«Зимний фестиваль знаний 2025»

Формирование представления учащихся о кислотах как о классе неорганических соединений

Формирование представления учащихся о кислотах как о классе неорганических соединений

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Предмет: Химия

Класс: 8

Тема урока: Кислоты

Тип урока: Комбинированный урок

Цель урока: Формирование представления учащихся о кислотах как о классе неорганических соединений


Задачи урока:

Образовательные.

  1. Познакомить учащихся с составом, названиями и классификацией кислот.

  2. Обратить внимание на обнаружение кислот с помощью индикаторов.

  3. Познакомить учащихся с важнейшими кислотами.

  4. Научиться составлять формулы оксидов соответствующих кислотам.

Развивающие.

  1. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.

  2. Развивать логико-смысловое мышление учащихся, память и химический язык.

Воспитательные.

  1. Совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов.

  2. Развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.

  3. Прививать культуру умственного труда.

  4. Развивать коммуникабельность, умение работать в группах и парах.


Оборудование: 1. На парте салфетка с двумя драже (на ученика) аскорбиновой кислоты.

2. Штатив с шестью с пробирками: 1-3 пробирка раствор щелочи (NaOH), 4-6 - раствор серной кислоты (H2SO4),

набор растворов индикаторов: фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса.



Этап урока

Деятельность учителя

Наглядность / ЭОР

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку


Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу

Сотрудничество с учителем

  1. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание

1. Демонстрирует слайд, на котором изображены формулы веществ. Задание (можно попросить учащихся самим сформулировать предполагаемое задание):

- Распределите предложенные формулы на 2 группы;

- Объясните причину делений;

- Дайте название веществам.


2. Учитель задает вопрос:

- Все ли формулы были использованы? Почему некоторые из них оказались лишними?


3. Учитель предлагает учащимся попробовать предложенные драже аскорбиновой кислоты, спрашивает об ощущениях учащихся и предлагает сформулировать тему и цель урока.

Презентация слайда (или заранее подготовленные карточки).


















Салфетка с 2 драже аскорбиновой кислоты на ученика.


Презентация слайдов.

Индивидуальная работа учащихся: они изучают слайд, анализируют информацию, обдумывают ответ на вопрос, а потом формулируют ответ на него.










Отвечают на вопрос учителя.






Отвечают на вопрос учителя, записывают тему и цели урока.

Самоопределение,

смыслообразование,

целеполагание,

планирование учебного сотрудничества с учителем, анализ обобщения, классификация. Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания.

3. Актуализация знаний

  1. Учитель может предложить учащимся вспомнить, что они уже знают о теме «Кислоты».

  2. Учитель предлагает учащимся выполнить эксперимент по обнаружению кислот.


Задание: «Ребята, у Вас на столе в пронумерованных (1-6) пробирках находится раствор щелочи (едкого натра) и раствор кислоты (для учащихся учитель может осветить большой спектр кислот). Можно ли их различить визуально?

Что может Вам помочь в этой ситуации? Продумайте последовательность ваших действий и выполните свой эксперимент».


  1. Учитель просит проанализировать полученные результаты и задает вопрос: «Почему все кислоты будут одинаково менять окраску индикаторов?».

  2. Учитель обозначает минимальное количество кислот, которые учащиеся должны знать (нужно задать учить названия кислот сразу с названиями соответствующих солей).

  3. Опираясь на задание №1, учитель предлагает учащимся поработать в группах или индивидуально над классификацией кислот:

- предложите критерии

классификации кислот;

- на какие группы можно

разделить кислоты;

- приведите

соответствующие

графические схемы

и примеры.

  1. Используя интернет- ресурс, учитель предлагает учащимся выполнить задание (на тему соответствующие оксиды и кислоты).










Штатив с шестью пробирками: 1-3 пробирка раствор щелочи (NaOH), 4-6 - раствор серной кислоты (H2SO4), набор растворов индикаторов: фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса.













Презентация слайдов.








Презентация слайдов.

















http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab71cb2-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_20_14.swf


Отвечают на вопрос учителя.




Учащиеся работают в парах: выполняют эксперимент по обнаружению кислот и щелочей.

















Учащиеся анализируют, высказывают предположения, обосновывают свою точку зрения и находят ответ на вопрос (опираясь на свои знания или материал учебника), после чего выводят общую формулу кислот.









Учащиеся работают группами (2-4 человека) или индивидуально, самостоятельно, используя материал учебника или дополнительный материал (интернет). Выполненный материал оформляют в схему «Классификация кислот».





Используя знания по составлению соответствующих оксидов для оснований, учащиеся выполняют предложенное задание по вариантам: 1 вариант 2-3 формулы, 2 вариант 4-5 формул, 3 вариант 6-7 формулы и затем проверяют в режиме онлайн.

Анализ, обобщение, классификация, аналогия.

Осознанное и произвольное построение

речевого высказывания. Подведение под понятие.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Планирование учебного сотрудничества с учащимися, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.












4. Закрепление новых знаний

1. Используя задание на слайде, учитель предлагает их выполнить: на составление формул и на их классификацию.

Презентация слайдов.


Отвечают на вопросы теста на компьютере, обсуждают решение в парах.


Анализ, синтез, сравнение и обобщение:

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

- разрешение конфликтов;

- использование знаково-символических

средств;

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

5. Итоги урока и домашнее задание

    1. Учитель просит учащихся проанализировать, была ли достигнута цель урока и задачи.

    2. Учитель производит разъяснение предложенному домашнему заданию.



Презентация слайдов.

Учащиеся анализируют свою работу на уроке и цели, которые они поставили в начале урока.


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания:

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

- контроль;

- коррекция;

- оценка



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее