«Осенний фестиваль знаний 2024»

«Гражданская война»

«Гражданская война»

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.


Тема: «Гражданская война».


Тип урока: изучение нового материала


Вид урока: лекция, с элементами беседы и использованием компьютерной презентации. (Компьютерная презентация сделана с использованием анимации)


Цель урока:

  • раскрыть основные этапы, итоги и историческое значение Гражданской войны

  • воспитательных целях особенно следует подчеркнуть братоубийственный характер конфликта, раскрыть трагедию всего населения России вне зависимости от принадлежности к тому или иному противоборствующему лагерю.

  • Развивать умения учащихся делать выводы.


Задачи урока:

  • расширить и углубить знания учащихся о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917 – 1922 годах; сформировать у учащихся отношение к происходящим тогда и по разному оценивающимся сегодня событиям; сделать вывод о виновниках этой трагедии, ее героях и жертвах; закрепить знания об основных этапах войны; сформировать представления о взаимоотношениях различных политических сил и общества;;

  • Воспитывать чувство справедливости и нравственности, помочь учащимся выработать собственную позицию по отношению к событиям того времени.

  • Формировать навыки работы с картой, схемой, справочным материалом. Развивать умение анализировать и делать выводы.


Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты времен Гражданской войны.


Основные понятия: гражданская война, интервенция, сепаратный мир.


Ход урока:

  1. Организационная часть

  2. Вводное тестирование

  3. Переход к изучению нового материала

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление материала, итоговое тестирование

  6. Домашнее задание, выставление оценок


План изучения нового материала:

  1. Причины и суть Гражданской войны

  2. Два основных противоборствующих лагеря войны

  3. Первые вспышки войны

  4. Создание Красной армии

  5. Интервенция

  6. На фронтах Гражданской войны:

  • Восточный фронт

  • Южный фронт

  • «Белый» Север

  • «Белый» Крым

7. Завершающий этап Гражданской войны

8. Причины поражения белого движения

9. Итоги Гражданской войны


Ход урока




    1. Организационная часть (2 минуты).


Цель: организовать учащихся, настроить их на предстоящую работу на уроке, обозначить ход предстоящего урока.


      • Приветствие

      • Объявление темы и плана урока









    1. Вводный тест (3 минуты).

Ф.И.

1


2


3


4


5


Цель: повторить с учащимися некоторые важные вопросы из предыдущего материала, чтобы логически связать его с содержанием данного урока.


Перед уроком учащимся раздаются бланки


На экране проецируется 5 вопросов вводного теста по ранее изученному материалу. (Кадры №2-6)

Учащиеся предупреждаются, что в данном тесте должно быть выбрано два правильных ответа и все они должны быть указаны, только тогда тест считается выполненным. (возможно на основе теста провести фронтальный опрос)


ВОПРОС 1

Назовите основные положения Брестского мира

А

Сепаратный мир между Россией и Германией

Б

Восстановление русско-германского торгового договора

В

Оккупация немецкими войсками Белоруссии и Прибалтики


ВОПРОС 2

Какие мероприятия были проведены советской властью в 1917-1918 годах

А

Передача исполнительной власти СНК

Б

Объединение Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в единую систему власти

В

Ликвидация революционных трибуналов

ВОПРОС 3

Какие основные положения включал в себя Декрет о земле?

А

Конфискация помещичьих земель

Б

Национализация земли

В

Муниципализация земли

ВОПРОС 4

Какие положения включал Декрет о мире?

А

Заявление о выходе России из войны

Б

Предложение мира без аннексий и контрибуций

В

Подписание мира между Россией и Германией

ВОПРОС 5

Разгон Учредительного собрания в январе 1918 года


А

Показал невозможность для сил, противостоящих большевикам, мирным путем решить вопрос о власти

Б

Дал возможность меньшевикам и эсерам перехватить власть у большевиков законным путем

В

способствовал развязыванию гражданской войны

Г

усилил контакты большевиков с другими социалистическими партиями

На заранее заготовленных и розданных бланках учащиеся отмечают правильные ответы и сдают на проверку.

Правильные ответы озвучиваются учителем и учащимися.

III. Переход к изучению нового материала (2 мин.).


Цель: обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.


