Открытый урок по искусству (изобразительное искусство)
с использованием ИКТ на тему:
"Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Рисование ветки цветущей сакуры"
Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры.
Цель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьников
Задачи:
Воспитательные: вырабатывают правильные позиции в отношении ценностей к традициям и культуре Японии, воспринимают эстетический характер традиционного для Японии почитания красоты природы.
Развивающие: развивают художественный вкус, индивидуальные творческие способности, мелкую моторику руки.
Обучающие: знакомятся с техникой Алла прима и отрабатывают ее в изображении Японского пейзажа. Приобретают новые композиционные навыки. Научатся рисовать цветущую ветку вишни с использованием смешанной техники. Изображают природу через детали, характерные для японского искусства.
УУД.
Предметные: расширяют свои представления о культуре Япония; получают возможность продолжить учиться, организовывать свое рабочее место ,использовать художественные материалы; усваивают суть понятий «образ», «кимоно», «хокку», «экибана».
Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации ,отзывчивы к красоте образа цветущей вишни в Японском искусстве.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация.
Материалы: на каждом рабочем месте акварель, гуашь белая, красная, черная или коричневая, кисточки №2, 6, палитра, лист белой бумаг, баночка для воды, салфетка.
Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Проверьте готовность к уроку. Если чего-то не хватает, поднимите руку. (На слайде изображение инструментов и материалов, необходимых для урока.)
Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в удивительную страну. Предлагаю вам поздороваться на языке этой страны.
- Ко-ни-шу-а. (Ко-ни-шу-а.)
- Как вы думаете, на каком языке вы поздоровались? (Мы поздоровались на …………….языке).
- А чтобы точно узнать что это за язык, и в какую страну мы отправимся , отгадайте ребус .
- Верно, это страна Япония.
- Эту страну называют страной восходящего солнца.
- В какой части света она находится? (Япония находится на востоке)
- Давайте обратимся за помощью к карте и посмотрим как выглядит эта загадочная страна?
- Это страна зеленых гор и морских заливов. В Японии можно увидеть самую разнообразную природу, можно сказать, что здесь соседствуют север и юг.
Флаг у Японии двухцветный
Вводная беседа
- Прежде, чем приступить к рассказу об этой удивительной стране, хочу раскрыть вам тайну искусства этой страны, которая состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым.
- Как вы понимаете это высказывание? Что значит вслушиваться в несказанное? (Это значит слушать звуки природы. Умение понять когда человеку грустно, а он об этом не говорит.)
- Верно. А как это любоваться невидимым? (Это ощущать запах, слушать пение птиц, журчание ручейка, чувствовать прикосновения и др.)
- Молодцы, ребята!
- С древних времен у японцев появился обычай любоваться природой.
- Какими явлениями природы можно любоваться зимой? (Зимой можно любоваться морозными узорами на стекле, свежевыпавшим снегом, узорами на снежинках, инеем на ветках.)
- Верно, а осенью? (Осенью можно любоваться разноцветной листвой на деревьях, проливным дождем)
- Чем бы вы любовались в летнее время? (Летом бы я любовалась (любовался) цветением роз, ромашек, бегущими в небе облаками, шелестом листьев)
- Предлагаю вам послушать отрывок из японской поэзии, автора Кито.
Гляжу – опавший лист
Опять упал на ветку.
То бабочка была.
Кито.
- Что вы представили? (Я представил как только что упавший лист вдруг взлетел на ветку. Это же была бабочка)
- Послушайте другое стихотворение, автора Мацуо Басё
Над ручьем весь день
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень.
Басё
- Что ты представил? (Я представил, как стрекоза летает над водой и как бы играет с собственной тенью)
- Что особенного вы заметили в японской поэзии? (Поэты как будто говорят о человеке через образы природы)
- Творческие приемы очеловечивания природы характерны не только для поэтов, но и для художников.
- Перед вами картины известного японского художника Кацусика Хокусая.
Знакомство с творчеством японского художника К.Хокусая
- Кацусика Хокусай не только художник, но и поэт и писатель. Он родился в Токио. Уже в 10 лет Хокусай служил в книжной лавке, где впервые увидел и полюбил работы художников – графиков. В 1778 году он начинает работать как иллюстратор. В течении жизни художник проиллюстрировал более 500 книг. Среди них были его собственные книги, 12 сборников – пособий по рисованию. Позже основной темой творчества Хокусая стал пейзаж. Очень часто на его картинах можно увидеть символ Японии – гору Фудзияма, «Цветение сакуры», а также морские пейзажи «большая волна в Канагава»
- Предлагаю вам повнимательнее рассмотреть картины этого художника.
Сравнение японской и русской пейзажной живописи.
- Ребята, вы рассмотрели работы японского художника Кацусика Хокусая. А вот работы наших русских художников.
- Работы каких художников вы видите. (Я вижу пейзаж И.И. Левитана «Золотая осень». Я вижу пейзаж И.И. Шишкина «________________»)
- Чем похожи картины? (Картины изображают величие, красоту природы)
- Чем отличаются? (Японские художники тщательно прорисовывают цветы, ветки )
- Верно, художники Японии изображают мир природы, пристально вглядываясь в детали. В этом и заключается особенность восточной живописи.
Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, а какая картина отображает то явление природы, которое мы наблюдаем каждый год весной?
- В конце марта Япония полностью преображается. Сотни тысяч деревьев покрываются белыми и розовато-белыми цветами, поэтому издали кажется, будто они окутаны облаками и покрыты хлопьями снега. На улицах Японии начинается настоящий праздник с вишневым ароматом – праздник сакуры.
Японцы верят, что в дереве теплится душа .Заботясь о сакуре, японцы учатся уважать старость, традиции своей семьи и своего народа.
Я надеюсь, что в конце урока и мы сможем устроить свой маленький фестиваль любования вашими работами.
4.Практическая работа.
Мы не случайно будем рисовать ветвь цветущей вишни в осенний день, потому, что японцы задолго готовятся к этому событию, расписывая предметы домашнего обихода, одежду изображениями ветки цветущей сакуры.
Чтобы нарисовать ветку сакуры, для фона мы с вами выполним японский пейзаж. Воздух в Японии очень влажен, легкая туманность окутывает природу Японии. Чтобы показать эту туманность и размытость мы с вами начнем работать в технике Алла прима –живопись по сырому. Этапы выполнения пейзажа в технике Алла прима:
Для того чтобы выполнить работу, необходимо полностью смочить листок водой и на влажную бумагу накладывать цвет. (наглядная демонстрация).
Набираем на кисточку акварель и легкими движениями намечаем контур Японского пейзажа.
Начинаем накладывать цвета с неба, далее горы и долина.
- Даем немного фону подсохнуть перед тем, как начнем работать над веткой сакуры.
5.Физкультминутка
- Ребята, не правда ли красива ветка сакуры?
- Давайте и мы попробуем красоту сакуры отобразить в движении.
«Цветы сакуры»
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Нашей сакуры цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают
6. Рисование основного элемента сакуры.
А теперь мы начнем рисовать ветку Сакуры гуашью.
Этапы рисования:
набираем на кисточку черную или коричневую гуашь:
начинаем рисовать ветку размещая ее по диагонали листа, создавая ассиметричную композицию. Проводим плоской стороной кисти, намечая фон ветки:
затем оттеняем на тон темнее шероховатости коры ветки, слегка подрагивающей рукой.
последовательно: основная ветка, затем тонкие, вверх, вниз, легкими движениями.
на палитре в белила добавляем немного красного цвета, смешиваем и получаем нежно розовый цвет, этим цветом мы будем рисовать цветы сакуры.
намечаем зоны, где будут цветы касанием кисточки ;
следуем логике: раскрытый цветок, следом - полураскрытый, затем – бутон. Маленькие бутоны – почки можно продолжить и далее в виде точек. Раскрытый цветок имеет 5 лепестков, полураскрытый – 3, бутон – один.5:3:1. Повторяем эту последовательность на нескольких тонких веточках.
наносим основной тон цветка широкими каплями и прорисовываем контуры цветка
черным цветом рисуем детали цветка: - сердцевина в виде скобочек – запятых, из нее тонкими штрихами выводим тычинки и завершаем их точками.
наши цветы готовы.
Нарисуйте самостоятельно остальные цветки. Но только так, чтобы их не было очень много – так ветка будет казаться тяжелой, и не очень мало – будет много пустого места.
Добавьте немного зеленых листочков.
Итог урока
- Молодцы, ребята, наш урок подходит к концу.
- Скажите, о какой стране сегодня шла речь на уроке?
- Что вы узнали об этой стране?
- Чем отличаются пейзажи нашего края от пейзажей Японии?
-Какое дерево является символом Японии?
Чему научились на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
Оценка 5 ставится, если рисунок был выполнен самостоятельно, без помощи учителя, аккуратно.
Оценка 4 ставится, если рисунок был выполнен самостоятельно, аккуратно, помощь учителя использовалась не более 2 раз за урок.
Оценка 3 ставится, если рисунок был выполнен с помощью учителя, неаккуратно.
Оценка 2 ставится, если рисунок не выполнен.
- Поместите рисунок под соответствующую оценку.
8.Выставка работ.
Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль любования цветами сакуры.
Стихотворение.
Промолвил подорожник сад - прекрасен, но все же от него не много проку.
Он рану залечить, увы, не властен, лишь тропы в нем, а предо мной – дорога.
А сад благоухал и слов не слушал, свела с ума своя ж краса цветная.
Он красотой лечил людские души, возможно даже сам того не зная.
У каждого свое предназначенье! Ни осуждать, ни исправлять не надо.
Необходимо нам Земли вращенье! И красота божественного сада!
Борис Прахов
10. Подведение итогов урока.
-Ребята, вам понравился наш урок?
Мне было приятно с вами работать. Я хочу, чтобы вы больше узнали о традициях и культуре разных стран и никогда не забывали о своей Родине.
До свидания.
Дополнительная информация
Япония расположена на островах Тихого океана. Японские острова находятся в зоне, подверженной частым землетрясениям и тайфунам. В Японии все горы священные. Особенно священна гора Фудзи – самая высокая в Японии, почти 4000 метров. Обычно восходители поднимаются на нее ночью, чтобы встретить там восход солнца. Гора Фудзи – действующий вулкан! Около 300 лет здесь не было извержений, но зато последнее извержение было таким сильным, что даже далекий от горы город, столица Японии - Токио был, как снегом, засыпан слоем пепла.
Жители острова привыкли быть настороже, довольствоваться скромным бытом, быстро восстанавливать жилище и хозяйство после стихийных бедствий. Несмотря на природные стихии, постоянно угрожающие благополучию людей, японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром, умение видеть красоту природы в большом и малом.
Для любого народа, пожалуй, самым важным является жилище, дом, постройка. Мы говорили об этом, когда знакомились с русской избой. Люди не могут жить вне коллектива, им нужны такие постройки, где они могли бы собираться все вместе. Такими сооружениями издавна были….(вопрос классу: что?) храмы. Давайте вспомним, на кого похожи храмы в России (на богатырей). А вот здание японского храма – пагода – больше похоже на что? /версии детей/. Да, похоже на изящную легкую башню, дерево. Это особенное явление, совсем непохожее ни на наши храмы, ни на европейские.
Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. И у этих крыш есть особенность – поднятые кверху концы. К концам кровли иногда привешивают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят. Японские архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они сливались с окружающей средой, были открыты ей.
Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. В школе есть даже такой особый предмет : как искусство любования. На котором учат: всматриваться в окружающее, обычное – и видеть красивое, всматриваться в малое – и видеть великое.