленый).
Учитель. А сейчас проверим как вы знаете мультфильмы и сказки, в которых упоминаются транспортные средства.
4. Станция «Автомульти». (Слайд 7)
• На чем ехал Емеля к царю во дворец?(На печке).
• Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда?(Велосипед).
• Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше?
(Вареньем).
• Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?
(Велосипед).
• Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?(В карету).
• На чем летал старик Хоттабыч?(На ковре - самолете).
• Личный транспорт Бабы - Яги?(Ступа).
• На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?
(На поезде).
• Ехали медведи на велосипеде,
А за ним комарики…
На чем летели комарики?(На воздушном шарике).
• Кто путешествовал в мультфильме «Чунга-Чанга»?(Кораблик).
• На чем летал барон Мюнхгаузен?(На ядре).
• В чем переплавлялись по морю царица со своим младенцем в сказке о царе Салтане?(В бочке).
5. Станция “Весёлый светофор”.(Слайд 8)
Учитель. Отгадайте загадку.
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.( Светофор)
Учитель. Сейчас команды должны расположиться друг за другом. По одному вы подходите к линии (5 шагов), берете в руки мяч и стараетесь попасть в один из глазков светофора. Удачный бросок, если мяч попадает в центр какого-либо кружочка, оцениваются так:
Зелёный – 1 очко;
Жёлтый – 2 очка;
Красный – 3 очка.
Учитель. Ребята, вы, наверное, видели на улицах и дорогах треугольные, круглые и квадратные знаки. По этим знакам водители узнают, где можно ехать, а где движение запрещено. Знаки предупреждают об опасности на дорогах. Эти знаки должны знать и пешеходы. А вы, ребята, их знаете?
6. Станция «Знакомство с дорожными знаками».
1. Знак “Дети”.
Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда - то. (Слайд 9)
2. Знак “Движение пешеходов запрещено».
Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати внимание, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено. (Слайд 10)
3. Знак “Велосипедная дорожка”.
Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет. (Слайд 11)
4. Знак “Пешеходный переход”.
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет. (Слайд 12)
5. Знак “Остановка автобуса”.
Ожидаешь ты посадки
На отведенной площадке.
Не нужна тебе сноровка,
Это место – остановка. (Слайд 13)
6. Знак “Переезд со шлагбаумом”.
Машины мчат во весь опор,
И вдруг навстречу знак.
Изображен на нем забор.
Шоссе закрыто на запор? (Слайд 14)
7. Станция капитанов “Эстафета-водителей”.(Слайд 15)
Учитель. Следующая станция для капитанов. Капитаны команд должны преодолеть препятствия (расставленные на полу кегли), ведя детскую машинку на верёвочке.
Условие: кто быстрее и без аварий доберётся до финиша.
8.Станция «Автомобиль будущего». (Слайд 16)
Учитель. За 3 мин придумать и нарисовать «автомобиль будущего» и потом защитить свой проект. Чем он хорош?
Буратино. Спасибо вам, ребята! Я с сегодняшнего же дня начну учить правила дорожного движения. Оказывается, это так интересно!
Изучайте, изучайте
Правила движения
И всегда их соблюдайте –
Все без исключения!
Мальвина. Ведь не зря на светофоре
Загораются огни
Красный, желтый и зеленый.
Нам хотят помочь они!
Учитель. Ребята, спасибо вам, что помогли Буратино понять, как важно знать правила дорожного движения.
- У вас на столах лежат шаблоны машин. Изобразите на них, то настроение и впечатление, которое осталось от игры-путешествия. По завершению работы, предлагаю вам повесить свои машины на доску, чтобы все могли увидеть, с какими чувствами, эмоциями мы закончили наше путешествие.
- Вот и подошло к концу наше путешествие, и в заключение хочется сказать:
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Должны вы правила движенья
Всегда и всюду соблюдать.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Помните правила эти всегда,
Чтоб не случилась с вами беда! (Слайд 17)
Литература
1.Изучаем правила дорожного движения.1-4 классы. Вып.2: тематические занятия, классные часы и викторины/ авт.-сост. А.В.Бармин и др.- Волгоград: Учитель, 2010.
2. Внеклассные мероприятия: 4 класс/Авт.-сост.О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ВАКО,2010.
3. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения/авт.-сост.В.Е.Амелина, О.Л.Фастова,С.В.Кашлева – 3-е изд.доп.и исправ.-М.:Глобус, 2008.
4.Н.Ф.Виноградова Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл.шк.возраста: кн.для учителя.- М.:ЭНАС-КЛАСС: Изд-во НЦЭНАС,2007.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками. Попова Г. П. - Волгоград: Учитель, 2006 .
11