УЧИТЕЛЬ

УЧАЩИЕСЯ

ЭКРАН

Учитель напоминает тему урока «Гражданская война».

Записывают тему в тетради.

Кадр №7

«Гражданская война».

Итак, в конце октября 1917 большевики захватили власть. Началась новая страница истории нашей страны. Со всеми этими событиями вы уже знакомились в 9 классе. Сегодня наша задача расширить знания о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917 – 1922 годах; сделать вывод о виновниках этой трагедии, ее героях и жертвах; закрепить знания об основных этапах войны; раскрыть итоги и историческое значение Гражданской войны.


Кадр №8

«ОКТЯБРЬ 1917 года»

Одно дело захватить власть, гораздо сложнее удержать ее в своих руках, тем более что и внешние и внутренние силы страны активно противостояли самозваной власти


Кадр №9

«Октябрь 1917»

На протяжении урока учащимся предлагается выписывать возможные варианты ответа на вопрос: «Что позволило большевикам удержать и упрочить власть в своих руках?».

Вопрос написан так же на доске на протяжении всего урока.

Записывают вопрос в тетради.

Кадр №10

«Что позволило большевикам удержать и упрочить власть в своих руках?».



  1. Изучение нового материала (30 мин).


Цель: расширить и углубить знания учащихся о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917 – 1922 годах; сформировать у учащихся отношение к происходящим тогда и по разному оценивающимся сегодня событиям; закрепить знания об основных этапах войны; сформировать представления о взаимоотношениях различных политических сил и общества; сделать вывод о виновниках этой трагедии, ее героях и жертвах; закрепить знания об основных этапах войны; сформировать представления о взаимоотношениях различных политических сил и общества; раскрыть итоги и историческое значение Гражданской войны;

В воспитательных целях особенно следует подчеркнуть братоубийственный характер конфликта. Воспитывать чувство справедливости и нравственности.

Формировать умение работы с картой, схемой, справочным материалом. Развивать умение делать выводы.



УЧИТЕЛЬ

УЧАЩИЕСЯ

ЭКРАН

1. Причины и суть Гражданской войны


Далеко не все были рады произошедшей смене власти, общество раскололось на её приверженцев и противников. Началась «Гражданская война»


Кадр№11

«Раскол»

Вопрос классу: «Что принято называть гражданской войной?»


Ответ: …столкновение, противостояние граждан одного государства.

Записывают.

Кадр №12

«Что принято называть гражданской войной?»


2. Два основных противоборствующих лагеря войны


В России население разделилось на два основных лагеря: белых и красных

Попробуйте самостоятельно определить социальный состав этих лагерей.





После вариантов учащихся учитель подводит итог:

основной поддержкой белые пользовались среди дворян, буржуазии, интеллигенции, казачества, духовенства, кулаков.




Почему Середняки не сразу поддержали большевиков? Что от них зависело в этой войне и от чего зависело их решение поддержать ту или другую силу? Попробуйте ответить на этот вопрос в ходе урока. (обсудить в разделе «Причины поражения белого движения» или дать как задание на дом)

Учащиеся отвечают.

Записывают:

«два лагеря»


белые красные






Записывают в тетради

«два лагеря»


белые красные

дворяне рабочие

интеллигенция интеллигенция

духовенство бедняки

казачество

буржуазия

кулаки

середняки?



Около слова середняки учащиеся ставят знак вопроса?

Кадр №13

«два лагеря»


белые красные








Кадр №14-15


БЕЛЫЕ

КРАСНЫЕ

Дворяне

Рабочие

Буржуазия

Интеллигенция

Духовенство

Бедняки

Казачество

Середняки

Интеллигенция


Кулаки









3. Первые вспышки войны


Уже в конце октября стали формироваться силы пытающиеся противостоять большевикам.

  • На Петроград наступал корпус генерала Краснова под командованием А.Ф Керенского. Неудачно.

Посмотрите на карту

  • 3 ноября власть в Москве перешла в руки Советов

  • На Дону белогвардейскую армию возглавил атаман А.Л.Каледин

  • В районе Кубани сформирована Добровольческая армия, которую возглавлял сначала Л.Г.Корнилов, а после его смерти Деникин

  • На Урале казацкое войско возглавил А.И.Дутов

  • В Забайкалье – Г.С Семенов


Записывают: «Первые вспышки войны»

Находят на карте районы, где велись военные действия.



Петроград – Краснов, Керенский





  1. ноября – в Москве установлена власть Советов.


На Дону – Каледин А.Л

Кубань – Добровольческая армия Корнилов Л.Г., Деникин А.И.


Урал – А.И.Дутов

Забайкалье – Г.С Семенов


и другие.

Кадр №16

«Первые вспышки войны»





Характер первых выступлений против Советской власти:

Стихийны, разрозненны, не пользовались массовой поддержкой населения – в большинстве были разгромлены

Записывают:


-стихийны

- разрозненны

- не пользовались массовой поддержкой населения

– разгромлены

Кадр № 17

«Первые выступления против Советской власти»:

-стихийны

- разрозненны

- не пользовались массовой поддержкой населения

- в большинстве случаев были разгромлены

  1. 4. Создание Красной армии.

  2. В ходе боев с Корниловцами стало понятно, что залог сохранения режима – создание регулярной армии. Главным организатором Красной армии стал наркомвоенмор Л.Д.Троцкий. В январе 1918 года создается рабоче-крестьянская Красная армия, сначала на добровольных началах, а осенью вводится Всеобщая воинская повинность. В неё привлекались бывшие царские офицеры. В армии выдвинулось много выдающихся военачальников.

  3. (Каких военачальников вы помните?) – М.В.Фрунзе, В.И.Чапаев, С.М.Буденный, М.Н.Тухачевский и др.

Записывают:

Январь 1918 года – создание Красной армии.








Организатор Л.Д.Троцкий



Отвечают и записывают:

Военачальники: Фрунзе М.В., Чапаев В.И, Тухачевский М.Н.,

Буденный С.М.

Кадр №18

  1. «Создание Красной армии».








(фото Л.Д.Троцкого)






(фото Чапаева, Фрунзе, Тухачесвского)

5. Интервенция

Что такое интервенция?

Уже в конце 1917 года некоторые иностранные державы стали вводить свои войска на территорию России.

Румыния выдвинулась в Бесарабию, Турция на Закавказье, Германия – в Грузию.

Ответ: «Интервенция – вмешательство иностранных держав во внутренние дела страны. Бывает военная, экономическая, политическая..»


Находят на карте районы, где производились высадки десантов

Кадр №19 «Интервенция»




Кадр №20 нападение Румынии, Турции, Германии

(ката)

Причины интервенции:

- сепаратный договор России и Германии

- потеря собственности на территории России

- желание обеспечить возвращение долгов

- раздел России на сферы влияния

Записывают причины интервенции:

- договор России и Германии

- потеря собственности

- возвратить долги

- раздел России на сферы влияния

Кадр №21«Причины Интервенции»

В марте 1918 года, занявшие ранее выжидательную позицию страны Антанты начали военную интервенцию.

(Что спровоцировало страны Антанты начать интервенцию?)

Английские, американские и французские войска высадились в Мурманске и Архангельске, Японские, на Дальнем Востоке

После капитуляции Германии в ноябре 1918 года интервенция усилилась.




Ответ: «Заключение Россией сепаратного мира с Германией»



Страны – интервенты в России:

Англия, США, Франция, Германия, Япония, Турция, Румыния





Кадр №22 «Интервенция»

Повод к началу интервенции





Кадр №23 «Интервенция»

Карта. Направления нападений

Причины быстрого завершения и неудачи интервенции:

- усталость войск от войны

- противодействие местного населения

- боязнь распространения революционных идей

Записывают причины завершения интервенции:

- усталость войск

- противодействие населения

- боязнь революционных идей

Кадр №24«Конец интервенции»

  • Причины завершения интервенции

  • Карта эвакуация войск

6. На фронтах Гражданской войны:

    • Восточный фронт

Одновременно с военной интервенцией усиливается белогвардейское движение.

В мае 1918 года при участии восставшего чехословацкого корпуса советская власть была свергнута в Поволжье, Сибири, на Дальнем Востоке

Записывают:

Восточный фронт.



Находят на карте районы, где располагались эшелоны с белочехами.


Май 1918 год - Чехословацкий мятеж

Кадр №25

«Восточный фронт»







Карта «Чехословацкий мятеж»

В сентябре 1918 года в Уфе на съезд собрались антибольшевистские правительства. Большую роль в них играли эсеры. Было решено объединиться и создать единое правительство – «Уфимскую директорию»

При наступлении Красной армии директория переезжает в Омск. Там её возглавляет адмирал А.В.Колчак, называя себя Верховным правителем России

Записывают: сентябрь 1918 года – антибольшевистское правительство – «Уфимская директория»

Переехала в Омск – возглавил А.В.Колчак – Верховный правитель России


Находят на карте Уфу и Омск.


Кадр №26«Восточный фронт»

«Уфимская директория»- переезд в Омск – Колчак (фото).


Причины поражения Колчака

Колчак выгнал из правительства эсеров. Это сразу оттолкнуло от него большую часть крестьянства. Карательные экспедиции и жестокие исключительные законы, еще больше настраивали население против Колчака. Белогвардейская армия отступила к Иркутску. Там против Колчака вспыхнуло восстание. В начале 1920 года Колчак был арестован и расстрелян.

Записывают: начало 1920 года в Иркутске Колчак разгромлен.

Находят на карте районы, где велись военные действия.


Кадр №27 « Разгром Колчака»

Отступление в Иркутск.

Причины поражения Колчака:

  • РАЗРЫВ С ЭСЕРАМИ

  • ИСЕЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ (КАРАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ, СМЕРТНЫЕ КАЗНИ…)

  • ОТСУТСТВИЕ ПРОГРАММЫ РЕФОРМ

  • ОТСУТСТВИЕ ЕДИНСТВА В АРМИИ


  • Южный фронт

Посмотрите на этот плакат. Против кого он направлен? Что вы можете сказать о союзниках Добровольческой армии?

Ответ: Плакат направлен против красных. Армии белых помогали англичане.

Кадр №28

Белогвардейский плакат

На юге действовало две белогвардейские армии:

Донская армия генерала П.Н.Краснова и Добровольческая армия генерала А.И.Деникина

Первая получила поддержку Германии, а вторая – Антанты, поэтому друг с другом не взаимодействовали

В конце 1918 года все антибольшевистские силы юга объединились под командованием А.И.Деникина. В июле 1919 года он предпринял поход на Москву. Белогвардейская армия была у Москвы. Захвачены Курск, Орел, Воронеж. Наступил решающий момент. «Все на борьбу с Деникиным» - главный призыв тех дней.

Осенью 1919 года началось контрнаступление Красной армии. В феврале – марте 1920 года основные силы Добровольческой армии были разбиты. Большую роль в этом сыграла первая кон армия под командованием Буденного, а так же армия зеленых под командованием Махно.

(Каковы были цели и задачи зеленого движения? Почему они поддержали красных?)

Остатки белогвардейских сил укрылись в Крыму под командованием барона Врангеля.

Записывают:

«Южный фронт»

Донская

армия

Добровольческая

армия




Краснов Деникин

(Германия) (Антанта)

Не взаимодействовали.





Деникин

1919 год поход на Москву



Находят на карте районы, где велись военные действия.









Ответ: солдаты-крестьяне «зеленой армии» были анархических взглядов. Но они не желали возвращения земли прежним владельцам, а потому поддержали в тот момент красных.

Записывают: Февраль-март 1920 г – Деникин разбит.

Остатки войск – отступили в Крым под командованием Врангеля


Находят на карте районы, где велись военные действия.

Кадр №29

«Южный фронт»

Донская

армия

Добровольческая

армия




Краснов Деникин

(Германия) (Антанта)






Карта








Фото Буденного.

(Карта)




Фото Махно


Карта.

Фото Врангеля.

  • «Белый» Север

В Мурманске и Архангельске образованы антибольшевистские правительства. В основном они представляли социалистические силы, и поэтому не могли объединиться с промонархистскими силами.

На Северо-западе действовала армия под командованием Юденича. Но обе попытки захватить Петроград в 1919 году оказались неудачны.

Юденич был разбит войсками Красной армии. А в феврале-марте 1920 года весь «Белый» север стал «Красным».


Находят на карте районы, где велись военные действия.







Записывают:

1919 год -Юденич наступление на Петроград. Разбит.

Февраль-март 1920 г. –весь Север в руках Красных.

Кадр №30

Карта.

Фото Юденича














  • «Белый Крым»

Последний оплот белогвардейского движения – Крым. Барон Врангель попытался провести демократические реформы, в надежде привлечь население на свою сторону, что бы противостоять большевикам. Но времени на это у него не было. В ноябре 1920 года войска Врангеля разбиты. Таким образом, было покончено со всеми крупными антибольшевистскими армейскими соединениями.


Записывают:

«Белый Крым»


Находят на карте районы, где велись военные действия.



Записывают:

Ноябрь 1920 года Врангель разбит.



Кадр №31 «Белый Крым»- Разгром белогвардейского движения

Фото

Плакаты красных.

Карта – утверждение власти Советов.






  1. Завершающий этап Гражданской войны

1920-1922 гг.- так называемая малая Гражданская война.

-Разгромлено движение «Зеленых»

-Красные утвердились на Дальнем Востоке

-Советская власть установилась в Средней Азии и Закавказье

-Подавлены многочисленные крестьянские восстания

-Неудачей закончился Польский Поход Красной армии. К Польше отошли Западная Белоруссия и Западная Украина.

Записывают: 1921-22 гг. –

  • подавление крестьянских

восстаний,

  • разгром «зеленых»

  • установление Советской власти в

Средней Азии, Закавказье, на Дальнем

Востоке.

  • Польский Поход Красной армии.


1922 год- конец Гражданской

Войны.


Кадр №31

Кадр №32

  1. 8. Причины поражения белого движения.

  2. Так что позволило большевикам удержать и упрочить власть в своих руках?

(Или какие причины поражения белогвардейского движения вы могли бы назвать? (не названо дополняется учителем)

  1. -ОТСУТСТВИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ

  2. -ВОЗВРАЩЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ ПРЕЖНИМ ВЛАДЕЛЬЦАМ – КРЕСТЬЯНЕ ВЫБРАЛИ БОЛЬШЕВИКОВ, КОТОРЫЕ КАЗАЛИСЬ ИМ МЕНЬШИМ ЗЛОМ

  3. -НЕПОПУЛЯРНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА БЕЛЫХ

  4. -НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ ЕДИНСТВА ВНУТРИ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

  5. -ОТКАЗ ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ

-М - МОРАЛЬНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ БЕЛОЙ АРМИИ

- БОЛЬШЕВИКИ КОНТРОЛИРОВАЛИ САМЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕРАЙОНЫ
- РУКОВОДСТВО ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ СМОГЛО

МОБИЛИЗОВАТЬ ВСЕ СИЛЫ И УМЕЛО

ПЕРРЕГРУППИРОВАЛО И

- ЖЕСТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА «ВОЕННОГО

КО ММУНИЗМА»

-ТЕРРОР

Ответ: (записывают в тетрадь): 1.Поддержка крестьянства

2. Контроль экономически развитых районов

3. Умелая мобилизация и перегруппировка сил большевиками

4. Политика «Военного коммунизма»

5. Террор

6.Ошибки лидеров белогвардейского движения:

Причины поражения белого движения:


  1. -ОТСУТСТВИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  2. -ВОЗВРАЩЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ ПРЕЖНИМ ВЛАДЕЛЬЦАМ

  3. -НЕПОПУЛЯРНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

  4. -НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ ЕДИНСТВА ВНУТРИ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

  5. -ОТКАЗ ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ

-М - МОРАЛЬНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ

БЕЛОЙ АРМИИ


  1. Кадр №33 Что позволило большевикам удержать и упрочить власть в своих руках?






Кадр №34(высвечивается после ответов учащихся)

Причины поражения белого

движения:

-ОТСУТСТВИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

  1. -ВОЗВРАЩЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ ПРЕЖНИМ ВЛАДЕЛЬЦАМ

  2. -НЕПОПУЛЯРНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

  3. -НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ ЕДИНСТВА ВНУТРИ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

  4. -ОТКАЗ ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ

-М - МОРАЛЬНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ

БЕЛОЙ АРМИИ


9. Итоги Гражданской Войны

(Какие вы можете обозначить итоги ?)

