«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Формирование орфографической зоркости младших школьников в процессе написания различных видов диктантов

Данная статья посвящена изучению процесса формирования орфографической зоркости у младших школьников. Автором рассмотрена систематическая работа по формированию грамотного письма обучающихся младших классов. В работе раскрыто влияние различных видов диктантов на грамотное письмо.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

О. А. Шилина, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9» г. Чебоксары


Формирование орфографической зоркости младших школьников в процессе написания различных видов диктантов

Аннотация. Данная статья посвящена изучению процесса формирования орфографической зоркости у младших школьников. Автором рассмотрена систематическая работа по формированию грамотного письма обучающихся младших классов. В работе раскрыто влияние различных видов диктантов на грамотное письмо.

Ключевые слова: орфографическая зоркость, орфограмма, младшие школьники, диктант.


Орфографическая грамотность занимает немаловажное место в жизни каждого человека, поэтому большое значение в начальной школе отводится достижению целей и задач в изучении русского языка. Уровень образованности влияет на жизнь человека в целом. Иными словами, только грамотный человек, владеющий орфографическими навыками и умениями, может ясно выражать свои мысли. Умения и навыки орфографической грамотности должны формироваться уже в начальной школе. Но русский язык является достаточно сложным предметом для понимания младшим школьникам. Цель данной статьи – изучить актуальную тему формирования орфографической зоркости младших школьников в процессе написания различных видов диктантов.

Существует три этапа в формировании орфографического навыка: знание правила; применение выученного правила на письме; различные упражнения на закрепление изучаемого правила.

Развитие орфографической грамотности зависит от уровня сформированности орфографической зоркости. Н. Н. Алгазина отмечает большое значение орфографического разбора при изучении правил правописания. «Для этого необходимо разъяснить не только существо орфографических правил, но и то, как пользоваться ими практически, т.е. определить, когда нужно применить правило; установить, какое правило нужно применять; в какой последовательности надо разбирать слово, чтобы применить соответствующее правило к данному конкретному случаю» [1, с. 158]. Приступая к изучению орфографии, младшие школьники должны понимать, что недостаточно выучить правила и запомнить исключения, нужно уметь видеть орфограммы на письме. Умение видеть орфограммы на письме достигается путём длительных тренировок орфографических навыков.

Формирование орфографической зоркости с помощью систематических упражнений, обеспечивающих формирование фонематического слуха, зрительное восприятие и движение руки - основная задача учителя начальных классов. Орфографическая зоркость вырабатывается из урока в урок, поэтому важно выбирать такие методы и приемы, которые способствуют выработке наиболее устойчивых орфографических навыков. Методы и приемы обучения подбираются учителем к каждому конкретному уроку, в зависимости от типа изучаемой орфограммы. Одна из форм работы, способствующая развитию орфографической зоркости - написание различных видов диктантов. Диктант является методическим приёмом, который заключается в самостоятельном написании текста под диктовку учителя. Данный вид работы учит воспринимать слово, и воспроизводить его на письме, используя при этом необходимые орфографические правила. Соотнесение орфограммы с правилом должно происходить незамедлительно, чтобы не задерживать письма.

Диктанты нацелены выполнять различные функции на уроках русского языка. Созданием классификаций диктантов, в зависимости от их функций, занимались выдающиеся деятели науки: М. В. Ушаковым, А. В. Текучёвым, Л. П. Федоренко, Г. К. Лидман-Орловой, Т. А. Ладыженской, М. Т. Барановым и др.

«Можно выделить следующие критерии, которые учитывались в классификации:

  1. цель проведения диктанта;

  2. характер записи текста;

  3. время объяснения правописания орфограмм» [4, с. 30].

По цели проведения диктанты можно классифицировать на контрольные и обучающие.

Но такое разделение будет считаться условным, так как все диктанты помогают выявить уровень знаний учащихся, а контрольный диктант проводится с целью укрепления знаний и навыков.

По характеру записи текста выделяют дословные диктанты (текстуальные) и диктанты с изменением текста

По времени объяснения орфограмм диктанты разделяют на:

  1. предупредительные – объяснение орфограмм происходит до начала записи текста. Особенность данного вида диктанта в том, что перед записью текста ученики повторяют орфографические правила, затем выясняют правописание сложных слов.

  2. объяснительные – главное отличие от предупредительного в том, что объяснение правописания орфограмм осуществляется после записи текста. Объяснение написанного может проходить после записи каждого слова, словосочетания и предложения или же после записи всего текста объяснительного диктанта.

  3. комментируемые – предполагают объяснение правописания сложных орфограмм в процессе записи текста. Этот вид диктанта позволяет учащимся логически мыслить, предельно кратко формулировать грамматические правила и учиться выделять главное. Во время комментирования у учащихся одновременно работают три вида памяти: зрительная, слуховая и моторная. Но после написания любого вида диктанта, учителем проводится проверка и объяснение неправильно написанных орфограмм.

По классификации диктанты отличаются большим разнообразием, что даёт учителю возможность выбора формы работы, которая будет способствовать формированию орфографической зоркости. Но, немаловажная работа должна проводиться и после написания диктанта. Так, Н. С. Рождественский пишет: «Изучение ошибок учителем помогает наметить систему занятий с классом и с отдельными учениками в целях укрепления орфографических навыков» [5, с. 128]. Поэтому если не работать над ошибками в процессе написания диктантов, эффективность формирования орфографической зоркости в процессе работы над диктантом будет недостаточной. Выполняя работу над ошибками, у учащихся развивается навык самоконтроля. Именно самоконтроль подталкивает детей осуществлять самопроверку, что развивает способность не только находить и исправлять неверные написания слов, но и предупреждать появление ошибок. Существует множество разнообразных приёмов для самостоятельной работы над ошибками, которые зависят от правил, на которые допущены ошибки и умения, учащихся работать самостоятельно. По мнению Е. Г. Федоровой, к основным «приёмам работы над ошибками относятся следующие:

1) самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем на полях;

2) самостоятельное объяснение ошибок;

3) взаимопроверка в парах;

4) исправление ошибок и подбор проверочных слов;

5) нахождение слов с такой же орфограммой» [6, с. 90].

Все приемы проведения работы над ошибками активизируют у учащихся мыслительную деятельность и развивают умения осознанно применять изученные правила. Для того чтобы упростить работу учащимся и затратить меньше времени на исправление ошибок, можно использовать «Памятки по работе над ошибками». Но в завершении работы над ошибками необходимо подвести итог, в котором дети, проанализировав свои ошибки, отчитываются за проделанную работу, высказывают свои предложения и говорят о том, какие возникли трудности. Работа над ошибками должна проводиться регулярно, после каждой выполненной самостоятельно контрольной или проверочной работы. В организации работы над ошибками необходимо учитывать все допущенные ошибки учащимися, а также навыки их самостоятельной работы и умение тщательно подбирать примеры на изученные правила.

Таким образом, все виды диктантов ориентированы на развитие орфографической зоркости младших школьников, на отработку орфографических умений, повышение функциональной грамотности обучающихся.

Список использованных источников

1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М. : Просвещение, 2000. – С. 158-161. – Текст: непосредственный.

2. Алексеева, Н. В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе / Н.В. Алексеева. Современная наука, 2017. - №2. - С. 35-37 – Текст: непосредственный.

3. Бежанова, Н. Л. Проверка уровня сформированности орфографической зоркости учащихся вторых классов / Н. Л. Бежанова, В. А. Климцова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 176-179. — URL: https://moluch.ru/archive/226/52918/ (дата обращения: 24.03.2023).

4. Праведникова, И. И. Развитие орфографической зоркости / И. И. Праведникова. – М. : Феникс, 2020. – 64 с. – Текст: непосредственный.

5. Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский – М. : Просвещение, 1960. –295 с. – Текст: непосредственный.

6. Федорова, Е. Г. Формирование орфографической зоркости у младших школьников / Е.Г. Федорова. // Школьная педагогика.-2017. — № 1 (8). – С. 90-92. – Текст: непосредственный






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее