8 класс
Тема: «Географические исследования казахской земли в древности»
Цель урока: формирование у учащихся первоначальных сведений о казахской земле; формирование общих сведений о земле Казахстана в древности; развитие умения самостоятельно анализировать маршруты древних карт; воспитывать чувство патриотизма у учащихся.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: физическая карта Казахстана, карты атласы.
Межпредметные связи: история.
1)Подготовительный этап.
Приветствие. Проверка отсутствующих.
2)Этап передачи новых знаний
На территории Казахстана человек обитает с доисторических времен. Доказательством этого являются древние стоянки эпохи палеолита, которые были обнаружены в горах Каратау, в устье Волги, в степях Бетпакдалы, вдоль побережий Буктырмы.
В бронзовом веке в Казахстане получила развитие медная и бронзовая металлургия на Алтае, в Каратау, в Жезказгане.
- Какое наследие культуры сакских племен, является доказательством того, что на территории Казахстана были широко распространены изделия из золота? ответы учащихся: «Золотой человек»
Первые, отрывочные сведения о природе, городах Казахстана, народах и их хозяйственной деятельности встречаются в трудах античных историков.
Работа с тексом учебника (индивидуальная работа)
Заполни таблицу
Античный исследователь
| Период исследования
| Достижения, труды
|
Геродот
| 5 век до н.э. | «История». Описал Каспийское море как замкнутый водоем, не связанный ни с каким морем. Правильно обозначил конфигурацию с характерной растянутостью с севера на юг. Отметил, что к востоку от моря находятся бескрайние степи, река Урал (Жайык), каменистые земли – Общий Сырт, высокие горы – Уральские. |
Страбон
| 63 г. до н.э.- 24 г. н.э | Считал Каспийское море не замкнутым бассейном, а заливом Северного океана. Аральское море ошибочно считал заливом Каспия – «Скифским заливом»; дал достоверную информацию о реках Сырдария и Амудария. |
Птолемей
| 90-160 г. н.э | Использовал картографический метод, т.е. Изучал новые территории по географическим картам. Труд «География». Как и Геродот считал, что Каспийское море замкнутый бассейн, неправильно обозначил его конфигурацию. Считал, что Амудария и Сырдария впадают в Каспийское море.. Нанес на карту Аральское море. |
Чжан Цянь, Сюань Цзан | Конец 2 века | О природе Жетысу, нравах и жизни местного населения – усуней, о реках Аксу, Шу, Талас. Составили карту ЦА. В нее были включены Жетысу, долины рек Сырдария, Талас |
Проверка таблицы.
Вывод: сведения о территории Казахстана появились еще в глубокой древности.
Казахстан в течении своей многовековой истории представлял собой зону активных контактов между Востоком и Западом. По его территории проходил знаменитый трансконтинентальный путь древности и средневековья, один из исторических памятников человеческой цивилизации.
- О каком пути идет речь? ответы учащихся: ВШП
Составить кластер «Направления Шелкового пути» (работа в парах)
Проверка кластера.
Работа с картой «Великий Шелковый путь: древние города и памятники на территории Казахстана» (работа в группах)
Найти, рассказать и показать на карте:
1 группа – Орхонские памятники, города Тараз и Кулан
2 группа – мавзолей Алаша-хана, города Отырар, Койлык
3 группа – мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, город Бозок
4 группа – памятник «Коркыт ата», город Саудакент
Выступление групп.
Вывод: Великий Шелковый путь оставил после себя культурное наследие, которое чтят и оберегают на казахской земле и по сей день.
Закрепление
Нанести на контурную карту Казахстана маршрут Великого шелкового пути
Домашнее задание - § 5, сделать презентацию «Города Великого Шелкового пути», кластер «Исторические памятники на Великом Шелковом пути» или «Города на ВШП» (на выбор любое)
Выставление оценок