Гражданская война стала национальной

трагедией России.

Виновны и большевики и

представители обеспеченных классов,

не желающих идти на компромисс с

рабочими и крестьянами.

В результате войны погибли миллионы

людей, несколько миллионов

эмигрировало.

Была разрушена промышленность, с/х,

транспорт. Милитаризация

экономики.

Искалечены души людей, исковеркано

сознание - насилие многими стало

восприниматься как норма.

Отвечают и записывают:

Главный итог – большевики смогли не только удержаться у власти, но и упрочить свою власть в стране.

Кадр №35,36

«Итоги войны»



  1. Закрепление материала, итоговое тестирование Кадры № №37- 40


Цель: закрепить полученные на уроке знания

Задания высвечиваются на экране и проверяются в устной форме.

ВОПРОС 1

Выступление каких частей привело к эскалации Гражданской войны на большей части территории России?

А

Добровольческой армии

Б

Армии А.Ф.Керенского и П.Н.Красного

В

Чехословацкого корпуса

Г

Армии адмирала Колчака

ВОПРОС 2

Кто в 1919 году командовал белыми армиями на юге России?

А

А.И.Деникин

Б

Н.Н.Юденич

В

А.В.Колчак

Г

Л.Г.Корнилов

ВОПРОС 3

Что не служило причиной интервенции в Россию?

А

Национализация частной собственности западных компаний

Б

Признание В.И.Лениным независимости Финляндии

В

Заключение Россией сепаратного Брестского мира

Г

Поддержка правительствами западных стран Белого движения

ВОПРОС 4

Какие меры были осуществлены политическим руководством большевиков для создания регулярной Красной армии?

А

Массовая мобилизация рабочих и крестьян в армию

Б

Восстановлены воинские звания и ритуалы царской армии

В

Привлечены специалисты из числа царских офицеров

Г

Главнокомандующим назначен генерал А.А.Брусилов


ВОПРОС 5

Кто руководил наиболее известным анархо-крестьянским движением на Украине?

А

А.С.Антонов

Б

М.В.Фрунзе

В

Гетман Скоропадский

Г

Н.И.Махно

ВОПРОС 6

Чья поддержка обеспечила большевикам победу в Гражданской войне?

А

Национальных меньшинств

Б

Стран Антанты

В

Основной массы крестьянства

Г

солдат

  1. Домашнее задание, выставление оценок


Д/З 1) Учебник История Отечества ХХ – начало ХХI века. Н.В.Загладин и др.§12-13, отвечать на вопросы 1-9, задание 1. Задания 2-4 по выбору.

2) «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» А.М.Горький. Подумайте, и раскройте суть этой фразы опираясь на историю Гражданской войны России. Кадр №41








ПРИЛОЖЕНИЕ


О Гражданской войне

НАСЕЛЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО НАС НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ, но настроено к нам враждебно. Сил у нас нет, и сопротивление бесполезно. Я не хочу лишних жертв, лишнего кровопролития. А. КАЛЕДИН,  генерал, руководитель казачьей контрреволюции на Дону.
 

АРМИЯ, ВОСПИТАННАЯ НА ПРОИЗВОЛЕ, грабежах и пьянстве, ведомая начальниками, примером своим развращающая войска,- такая армия не могла создать Россию... П. ВРАНГЕЛЬ.
 

С УЖАСОМ ЗРЮ, ЧТО ВЛАСТЬ ДРЯБЛА, тягуча, лишена реальности и действенности, фронт трещит, армия разваливается, в тылу восстания, а на Дальнем Востоке неразрешенная атаманщина. Власть потеряла целый год, не сумела приобрести доверия, не сумела сделаться нужной и полезной... Сейчас нужны гиганты наверху и у главных рулей и плеяда добросовестных и знающих исполнителей им в помощь, чтобы вывести государственное дело из того мрачно-печального положения, куда оно забрело... Только кучи надутых лягушек омского болота, пигмеев, хамелеонистых пустобрехов, пустопорожних выскочек разных переворотов, комплотов и политически-коммерческих комбинаций... гниль, плесень, лень, недобросовестность, интриги, взяточничество... торжество эгоизма, бесстыдно прикрытые великими и святыми лозунгами.

