«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка по литературному чтению по сказкам Г.Х.Андерсена "Снежная королева" и Е.Шварца "Два брата"

Методичекая разработка по литературному чтению основанное на гендерном подходе.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Авторские сказки: Г.-Х. Андерсен «Снежная королева», Е.Шварц «Два брата»

  1. Орг. Момент,

  2. Эмоциональный настрой

Друг на друга посмотрели,

И тихонечко присели.

- А теперь представьте, что вы глядитесь в зеркало. Себе мило улыбнулись, а теперь посмотрели на себя сердито. Что вам приятнее видеть?

-Чтобы настроение на весь урок было хорошим, давайте улыбнёмся себе, друг другу.

-Мир- это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.


  1. Постановка проблемы урока:

- Ребята, скажите, с какими произведениями вы познакомились? ( Е. Шварц Два брата, Г.Х.Андерсен Снежная королева) Что вы можете сказать об этих книгах? (это авторские сказки, авторы разные)

Есть на свете страна – это сказка!

Чудесами полна, волшебством,

Дети любят её – там прекрасно!

Всех чарует своим колдовством!


- О каком колдовстве идет речь, мы узнаем чуть позже, а пока ответьте на вопрос «Что вы знаете об авторе сказки «Два брата» Евгении Шварце и об авторе сказки «Снежная королева» Г.Х.Андерсене


(Евгений Львович Шварц родился в Казани в семье врача. Евгений поступил на юридический факультет, но отказался от профессии юриста и посвятил жизнь театральному искусству и литературе.

Шварц писал детские стихи и рассказы для журналов “Чиж” и “Ёж”, издавал детские книги. В 1956 г. был издан первый сборник его пьес. По ним стали ставить спектакли.

Знаменит Евгений Львович своими сказками. При помощи сказок Шварц обращался к простым и неоспоримым законам человечности. Его сказки учат добру и сочувствию чужим бедам, любви к природе, учат правдиво и объективно оценивать свои возможности, не быть заносчивыми, слушаться старших, особенно своих родителей. )

- Девочки, предлагаю вам рассказать о вашем писателе - Гансе Христиане Андерсене?

(В Дании родился и прожил жизнь великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Сказки Андерсена знакомы нам с детства. Он жил  в семье сапожника и прачки. Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве.

Жил Андерсен очень бедно. Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен был очень одинок. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.          

Андерсен был человеком   необычным, непохожим на других, а самое главное – он умел дарить людям  радость. Всего  Андерсен написал 170 сказок. )

Как же мы будем их обсуждать, если половина класса прочитала одну книгу , половина- другую?

(надо привести детей к мысли о том, что девочки должны рассказать о своей сказке, мальчики- о своей)

  1. Работа в группах

С самого раннего возраста вы знаете о том, что в сказке добро всегда побеждает зло. Главные герои проходят самые сложные испытания, ведь любовь, дружба и верность сильнее страха смерти. Сейчас нам предстоит интересная работа – рассказать друг другу о прочитанных сказках.

Будьте внимательны – при подведении итога вам будут заданы вопросы. А в конце урока мы найдем, чем похожи ваши сказки и чем отличаются. Помогут нам в этом задания, которые вы будете выполнять в группах. Сейчас нам предстоит интересная работа – рассказать друг другу о прочитанных сказках.

1 группа мальчиков и девочек

Расположите иллюстрации по сюжету сказки и очень коротко по иллюстрациям передайте сюжет сказки (дается 7 иллюстраций)

2 группа (3 человека) мальчики

Подготовьте выразительное чтение диалога Прадеда Мороза и Старшего со слов «Ну, теперь некоторое время я посвящу беседе с тобой…»

— Ну, а теперь я некоторое время посвящу беседе с тобою, — сказал он мальчику. — Ты. Должен. Слушать. Меня. Внимательно. Понял?

Мальчик кивнул головой.

И Прадедушка Мороз продолжал отчётливо и гладко:

— Ты. Выгнал. Младшего брата. На мороз. Сказав. Чтобы он. Оставил. Тебя. В покое. Мне нравится этот поступок. Ты любишь покой так же, как я. Ты останешься здесь навеки. Понял?

Ответьте на вопрос

Почему Мороз так странно говорит? С паузой после каждого слова? Прадедушка Мороз властелин ледяного царства. Он любит покой. Покой же в понимании Мороза - бесчувственность и холод. Он промёрз насквозьэ

2 группа (3 человека) девочки

Подготовьте выразительное чтение диалога Снежной королевы и Кая со слов «Славно проехались!- сказала она…».

(—Славно проехались! — сказала Снежная королева. — Ух, какой мороз! Ну-ка, залезай ко мне под медвежью шубу!

Она посадила мальчика рядом с собой на большие сани и закутала его в свою шубу; Кай словно провалился в снежный сугроб.

—Тебе все еще холодно? — спросила она и поцеловала его в лоб. У! Поцелуй ее был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошел до самого сердца, а оно и так уже было наполовину ледяным. На мгновение Каю показалось, что он вот-вот умрет, а потом ему стало хорошо, и он уже не чувствовал холода.)

Ответьте на вопрос:

Какой мальчику представилась Снежная королева? Почему Каю показалось, что он умирает?

Сердце кая стало ледяным, холодным. Он перестал испытывать добрые, хорошие чуства, он вообще перестал что-либо чуствовать. Вечность, мрак, холод.

3 группа ВСЕ составит кластер об одном из главных героев

Подберите характеристику Старшему. Какой он был в начале сказки, а какой стал в конце? Составьте кластер, выбрав нужные слова. Подготовьте короткий рассказ о герое по плану:

  1. Нравится ли вам герой ?

  2. Какие поступки он совершил?

Даны слова: жестокий, со злым сердцем, резкий, желающий личного покоя, понимающий, с добрым сердцем, жалеющий ближнего, мягкий.

3 группа девочки

Подобрать характеристику Герде. Составить кластер, выбрав нужные слова. Подготовить короткий рассказ о герое по плану:

  1. Нравится ли вам героиня?

  2. Какие поступки она совершила?

Даны слова: жестокая, добрая, нетерпеливая, сильная, решительная, упорная, преданная, верная, храбрая, любящая, холодная

4 группа мальчики ВСЕ поработают с текстом и зачитают, а как же выглядят дворцы главных героев.

Как выглядит волшебный дворец Мороза. Найти в тексте, перечитать и рассказать классу. (Для работы группе можно дать распечатанные отрывки)

Старший оказался в огромном, пустом, ледяном зале. Сквозь открытые настежь высокие двери виден был следующий зал, а за ним ещё и ещё. Казалось, что нет конца этим просторным, пустынным комнатам. На стенах светились круглые ледяные фонари. Над дверью в соседний зал, на ледяной табличке, была вырезана цифра «2».

— В моём дворце сорок девять таких зал. Следуй за мной, — приказал Прадедушка Мороз.

Ледяной пол был такой скользкий, что мальчик упал два раза, но старик даже не обернулся. Он мерно шагал вперёд и остановился только в двадцать пятом зале ледяного дворца.

Посреди этого зала стояла высокая белая печь. Мальчик обрадовался. Ему так хотелось погреться.

Но в печке этой ледяные поленья горели чёрным пламенем. Чёрные отблески прыгали по полу. Из печной дверцы тянуло леденящим холодом. И Прадедушка Мороз опустился на ледяную скамейку у ледяной печки и протянул свои ледяные пальцы к ледяному пламени.

Воплощением чего является волшебный дворец Прадедушки Мороза?

4 группа девочки

Как выглядят чертоги Снежной королевы? Найти в тексте, перечитать и рассказать классу. (Для работы группе можно дать распечатанные отрывки)

Стены дворца намели снежные метели, а окна и двери проделали буйные ветры. Во дворце было больше ста залов; они были разбросаны как попало, по прихоти вьюг. Весь дворец освещался ярким северным сиянием. Как холодно, как пустынно было в этих ослепительно белых залах!

Веселье никогда не заглядывало сюда! Ни разу не устраивались здесь медвежьи балы под музыку бури, балы, на которых белые медведи расхаживали бы на задних лапах, показывая свою грацию и изящные манеры; ни разу не собралось здесь общество, чтобы поиграть в жмурки или фанты; даже беленькие кумушки-лисички, и те никогда не забегали сюда поболтать за чашкой кофе. Холодно и пустынно было в огромных чертогах Снежной королевы.

Воплощением чего являются дворцы?


Итоговое задание: вот мы и познакомили друг друга со сказками.

Увидели ли вы что-то общее у сказок?

  • Главный герой отправляется в далекое и опасное путешествие, чтобы спасти брата, друга.

  • Волшебный мир - замороженное, белое, холодное, страшное царство. Там царит Зло.

  • Главный герой побеждает это зло силой любви, желанием спасти близкого человека.

  • Героям помогают звери и птицы


-Два автора, живших в разных странах, написали, казалось бы, совсем разные, но такие похожие по смыслу и содержанию произведения, в которых любовь, дружба и верность побеждает зло и оказывается сильнее страха смерти.

Рефлексия

- Выскажите свое мнение о сказках.

Предлагаю вам закончить данные предложения. Прочитав сказку Е. Шварца, я задумался о…

Теперь я могу…

Я приобрел…

Я научился…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…


Прочитав сказку Андерсена, я поняла ( я задумалась о)…

Чему учат эти сказки?

Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!


- У меня в руках кусочек льда – такой холодный и такой жесткий, как сердце Кая и тело Младшего брата. Если сжать этот лед в своей ладони, что мы увидим?

(Стала капать вода, лед начал таять.)

Даже самый твердый лед можно растопить, если вы обладаете большим добрым сердцем, теплой душой и огромной любовью к своим близким!

Всем спасибо.


- Кто из героев ваших сказок мог бы это сказать и почему вы так считаете?

Любовь, дружба и верность сильнее страха смерти.

Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее