Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.
Цели: актуализировать знания о главных и второстепенных членах предложения, распространённых и нераспространённых предложениях; развивать умение разбирать предложения по членам.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; моделирование; преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся обмениваются карточками, выполняют задания.)
III. Актуализация знаний
— Запишите слова в три столбика: 1) с безударными гласными в корне; 2) с парными согласными в корне; 3) с непроизносимыми согласными в корне.
Честный, робкий, весёлый, ловкий, совестливый, ленивый, добродушный, праздный, кроткий, резкий, правдивый, прыткий, жалостливый, молчаливый, доблестный, бескорыстный.
— Что общего у этих слов? (Они относятся к одной части речи — это имена прилагательные.)
— К какой тематической группе относятся эти имена прилагательные? (Они характеризуют человека.)
— Составьте предложения с любыми из этих прилагательных.
(Одно предложение записывается с комментированием)
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте предложение, которое мы записали. Как оно характеризуется по цели высказывания и эмоциональной окраске?
— О ком говорится в предложении?
— Как называется этот член предложения? (Подлежащее.)
— Что говорится о подлежащем?
— Как называется этот член предложения? (Сказуемое)
— Дополните фразу. Подлежащее и сказуемое — это... (главные члены предложения)
— Почему они называются главными? (В них заключена главная мысль, они составляют грамматическую основу предложения.)
— Как называются другие слова? (Второстепенные члены предложения.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить, что такое главные и второстепенные члены предложения, научиться находить в предложении, вспомнить, как они обозначается.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 23 (с. 18). (Чтение текста, письмо по памяти, выполнение заданий)
— Найдите условный знак «Высказываем своё мнение» прочитайте вопрос.
— Сравните предложения.
1) Лист кроет.
2) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
— Чем отличаются предложения? (В первом предложении, только главные члены, во втором — главные и второстепенные
— К какому предложению можно нарисовать картину
— Какие слова вам помогли это сделать?
— Так какую роль играют в предложении второстепенные члены
— Сравните свои выводы с текстом в рубрике «Вспомните!».
Упр. 24 (с. 19). (Списывание текста с комментированием. Один ученик выполняет на доске разбор последнего предложения, затем самостоятельно разбирают одно предложение на выбор, проверка, взаимооценка.)
— Какие предложения называются распространёнными какие — нераспространёнными?
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 25 (с. 19). (Коллективное выполнение. Выборочная проверка.)
— Прочитайте о распространённых и нераспространённых предложениях в рубрике «Вспомните!».
Упр. 26 (с. 20). (Работа в парах. Проверка. Одна пара отчитывается о своей работе.)
VIII. Рефлексия
Работа по карточкам
— Напишите над распространёнными предложениями букву р, а над нераспространёнными — букву н.
Вариант 1
Блёкнут травы.
Дремлют хаты.
Рощи вспыхнули вдали.
По незримому канату
Протянулись журавли.
М. Исаковский
Вариант 2
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт.
И дергач не кричит.
С. Есенин
(Самопроверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
— Что такое главные члены предложения? второстепенные члены предложения?
— Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
— Как различить распространённые и нераспространённые предложения?
Домашнее задание
Упр. 27 (с. 20).