Тема урока «Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И что деремся – Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и дерутся» (В.Зазубрин «Два мира») (Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова)
сл №1 сл.№2
Распята Россия врагами
На старом библейском кресте,
Который воздвигли мы сами
В душевной своей простоте...
Р.П.Кумов (донской казак)
Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.
Демокрит
Страницы рассказов Шолохова густо окрашены кровью.
Ф.Г. Бирюков
ЦЕЛИ.
Предметная: в процессе анализа произведений подведение учащихся к пониманию того, что гражданская война является трагедией, войной братоубийственной, противоречащей нормам нравственности.
Личностная: воспитание чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.
Мета - предметные: развитие умения работать с информацией, развитие умения работать в малой группе.
Задачи:
Учить мыслить логично, научно, творчески.
Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Формировать и развивать положительное отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и к учению вообще
Обобщить и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков знания учащихся о значении Октябрьской революции и гражданской войны в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;
Развивать умение старшеклассников работать с дополнительной литературой, отбирать нужный материал в соответствии с темой;
Развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
Отрабатывать навыки комплексного анализа текста;
Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий урок.
Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ
Форма организации познавательной деятельности: групповая, коллективная
Методы:
словесные, наглядные, практические,
исследовательский, создание проблемной ситуации
индуктивный.
Оборудование: тексты рассказов (М.А. Шолохов «Донские рассказы»), презентация, компьютер с проектором, опросные листы
УМК: Программа «Литература 5-11 класс»//В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 9-е издание, переработанное и дополненное. - Москва, «Просвещение», 2009
Русская литература 20 века: Учеб. для 11 кл.: В 2 ч./ Под ред. В. П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2006.
План урока
Подготовка к восприятию проблемы. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся. Определение целей урока.
Создание проблемной ситуации. Выявление читательского восприятия, выявление особенностей “Донских рассказов” М. Шолохова.
Формулирование проблемы. Планирование работы.
Процесс решения проблемы. Работа в группах. Анализ рассказов “Родинка”, «Шибалково семя», «Алешкино сердце», “Чужая кровь”. На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические вопросы; следующие формы работы: групповая и индивидуальная.
Доказательство правильности избранного решения. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”).
ход урока:
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Цель учителя к каждому этапу урока |
1. Организационный | 5 мин. | Сл.№3 Приветствие. Посмотрите на тему урока, о чём сегодня пойдёт речь? Какую цель мы поставим перед собой? Зачем нужно анализировать художественное произведение? Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке.Подберите ассоциации со словом «война». Самое первое зло, поразившее человека, — война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая страшная война – война гражданская. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”. Мы знаем уже, что писатели, не принявшие последствия революции, эмигрировали. Оставшихся несогласных с новой политикой постепенно уничтожили. Читатель видел только одну сторону событий – прославление революции и гражданской войны. Пример тому – произведения А. Фадеева, А.Серафимовича, и др.. Сегодня нам предстоит выяснить, проанализировав 4 рассказа М.Шолохова («Родинка», «Алешкино сердце», «Шибалково семя», «Чужая кровь»), почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы» доказывает бессмысленность братоубийственной войны, какова главная идея «Донских рассказов», что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова? | Приветствуют учителя. | Настрой на урок. | Обеспечить внимание каждого ученика и мотивировать на деятельность на данном уроке. |
2. Актуализация опорных знаний | 10 мин | сл. №4
Сл.№5 Планирование деятельности Работу построим следующим образом: Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам опорного листа, пользуясь справочным материалом, текстом рассказа. В ходе работы лист заполняется. Представитель от группы обобщает результат работы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное. Выступление оценивается учителем. Работу остальных членов группы оценивает выступивший. В конце занятия подводим итог. | Двое учащихся реализуют творческое домашнее задание, выполненное на основе материала учебника и дополнительных источников: сообщения «М.А.Шолохов в годы гражданской войны», «История создания «Донских рассказов»» | Актуализированы знания и эмоциональные отношения с текстом, получена новая информация. | Актуализировать знания о творческой истории произведения, его тематике. Мотивировать на дальнейшую самостоятельную работу по изучению рассказов. Создать условия для развития речи, творческих, коммуникативных способностей, умений сравнивать новую и известную информацию. |
3. Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений. | 22 мин. | Выслушивает результаты работы групп, задает, если это необходимо, вопросы, направляет работу учащихся Сл.№ 6 Возможные вопросы 1) Анализ рассказа “Родинка”. 1. Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.) 2. Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова. Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ) 3. Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.) 4 Что общее в душевном состоянии атамана и Николки? ( Усталость от того, что они делают, желание все изменить) 6. Каковы сокровенные мысли героев(Николка- учиться, атаман- тоска по утраченному) 7. Авторская оценка героев. 8. Согласны ли вы, что конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны? 11. На чьей стороне автор? Сл. 7. Возможные вопросы 2) Анализ рассказа “Шибалково семя”. 1. В чем, по – вашему, смысл названия? «Мой это сынишка, мое семя…» 2. Подберите родственные слова слову «семя». (Семья – семьянин) 3. Главная тема. (Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.) 4. Авторская оценка героев. 5. Какова, на ваш взгляд, судьба ребенка? (Судьба ребёнка — не любовь, покой и счастье для себя: “...сын будет власть Советскую оборонять”.) Сл.№8 3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”. Возможные вопросы сл.№ 9 4) анализ рассказа «Чужая кровь» Возможные вопросы 1.Объясните смысл названия рассказа. 2. Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти? 3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы? 4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни? 5.Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал? | Представляют результаты работы, слушают, отвечают на вопросы учителя. | Получили новые знания о приемах создания образов на основе известной информации, самостоятельной работы с художественным текстом и текстом учебника. | Формировать новые знания и умения на основе известных сведений. Создать условия для развития речи. |
4. Подведение итогов. Рефлексия | 5 | «Родинка» начинает, а «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый Гражданской войне на Дону. Почему именно родинку использует автор как символ? Что же утрачивается в междоусобных бойнях? Возможно ли, согласно Шолохову, “в годину смуты и разврата” примирение враждующих сторон? КОРЕНЬ/ РОД- РОДИНА- РОДНЯ- СЕМЯ/БУДУЩЕЕ- СЕМЬЯ- СЕРДЦЕ/ЧУВСТВО-НАРОД Обратимся к стихотворению Р.П.Кумова (донского казака). Используя крест как символ распятой в гражданской войне России и подобранный нами ряд ключевых слов, попробуем объяснить расположение названий рассказов на кресте – символе. Сл.№ 10. Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения . -К пониманию каких проблем сделали мы шаг на сегодняшнем уроке? Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось открытием? Какое задание было выполнить трудно? Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам? (Устно, с возможными пояснениями) | Отвечают на вопрос. Заполняют схему- расположение названий рассказов на кресте. | Проанализировали логику развития урока для постижения авторского замысла. | Получить обратную связь об осознанности учебных действий учащихся, результатах работы. |
5. Информация о домашнем задании | 3 мин. | Сл.№11 Поразмышляйте на тему “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова”, написав мини - сочинение | Записывают домашнее задание и задают вопросы | Приняли домашнее задание. | Разъяснить домашнее задание. |