Игра как средство развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы.
Что же такое творческие способности?
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, или по другому называется это креативностью.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И мы с вами, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуем расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорченно стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка. Воображение обогащает жизнь детей, делает ее интересней, ярче. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Ребенком движет удовлетворение своих потребностей, что рождает у них положительные эмоции.
А мы знаем, что дети необычайно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют, бурно реагируют на новое и необычное, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках. Их завораживает зрелище кукольного или настоящего театра, они легко сами преображаются в героев книг, спектаклей, фильмов. Именно в художественной деятельности, проявляется вкус ребенка, его эстетические переживания, развиваются творческие способности, инициативность и самостоятельность, расширяется кругозор, оттачиваются интеллектуальные способности. А чтобы изобразительная деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и техники выполнения изображения. Например, космическое пространство можно нарисовать гуашью, акварелью, карандашами, мелками, угольком, а можно изобразить с помощью разнообразных техник: оттиск поролоном, восковые мелки и акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки, пластилинография и многое другое. Каждый из этих методов – это маленькая игра, их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движения и мелкой моторики.
Очень важно создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Первое условие - это предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д.
Второе условие - это развивающая среда. Она должна быть разнообразной, насыщенной, неординарной. В нее необходимо включать максимальное количество предметов взрослого обихода. Должна быть возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению. Необходимо предоставлять свободу исследования (в обиходе называемого «ломанием») .
Четвертое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.
Для развития творческих способностей наших дошкольников мы подобрали следующие технологии:
1. «Технология открытых задач», т. е. задач, не имеющих однозначного решения и допускающих несколько вариантов правильных ответов.
—дополнение рисунков;
—сочинение рассказов;
—составление предложений с использованием 2—3 заданных слов;
—завершение предложения различными способами;
—конструирование предмета из данных материалов;
—называние всевозможных способов употребления предметов;
—усовершенствование заданного предмета (изменить игрушку так, чтобы с ней было интересно играть) ;
—нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов, фигур, букв;
—составление из заданных элементов большого количества предметов;
—придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий;
—нахождение общего между заданными предметами или явлениями.
- использование предметов в другом качестве.
2. Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) ], включающая методы и приемы, набор упражнений, заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы:
—мозговой штурм, активизирующий перебор вариантов для решения проблемы, имеющего следующие особенности: нет критики идей, а только поощрение, анализ (положительного и отрицательного в идее, на основе которого отбираются оригинальные решения;
—стектиш (по У. Дж. Гордону) : объединение разнородных элементов, основным способом которого является применение разного вида аналогий (прямой, фантастической, символической, компонентной, функциональной, путем гирлянд и ассоциаций) .
3. Кейс-иллюстрация - знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
На основе данных технологий мы составили картотеку игр для развития детского творчества.
1. Чем может быть.
Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.
Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.
2. Портрет из пуговиц
Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.
Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.
3. Смешная путаница
Цель: учить игровому и функциональному замещению предметов.
Педагог раздает набор из 16 небольших предметов: коробочка, карандаш, наперсток, лоскуток, ластик, шарик, кубик, бочонок из лото, флакончик, кусочек меха, пластилиновая колбаска, веревочка, набор счетных палочек, четыре пуговицы разной величины, спичечный коробок и т. д. Раскладывает все предметы перед собой на подносе, показывает их детям и просит определить, как можно было бы играть с ними, если бы не было игрушек, какие игрушки они могли бы заменить. При этом педагог называет такие предметы, как ножик, постель для куклы, чашка, корзинка и т. п., предлагая каждому ребенку выбрать для них заместителей.
Затем он дает задание играющим по очереди выполнить называемые им действия, подбирая для этого подходящие предметы из набора: отрезать ножом кусочек колбасы; постирать белье; налить воды из чайника в чашку; пропылесосить ковер; сделать укол пациенту; приготовить постель для куклы; собрать яблоки в корзину; разрубить топором полено и т. п.
4. Фантастические гипотезы
Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если. (город умел летать, часы шли наоборот и т. п.?
5. Необыкновенный полет
Цель: развивать фантазию.
Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем?
6. Чудо-машина
Цель: развивать фантазию.
Педагог предлагает вообразить необыкновенную чудо-машину, которая умеет делать все на свете: шить, печь, петь, делать любые игрушки. Ей надо только сказать: «Хочу, чтобы машина сделала так. ». И она выполнит любую задачу. Дети дают задания машине.
7. Сказочные истории
Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов) .
Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т. п., придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.
8. Кондитерские сказки
Цель: использовать элементы анимизма («одушевления» предметов)
Педагог. Очень часто в названии сказки или рассказа содержится главная мысль, идея. Эти названия обычно начинаются словами: «О том, как. ». Попробуйте сами сочинить такую сказку. Пусть ее героями будут не люди и не звери, а кондитерские изделия. А название у сказки будет такое.
О том, как пирожное захотело стать тортом.
О том, как мармелад поссорился с шоколадом.
О том, как конфета потеряла свою обертку.
9. Конструирование фраз
Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.
Педагог раздает детям картинки и предлагает подобрать пары и соединить их в слова (например, пирог с капустой, сыр лисы и др.) . Дети могут варьировать соединения картинок.
10. Художник в зоопарке
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.
