Зарубина Надежда Владимировна
учитель начальных классов,
МКОУ «Чебулинская школа- интернат
психолого-педагогической поддержки»
Графические диктанты
(математика, 1 – 2 класс)
Как известно, дети очень любят рисовать. Используя этот творческий потенциал им можно предложить рисовать в тетрадях только с одним условием: рисовать по клеточкам.
С помощью подобных занятий можно определить умение ребенка слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать по правилам, применять образец. А еще такие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук, активизируют зрительное и слуховое восприятие ребенка, умение ориентироваться на листе, дают простор фантазии и воображению.
Предлагая детям подобные задания педагог, должен соблюдать некоторые правила:
Вначале обязательно надо провести разъяснительную беседу: как писать по клеточкам диктант. Лучше всего это можно продемонстрировать на доске.
Перед началом работы педагог сам ставит точки красным карандашом в уголке клеточки. Потому что, только он пока знает в какую сторону "пойдёт" диктант. Место надо оставлять с запасом.
Диктанты пишутся в ПОЛНОЙ ТИШИНЕ.
Когда педагог начинает диктовать, НИКАКИЕ ДРУГИЕ СЛОВА ОН ПРОИЗНОСИТЬ НЕ МОЖЕТ. И уж тем более повторять одно и то же направление дважды.
Если ребёнок сбился, то он тихо кладёт карандаш и спокойно дожидается, пока педагог не закончит диктовать. Только после этого можно выяснить ошибку.
Графический диктант воспринимается детьми, как своеобразная игра в «разведчиков», «шифровальщиков» и может с успехом применяться в начальной школе.
Выполняя данные задания, ребенок сможет расширить кругозор, увеличить словарный запас. Он научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
Данное пособие может быть использовано как отдельный фрагмент урока или как внеклассное занятие по математике.
В каждой категории первое задание является обучающим, так как показано поэтапное построение рисунка.
№ слайда | Комментарий к слайдам | ||||||
2 | На слайде детям предлагается выбрать категорию задания: «Растения», «Животные», «Транспорт». С помощью системы гиперссылок учитель быстро находит нужную игру. Для продолжения работы можно вернуться на слайд «Ваш выбор». Анимация наглядно демонстрирует ход выполнения работы. (При выборе категории гиперссылка на слово, номера диктанта – на цифре). | ||||||
3 – 15 | Категория «Растения» В начале диктанта учитель предлагает отгадать загадку, в которой говорится о предмете, который будет изображён в ходе выполнения работы. Затем дети выполняют команды на слайде и чертят загаданный объект.
| ||||||
16 – 28
| Категория «Животные»
|
29 – 41
| Категория «Транспорт»
|
Список литературы:
Голубь В.Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. ВАКО. 2007.
ЁлкинаН.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль. «Академия развития». 1997.
Крупенчук О.И. Графические диктанты для мальчиков 6-7 лет. Литера. 2009.
Крупенчук О.И. Графические диктанты для девочек 6-7 лет. Литера. 2009.