«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Гражданин России», урок открытия новых знаний

Данная публикация поможет учителю в подготовки урока по обществозанию для 6 класса. В файле размещена технологическая карта.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

Автор

Баженова Ксения Геннадьевна

Предмет, класс

Обшествознание, 6 класс

Тема

«Гражданин России», урок открытия новых знаний

Цель

формирование у учащихся представление о человеке как гражданине России

Задачи

  1. формировать представления о гражданственности и патриотизме как важнейших понятиях гражданской идентичности;

  2. способствовать формированию правовой культуры и социально-политической компетентности;

  3. организовать деятельность обучающихся через работу с различными источниками информации, направленную на формирование понятийного аппарата;

  4. формировать навыки смыслового чтения как познавательного универсального учебного действия

Универсальные учебные действия

  1. Личностные: проявление познавательного интереса к изучаемой теме, готовность к равноправному сотрудничеству.

  2. Регулятивные: формулирование темы урока, определение цели и задач урока.

  3. Познавательные: развитие умений анализировать познавательные объекты (работа с понятиями)

  4. .Коммуникативные: уметь слушать, выражать свои мысли, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Формы работы с обучающимися

самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге,

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки, учебники по обществознанию А.Ф.Никитин, Т.И. Никитина, 3 Конституции РФ, 2 толковых словаря М.С. Лапатухина, раздаточный материал

План

Гражданин – кто это?

Права и обязанности граждан России

Рефлексия



Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые умения

I.Организационный момент.

1 мин.

Приветствие учащихся, учитель проверяет готовность класса к уроку.

Здравствуйте ребята! Рада вас видеть. Присаживайтесь.

Меня зовут, Айгуль Равилевна, сегодня я буду вести у вас урок обществознания.


Учащиеся приветствуют учителя


Готовность к равноправному сотрудничеству, уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

7 мин.


Ребята, посмотрите пожалуйста на экран и разгадайте ребус.

Какие слова у вас получились?

Правильно, вы верно разгадали ребус!

Молодцы!


1.Ребята, я предлагаю вам внимательно просмотреть видеоролик.

Просмотр видеоролика (В РТ шестиклассник спас тонущего ребенка)


-Ребята, о чем это видео?

Как мы можем назвать этого школьника?

- Можно ли героя видеоролика назвать гражданином?


-Как вы думаете, о ком мы будем сегодня на уроке говорить?


-Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. («Гражданин России»).


Но прежде чем приступить к выполнению заданий я предлагаю вам вспомнить правила работы в группе.


Ребята, вы верно определили тему нашего урока.

На столах у вас листы А3, предлагаю вам записать тему нашего урока в рабочий лист.


-Скажите, что мы должны узнать на уроке?






-На уроке, мы узнаем, кто такой гражданин, какими правами и обязанностями он наделен в России.

Предлагаю вам записать план урока в рабочий лист.

1.Кто такой гражданин?

2.Права и обязанности гражданина.




Обучающиеся просмотрев видеоролик, делают вывод, отвечают



















- о гражданине

Ответы обучающихся













«Гражданин России»





Обучающиеся вспоминают правила работы в группе









Обучающиеся записывают тему урока в рабочий лист





- кто такой гражданин

-основные права и обязанности.

Обучающиеся записывают план урока в рабочий лист















Обучающиеся записывают план урока в рабочий лист


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-определять цели и задачи урока;

- участвовать в обсуждении проблемы, интересоваться мнением своего товарища, высказывать свое мнение

-овладение понятием «гражданин»









Личностные УУД:

-проявлять интерес к новому материалу

Коммуникативные УУД:

-Работа в парах, обсуждение информации

-уметь обосновывать свое мнение

III.Открытие нового знания


3 мин.

Древнегреческий философ Декарт сказал: «Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины заблуждений».



Сейчас вы и определите значение слова «гражданин» «право», «обязанности», используя разные источники информации. Работать будете по группам. (Задание на слайде.)



1 группа определите значение слова «гражданин», используя учебник А.Ф. Никитина (п.12)

2 группа определите значение слова «право», используя толковый словарь М.С. Лапатухина.

3 группа определите значение слова «обязанность», используя дополнительный материал.



Я предлагаю вам выписать понятие в рабочий лист.



На это задание у вас 3 минуты.

Ребята, слушаем внимательно представителя каждой группы.

Группа №1.Молодцы!

Слушаем внимательно представителя группы №2.

Слушаем представителя группы №3.

Молодцы!












Групповая работа, работа с различными источниками информации



Обучающиеся анализируют различные источники информации

Познавательные УУД:

-работа с понятиями из словарей (выделить понятие, которое больше подходит к уроку)

-усвоение понятия «гражданин»

-осуществляют сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для

данной логической операции











IV.Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.

10 минут














































Физкультминутка

2. Ребята, мы с вами граждане?

Граждане какого государства?

Как вы думаете, у гражданина России есть права и обязанности?

А где они записаны?



Выполнив следующее задание, вы и познакомитесь с основными правами и обязанностями граждан РФ.

Перед вами главный закон нашего государства Конституция РФ.

Я предлагаю вам побыть в роли исследователей не учебника, а самого главного закона нашего государства.

В конвертах перемешаны права и обязанности гражданина РФ. Вам нужно распределить их, используя Конституцию РФ и приклеить их на рабочий лист.

(Вывесить листы А3 на доску)




3.Ребята, у вас на столах QR-код. Возьмите их пожалуйста, подпишите.

Карточка имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B,C,D). На экране появятся вопрос, ваша задача выбрать верный вариант ответа и поднять карточку соответствующей стороной кверху. Я с помощью мобильного приложения просканирую ваши ответы. Результаты сохранятся в базу данных, будут доступны на сайте для мгновенного анализа.

Я предлагаю вам приступить к выполнению следующего задания.

Внимание на экран!


Учитель показывает анализ тестовых заданий.

0 ошибок- «5»

1 ошибка- «4»

2,3 ошибки-«3»


Молодцы!



Кто по улице идет?  Необычный пешеход. (шагают)

(рукой как бы считаем) У него пятьсот имен

(вращаем плечами) На заводе слесарь он

В яслях он-родитель (на носочки встали)

В кинотеатре –зритель (присели)

А пришел на стадион- (шагает)

И уже болельщик он (хлопает в ладоши)

Он кому-то сын и внук (встали на носочки и присели)

Для кого-то близкий друг (обнять себя)

Он мечтатель в дни весны (вертеть головой)

Он военный в час войны (маршируем)

И всегда, везде и всюду гражданин своей страны (маршируем)



Ребята, у вас на столах дополнительный материал. Ваша задача прочитать его и ответить на вопрос.

Ответы:

  • Кто считался гражданином в греческом полисе? (Полно­правные гражданемужчины, коренные жители, владеющие наследственными земельными участками (при верховной соб­ственности на землю всей общины).)

  • Какими правами обладали граждане? (Гражданин имел право участвовать в народном собрании (экклесии), служить в ар­мии, избирать и быть избранным на государственные долж­ности.)

  • Как различались права граждан при демократии и олигар­хии? (Вариант ответа. При демократии все члены обще­ства пользовались равными политическими правами. При олигархии степень обладания ими определялась имущест­венным цензом: лица с небольшим доходом или выводи­лись за рамки гражданского коллектива и не допускались к воинской службе, или переводились в категорию «пас­сивных» граждан, лишенных доступа к государственному управлению.)


Отвечают на вопросы учителя



Работа с документом

Составление схемы «Права и обязанности», вклеивают их в рабочий лист



























Обучающиеся берут карточки, подписывают их и приступают к решению тестовых заданий


Обучающиеся выбирают верные варианты ответа на тестовые задания

Оформлять свои мысли в устной форме(коммуникативные УУД).

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

Познавательные УУД:

-работа с документом

-усвоение понятия «права», «обязанности», осуществляют сравнение, самостоятельно выбирая права и обязанности для

данной логической операции




























Личностные УУД:

-проявлять интерес к новому материалу

Коммуникативные УУД:

-Работа в парах, обсуждение информации

-уметь обосновывать свое мнение

IV.Заключительный этап.

Рефлексия

5 мин

Ребята, быть настоящим гражданином, достойным своей страны – это значит любить, гордиться Родиной, уважать и соблюдать законы государства.



Просмотр видео («Гражданин России»)

Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.

Рефлексия:

Сегодня на уроке:

Я научился…

Было интересно…

Могу похвалить себя за то, что…

Могу похвалить своих одноклассников за то, что …

Мне показалось важным…

На уроке у меня получилось…



Домашнее задание:

1.П.12, ответить на вопросы

2. Написать мини-сочинение или рассказ

«Каким гражданином я хочу стать» или

«Кого из известных граждан России или предков ты считаешь настоящими гражданами?»



Василий Александрович Сухомлинский писал: «Живи и трудись так, чтобы Родина гордилась тобой … Гордись своими предками – борцами за свободу и независимость Родины…Надо быть готовым к исполнению высшего долга человека – защите Родины».

А вы готовы?

Тогда встаньте. Расправьте плечи. Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»!




Обучающиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы





Обучающиеся просматривают мотивирующее видео «Гражданин России»




















С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно используют речевые средства для  аргументации своей позиции;

умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; устанавливают причинно-следственные связи




Извлекать информацию, представленную в разных формах(познавательные УУД).
















1


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее