Тема: Басни Ивана Андреевича Крылова
Цель урока: обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».
Задачи урока:
Образовательные:
- проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова;
- проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы;
- проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Развивающие:
- развитие речи и творческого мышления обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Воспитательные:
- воспитание культуры работы в группе;
- воспитание интереса к классической литературе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, записи мелодии к игре «Поле чудес», игрушечный барабан из настольной игры «Поле чудес»
Ход урока
Звучит музыка, выходит ведущий, на экране – заставка передачи «Поле чудес». Загаданное слово может висеть на доске, каждую букву необходимо закрыть, либо игру можно оформить в презентации с помощью триггеров.
Учитель (который выступает в роли ведущего):
- Здравствуйте, уважаемые участники литературного шоу «Поле чудес»! Встречаем первую тройку игроков!
Выходит первая тройка учеников-игроков. Для них можно специально поставить стол, за которым они будут сидеть или стоять, на столе расположить игрушечный барабан. Ребята могут приготовить небольшой рассказ о себе, например, в шутливой форме, передать привет и вручить символические подарки.
Учитель:
- Тема нашей сегодняшней игры – басни Ивана Андреевича Крылова. Итак, задание для первого тура. Какой герой басни Крылова произносит следующие слова: «Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой»?
Игроки называют буквы, отгадывают слово. Когда правильный ответ- Ловчий – угадан, наступает поэтическая пауза: подготовленный заранее ученик рассказывает басню Крылова.
Учитель:
- Встречаем вторую тройку игроков! Внимание! Задание второго тура игры. Как называется используемый в баснях иносказательный язык, название которому дал древнегреческий баснописец?
Правильный ответ – эзопов.
Учитель:
- А теперь поиграем с залом! Кто будет активнее всех, получит приз! Все внимание на экран. Ваша задача – соединить пары, которые звучат в названиях басен (работа с интерактивной доской).
Ребята выбегают к доске и соединяют пары.
СЛОН | МОСЬКА |
СТРЕКОЗА | МУРАВЕЙ |
ЗЕРКАЛО | ОБЕЗЬЯНА |
ОСЁЛ | МУЖИК |
ВОРОНА | ЛИСИЦА |
КУКУШКА | ПЕТУХ |
Учитель:
- И наконец – третья тройка игроков! Встречаем аплодисментами! Итак, вопрос для третьей тройки игроков. Как называется прием, который Крылов использует в баснях, передавая отвлеченные качества людей в конкретных образах животных?
Правильный ответ – аллегория.
Учитель:
- А теперь – творческая пауза. Встречаем наш мини-театр с сценкой по басне Крылова «Ворона и Лисица».
Выступают заранее подготовленные ученики.
Учитель:
- Наконец подошло время финала. Вопрос для финальной тройки игроков. На каком музыкальном инструменте играл Иван Крылов?
Правильный ответ – скрипка.
Учитель:
- Мы подошли к финалу. Наш победитель набрал …. очков. Он может выбрать приз (в основном для призов используют сборники басен Крылова). Этот приз достанется победителю, если он выиграет супер-игру. Итак, вопросы для супер-игры. Как назывался сатирический журнал, который издавал Крылов?
Правильный ответ – «Почта духов».
Учитель:
- Спасибо всем за участие!