Прикреплённые файлы:
| saveleva_fegfe.ppt | 1873,5 Кб | Скачан: 51 |
|
|
www.maam.ru
1. Игры на развитие воображения детей …………………………………….3
2. Игры на развитие творческого мышления детей……………………….13
3. Музыкальние игры………………………………………………………...25
1. Игры на развитие воображения детей 6-7 лет
Развитие воображения у детей
Воображение — неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра.
Наблюдения психологов
Воображение детей старшего дошкольного возраста реализуется в различных видах деятельности: рисование, конструирование, строительство, лепка, сюжетно-ролевые игры и т. д. В этот период появляется целенаправленность действий, игра становится менее спонтанной и более запланированной (согласно продуманному сценарию) .
«Несуществующая рыба».
Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин.
Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает?
Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.
«Представь себя...».
В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка.
В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками?
Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.
«Любимое животное».
В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях.
Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь) . Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж.
Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.
«Наскальная живопись».
Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи».
Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать) , загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.
«Рассмеши меня».
В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные — слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей.
Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.
«Слепой художник».
Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.
Гусеница из камней
Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький — хвостом. Разрисуйте гусеницу.
Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!
Космическое путешествие
?Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.
?Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т. п.
?Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
Необитаемый остров
?Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.
?Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.
?Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.
?Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.
Составь загадку
Игра развивает воображение, мышление
?Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная) .
Волшебные превращения
Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)
?Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.
?Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.
Для чего я хорош?
Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление
?Выберите какой-нибудь предмет. Задача — придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.
Лепка
Развивает воображение и мелкую моторику рук
Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.
?Из пластилина можно лепить все — посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее — провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.
Кулики, конструкторы
Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия
?Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно — дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.
Вечерние окна
?Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?
?Пофантазируйте вместе с ребенком.
Облака
?Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все!
А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.
Самодельные подарки
?У меня со старшей дочерью такой опыт — она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики») , бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.
?В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.
Упаковка подарков
?Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок — в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.
?Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.
Сказка по ролям или кукольный театр
?Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям — один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх — возможность прямого и свободного самовыражения.
?Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета — может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.
Сказки
Способствуют развитию речи, воображения, памяти
?Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории — их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.
Бумажные фигурки
Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.
?Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками — вот и готовые мячики для игры.
?Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.
Цветной коврик
Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.
?Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.
?Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.
Новогодние украшения
Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.
?Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.
?Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.
?Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.
Поделки из природных материалов
Необходимый инвентарь:листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.
?Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.
Кино
Необходимый инвентарь: видеокамера.
?Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит — костюмы, грим, декорации.
2. Игры на развитие творческого мышления детей
6 -7 лет
Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста
«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений.
Другие психологи полагают, что творчество — процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)
Полезная книга для родителей
Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка». Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.
«Что будет, если?..»
Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов.
Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.
Примеры заданий:
Подробней nsportal.ru
Работа с природным и бросовым материалом
Работа с природным и бросовым материалом позволяет детям свободно экспериментировать с материалами. Каждый ребёнок по своей природе творец, попадая в его руки любая палочка, шишка, камушек превращается в забавную игрушку
Во всех занятиях я использовала по художественному труду метод проблемного обучения это моделирование проблемных ситуаций, вопросы, развивающие логическое мышление, поисковую деятельность дл решения ситуации.
Постановка проблемной задачи и процесс её решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает детей в совместный поиск, оказывая им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.
Работа с красками:
Цвет в рисунке – наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства Тяготение детей к ярким чистым цветам придают их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи) , характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве.
Лепка из соленого теста
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным для лепки: оно очень эластично, с ним легко работать, это экологически чистый материал, изделия из него долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие взрослым и детям.
Работа с бумагой
работа с бумагой очень сложная, кропотливая. Не всем детям она была вначале по силам. Но, несмотря на то, что это трудная работа, она несет большую значимость, т.к. здесь идет развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных представлений, зрительного восприятия.
Работы получаются необычные.
Во время занятий дети вооружаются специальными знаниями, у них расширяется круг представлений. Зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением. Ведь создание красивых вещей –процесс творческий, а творчество основано на мастерстве.
Плетение из бумажных трубочек– оригинальный, занимательный и захватывающий вид рукоделия. Самый распространенный метод плетения корзинок из бумажных трубочек очень похож на плетение корзин из лозы. При плетении из бумажных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов бумаги, свёрнутых трубочкой, делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и различные предметы.
Считаю, что каждой поделке необходимо придать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, выставочным экспонатом, или подарком к празднику, любимой игрушкой.
Все данные мероприятия и занятия виды работ помогали развивать не только мелкую моторику рук, но я так же,,,,,,,,,,,,,,
приобщала детей к искусству;
развивала духовные, эстетические и творческие способности ;
фантазию, воображение,
Воспитывала художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
Проведение занятий с использованием нетрадиционных форм :
Способствует снятию детских страхов
Развивает уверенность в своих силах
Развивает пространственное мышление
Учит детей свободно выражать свой замысел
Побуждает детей к творческим поискам и решениям
Учить детей работать с разнообразным материалом
Развивает чувство композиций, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объемности
Показывая и раскрывая их возможностей для достижения лучшего результата необходимо участие самых близких людей, а это – родители, бабушки.
Я творил, и он творил
Вот и маму пригласил
Дал ей ручку и тетрадь
Стали вместе рисовать
Подробней nsportal.ru