Н. БУДБЕРГ, колчаковский генерал.


  В 1918 И 1919 ГГ. ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ МОНАРХИЧЕСКОГО ЛОЗУНГА не могло встретить сочувствия не только среди интеллигенции, но и среди крестьян и рабочей массы... Провозглашение же республиканских лозунгов не дало бы возможности сформировать мало-мальски приличную армию, так как кадровое офицерство, испытавшее на себе все прелести революционного режима, за ними не пошло бы.

А. ЛУКОМСКИЙ,  белогвардейский генерал, помощник командующего белой Добровольческой армией.

БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ БЫЛО НАЧАТО ПОЧТИ СВЯТЫМИ, а кончили его почти что разбойники. Утверждение это исторгнуто жестокой душевной болью, но оно брошено на алтарь богини Правды. Мне кажется, что эта же богиня требует от меня, чтобы и о красных я высказал суровое суждение, не останавливаясь перед его болезненностью. И вот он, мой суровый приговор: красные, начав почти что разбойниками, с некоторого времени стремятся к святости. В. ШУЛЬГИН.
 

ВОПРЕКИ СОЗДАННОМУ... ЛОЖНОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ, продразверстка... укрепила авторитет большевиков и среди крестьян... Крестьяне... поняли, что политическая реконструкция [восстановление государства] - это главное, что необходимо для прекращения смутного времени, и что большевики - это единственный серьезный претендент на суверенную власть. ЛАРС ЛИ,  английский историк.
 

У МЕНЯ НЕТ НИКАКИХ СОМНЕНИЙ во вреде интервенции и Белого движения. Я должен был понять это раньше, еще в 1918 г. в Ростове, когда мы оклеивали все заборы воззваниями, призывающими записываться в Добровольческую армию, и когда к нам явилось всего несколько десятков подростков. Народ сознательно отверг интервенцию и белых. П. МИЛЮКОВ.
 

ПОСЛЕДНИЕ ПРИКАЗЫ МОИ ОЗНАЧАЛИ: невозможность опереться на либералов, нежелание передать власть всецело в руки правых, политический тупик и личную драму правителя. В более широком обобщении они свидетельствовали об одном, давно назревшем и теперь особенно ярко обнаружившемся явлении: о кризисе русского либерализма. А. ДЕНИКИН.


  ОФИЦЕРЫ... СЛУЖИЛИ ЦАРЮ, потому что считали его первым среди слуг отечества, но он не сумел разрешить стоявших перед Россией задач и отрекся. Нашлась группа лиц, вышедших из Государственной думы, которая взяла на себя задачу продолжать работу управления Россией. Что же! Мы пошли с ними... Но они тоже не справились с задачей, привели Россию в состояние полной разрухи и были отброшены. На их место встали большевики. Мы приняли их как правительство... и пришли к полному убеждению, что они правы, что они действительно строят государство. А. БАЛТИЙСКИЙ,  генерал.


  ПОНЯТЬ МНЕ ИХ (БОЛЬШЕВИКОВ) ТРУДНО... Но я считаюсь с интересами народа и твердо знаю: кто выступает против него, под любыми лозунгами и любыми фразами,- тот авантюрист. Правда, в конечном счете, всегда за народом, этому учит история... Мы с вами принадлежим к очень небольшой части населения, которая в силу разных обстоятельств руководила, направляла жизнь государства, вырабатывала политику. Причем в последние десятилетия делала это настолько скверно, что завела страну в военный и экономический тупик... Я подчиняюсь воле народа, он вправе иметь правительство, которое желает. Я могу быть не согласен с отдельными положениями, тактикой Советской власти, но, признавая здоровую жизненную основу, охотно отдаю силы на благо горячо любимой Родины. А. БРУСИЛОВ,  генерал.


   БОЛЬШЕВИСТСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЕПЕРЬ СИЛЬНЕЕ, чем несколько месяцев назад... Крестьяне боятся, что любые другие партии, если им удастся восстановить старый режим, отнимут землю, которую дала крестьянам революция. Д. ЛЛОЙД ДЖОРДЖ




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее