Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающих технологий
Воспитатель школы- интерната г Новошахтинска
Фёдорова Н.В.
Задача школы :
сохранение и укрепление здоровья учащихся
Культура здоровья- личностное качество каждого человека, которое может сформироваться только благодаря активной здравотворческой деятельности самого человека.
Младший школьный возраст является сензитивным для:
- формирования мотивационной сферы,
- развития продуктивных приёмов и навыков;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации;
- усвоения социальных норм нравственого развития.
Использование приёмов здоровьесберегающих технологий.
Направления
Физическое
развитие
организация уроков
и
внеклассной
деятельности
Динамические
перемены
Пн «В здоровом теле - здоровый дух»
Чт «Отдай спорту время, а взамен получи здоровье»
Вт «Быстрого и ловкого болезнь не догонит»
Пт «Движение - жизнь»
Ср «Умеренность - мать здоровья»
Сб «Будь здоров!»
10 правил
на пути к здоровью
и долголетию
1. Откажитесь от
вредных привычек!
2. Соблюдайте культуру питания!
4 . Больше двигайтесь!
3. Пейте воду!
6. Будьте
оптимистами!
5. Соблюдайте
культуру
сна и отдыха!
8. Берегите
свою семью
7. Найдите для себя
занятия по душе!
ТЕТРАДЬ
__________
______________
- Отдыхайте на
природе и
общайтесь с
домашними
животными!
9.Тренируйте свой мозг!
Физическое
развитие
зарядка
физминутки
Уроки
физической
культуры
Организация уроков и внеклассной работы. Направления:
- Развитие внимания;
- Развитие памяти и восприятия;
- Развитие самоорганизации, самодисциплины;
- Развитие мышления и речи.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. Ритмичное дыхание с удлиненным выдохом. И.п. – стоя, 1; вдох носом на 2 – 3, выдох на 4 – 6. Постепенно удлиняйте до 4 – 5 вдох, выдох до 7 – 10. Повторить 4-6 раз.
2. Равномерное дыхание с активизацией выдоха. И.п. – стоя, сделайте полный глубокий вдох через нос и удлиненный, предельно полный выдох через рот - «задуем свечу». 4-6 раз.
3. Очистительное дыхание. И.п. – стоя, сделайте глубокий вдох через нос, а выдох через полусжатые губы на 1-2 короткими толчками в 3 – 4 раза. Полезны упражнения после пребывания в душном помещении.
4. Успокаивающее дыхание. Выполняется после физических нагрузок. И.п. – стоя, медленно с полным глубоким вдохом поднять руки дугами вперед, развести их в стороны с поворотом ладоней к верху, одновременно приподнять голову. На медленном полном выдохе вернуться в исходное положение, опустить голову и руки.
5. Для более активного массажа легких и усиления кровообращения применяют прием резкого выдоха. 1. – сделать полный вдох, руки вверх; 2. – коснуться ушных раковин, задержать дыхание на 2-3 сек. Затем резко наклониться, руки свободно опустить, расслабиться, сделать через рот энергичный выдох, произнести слог «ха». 3-5 раз.
6. Диафрагмальное дыхание. И.п. – сидя, правая рука на груди, левая на животе. На вдохе брюшная стенка поднимается «как шарик». На выдохе опускается ш – ш – ш. 4-6 раз.
7. Расслабляющее дыхание. И.п. – стоя, руки в стороны – вдох, расслабить плечи, руки и голову наклонить вниз. С и.п. – 4-6 раз. Темп медленный.
8. Очистительное дыхание, улучшающее вентиляцию легких. И.п. – стоя, руки в замке за спиной, 1 – поднять плечи вверх – вдох носом, 2-3 – наклон вниз, руки в замке, вверх; выдох – 4 – и.п.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Посмотреть глазами вверх, вниз, влево, вправо 10 раз, не шевеля головой.
2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, в верхний правый угол глаза, в нижний левый угол глаза и наоборот. Каждое положение удерживать по 2-3 сек. Открыть глаза.
3. Глаза закрыть, сильно зажмурить (3-5 сек.), расслабить. Открыть. Повторить 10 раз.
4. Растереть ладони, чтоб стали теплыми. Закрыть глаза руками, ладони поместить над глазами, пальцы на лбу скрестить, представить черный цвет, черные предметы (уголь, ночь); через 10 - 15 сек. убрать ладони, встряхнуть, открыть глаза и посмотреть на яркий свет.
5. Следить за мячом, движущимся по кругу (на 50 -70 см. от лица).
6. Закрыть глаза, легко постучать пальчиками по веку, переносице, виску (часто, подушечками) круговыми движениями. Открыть глаза.
7. Посмотреть вдаль в окно; потом на кончик носа. 10 раз.
8. Поднять брови (удивление – 2-3 сек.), нахмуриться, сдвинуть брови (2-3 сек.), повторить10 раз.
9. Следить за мячом: вправо, влево, вниз, вверх, за голову, к полу. В каждом положении держать мяч по 3 – 5 сек.
10. С закрытыми глазами мысленно дотронуться до щек, лба, подбородка, ушей, макушки, носа, бровей. Можно дотрагиваться пальцами рук.
11. Руки в замок, медленно поднимать вверх, вниз, следить глазами.
12. Поиграть мячом, следя за ним глазами.
13. Расслабление после каждого занятия, вдох - выдох.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Стоя ноги вместе. Поднять руки вверх, ладонями внутрь, правую ногу назад на носок, вдох. Отпустить медленно руки, на выдохе «ух-х-х-х-х», приставить ногу, повторить с другой ноги. Повторить 4-5 раз.
2. Стоя, руки к плечам. Повернуть голову влево, правую руку в правую сторону – вдох, приподнять грудную клетку, на выдохе вернуться в исходное положение, повторить с другой руки. Повторить 4-5 раз каждой рукой.
3. Стоя руки на поясе. Наклон туловища вправо, левая рука вверх, отводится в сторону наклона, выдох - «у-х-х-х». Повторить в обе стороны 5-6 раз.
4. Стоя, руки в стороны, вдох, согнуть правую ногу в колене, подтянуть к животу – выдох, «п-ф-ф-ф». Повторить с левой ноги. Повторить 6-8 раз.
5. Стоя, руки на поясе. Отвести локти и плечи назад – вдох. Медленно выпрямиться, на выдохе «м-м-м», 5-6 раз.
6. Стоя, ноги врозь. Поднять мяч вверх, вдох, наклон вперед, с силой прокатить мяч по полу, выдох «у-х-х-х». Повторить 5 – 6 раз.
7. Стоя, мяч вверх – вдох, положить мяч на пол, выдох – «с-с-с-с». 5-6 раз.
8. Сидя на скамейке, ноги вытянуты вперед. Отклониться назад – вдох, наклон вперед к ногам – выдох, «п-ф-ф-ф», 5-6 раз.
9. Сидя верхом на скамейке. Руки вверх – вдох, на выдохе наклон вперед, руки назад, выдох «с-с-с-с», 5-6 раз.
10. Сидя верхом на скамейке, руки на поясе. Круговые движения туловища влево, вправо. Повторить 6 раз.
11. Стоя. Поднять руки вверх, вдох. Колени полусогнуты, обнять грудную клетку, сжать, выдох «ох-х-х-х». 3-4 раза.
12. Расслабление. Поднять руки вверх, поочередно встряхивая пальцы, кисти, плечи, полусогнуть колени. 3-4 раза.
Формы организации:
- работа в группах(как статическая, так и подвижная);
- работа в парах;
- фронтальный опрос с использованием мяча.
Направления в работе с родителями
Направления
Виды деятельности
Лекционная работа
Результат
Организация лекций для родителей по ЗОЖ с приглашением школьных педагогов, медицинских работников, психолога.
Применение полученных на лекциях знаний, их практическая отработка.
На этих занятиях родители повышают свой теоретический уровень.
Проведение мониторингов динамики здоровья и психофизического состояния учеников
Организация общешкольных, городских, районных мероприятий.
Родители вместе с детьми включаются в школьные мероприятия, идет процесс самосовершенствования, что может послужить примером для детей.
спортивные мероприятия, "Мама, папа, я - спортивная семья", пресс-конференции по ЗОЖ, дискуссии…
Индивидуальная работа с родителями.
Такой опыт работы помогает строить партнерские взаимоотношения с родителями в решении общего дела.
Консультирование, беседы.
Изменение сознания родителей в положительную сторону к ЗОЖ, стимуляция интереса, приобщение к ЗОЖ.
Формы внеклассной работы:
- зарядка в 1 классе
зарядка в 4 классе
- праздники здоровья;
- Внеклассные мероприятия;
- игры;
Отдых в свободное время.
Учимся танцевать
СТИХОТВОРЕНИЕ
Вовремя пей, вовремя ешь –
Будешь до старости крепок и свеж.
Коль пришел ты на урок,
На язык повесь замок.
Но далеко не прячь ключи,
Там, где нужно – не молчи.
Чтобы ночью лучше спать,
Видеть сон хороший,
Мы советует гулять
Вечером погожим.
Рано вставать, рано в кровать:
Завтра на парте не будешь зевать.
Прогоню остатки сна, одеяло в сторону.
Мне гимнастика нужна – помогает здорово.
С умом струйка водяная на руках дробится,
Никогда не забывай по утрам умыться.
Чистят ножи и кастрюли, и трубы.
Как же не чистить до завтрака зубы?
Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. (П. Фосс, немецкий валеолог).