Предмет: Химия
Класс: 8
Тема урока: Кислоты
Тип урока: Комбинированный урок
Цель урока: Формирование представления учащихся о кислотах как о классе неорганических соединений
Задачи урока:
Образовательные.
Познакомить учащихся с составом, названиями и классификацией кислот.
Обратить внимание на обнаружение кислот с помощью индикаторов.
Познакомить учащихся с важнейшими кислотами.
Научиться составлять формулы оксидов соответствующих кислотам.
Развивающие.
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
Развивать логико-смысловое мышление учащихся, память и химический язык.
Воспитательные.
Совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов.
Развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.
Прививать культуру умственного труда.
Развивать коммуникабельность, умение работать в группах и парах.
Оборудование: 1. На парте салфетка с двумя драже (на ученика) аскорбиновой кислоты.
2. Штатив с шестью с пробирками: 1-3 пробирка раствор щелочи (NaOH), 4-6 - раствор серной кислоты (H2SO4),
набор растворов индикаторов: фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса.
Этап урока | Деятельность учителя | Наглядность / ЭОР | Деятельность ученика | УУД |
Организационный | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку |
| Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу | Сотрудничество с учителем |
Мотивация к учебной деятельности и целеполагание | 1. Демонстрирует слайд, на котором изображены формулы веществ. Задание (можно попросить учащихся самим сформулировать предполагаемое задание): - Распределите предложенные формулы на 2 группы; - Объясните причину делений; - Дайте название веществам.
2. Учитель задает вопрос: - Все ли формулы были использованы? Почему некоторые из них оказались лишними? 3. Учитель предлагает учащимся попробовать предложенные драже аскорбиновой кислоты, спрашивает об ощущениях учащихся и предлагает сформулировать тему и цель урока.
| Презентация слайда (или заранее подготовленные карточки).
Салфетка с 2 драже аскорбиновой кислоты на ученика.
Презентация слайдов. | Индивидуальная работа учащихся: они изучают слайд, анализируют информацию, обдумывают ответ на вопрос, а потом формулируют ответ на него.
Отвечают на вопрос учителя.
Отвечают на вопрос учителя, записывают тему и цели урока. | Самоопределение, смыслообразование, целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем, анализ обобщения, классификация. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
3. Актуализация знаний | Учитель может предложить учащимся вспомнить, что они уже знают о теме «Кислоты». Учитель предлагает учащимся выполнить эксперимент по обнаружению кислот. Задание: «Ребята, у Вас на столе в пронумерованных (1-6) пробирках находится раствор щелочи (едкого натра) и раствор кислоты (для учащихся учитель может осветить большой спектр кислот). Можно ли их различить визуально? Что может Вам помочь в этой ситуации? Продумайте последовательность ваших действий и выполните свой эксперимент». Учитель просит проанализировать полученные результаты и задает вопрос: «Почему все кислоты будут одинаково менять окраску индикаторов?». Учитель обозначает минимальное количество кислот, которые учащиеся должны знать (нужно задать учить названия кислот сразу с названиями соответствующих солей). Опираясь на задание №1, учитель предлагает учащимся поработать в группах или индивидуально над классификацией кислот: - предложите критерии классификации кислот; - на какие группы можно разделить кислоты; - приведите соответствующие графические схемы и примеры. Используя интернет- ресурс, учитель предлагает учащимся выполнить задание (на тему соответствующие оксиды и кислоты). |
Штатив с шестью пробирками: 1-3 пробирка раствор щелочи (NaOH), 4-6 - раствор серной кислоты (H2SO4), набор растворов индикаторов: фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса.
Презентация слайдов.
Презентация слайдов.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cb2-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_14.swf
| Отвечают на вопрос учителя.
Учащиеся работают в парах: выполняют эксперимент по обнаружению кислот и щелочей.
Учащиеся анализируют, высказывают предположения, обосновывают свою точку зрения и находят ответ на вопрос (опираясь на свои знания или материал учебника), после чего выводят общую формулу кислот.
Учащиеся работают группами (2-4 человека) или индивидуально, самостоятельно, используя материал учебника или дополнительный материал (интернет). Выполненный материал оформляют в схему «Классификация кислот».
Используя знания по составлению соответствующих оксидов для оснований, учащиеся выполняют предложенное задание по вариантам: 1 вариант 2-3 формулы, 2 вариант 4-5 формул, 3 вариант 6-7 формулы и затем проверяют в режиме онлайн. | Анализ, обобщение, классификация, аналогия. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Подведение под понятие. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Планирование учебного сотрудничества с учащимися, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
|
4. Закрепление новых знаний | 1. Используя задание на слайде, учитель предлагает их выполнить: на составление формул и на их классификацию.
| Презентация слайдов.
| Отвечают на вопросы теста на компьютере, обсуждают решение в парах.
| Анализ, синтез, сравнение и обобщение: - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; - разрешение конфликтов; - использование знаково-символических средств; - волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
5. Итоги урока и домашнее задание | Учитель просит учащихся проанализировать, была ли достигнута цель урока и задачи. Учитель производит разъяснение предложенному домашнему заданию. |
Презентация слайдов. | Учащиеся анализируют свою работу на уроке и цели, которые они поставили в начале урока.
| Осознанное и произвольное построение речевого высказывания: - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; - контроль; - коррекция; - оценка |