«Зимний фестиваль знаний 2026»

Формирование нравственных качеств у старших дошкольников посредством сказок В.Г. Сутеева

Для повышения уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста был разработан проект «Сказочный мир В.Г. Сутеева», по мотивам сказок В.Г. Сутеева. Актуальность проекта определяется требованиями ФОП ДО к выпускнику дошкольного образовательного учреждения, среди которых становление нравственного сознания, развитие эмпатии и социальной ответственности. Цель проекта: способствовать нравственному развитию старших дошкольников посредством анализа и обсуждения сказок В.Г. Сутеева.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Формирование нравственных качеств у старших дошкольников посредством сказок В.Г. Сутеева

Цель формирующего этапа – разработка и апробация проекта по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств посредством сказок В.Г. Сутеева.

Задачи:

1. Развивать у детей понимание основных нравственных понятий (добро, зло, справедливость) через анализ сказочных персонажей и их поступков.

2. Стимулировать детей к самостоятельному анализу действий героев сказок и формированию собственных суждений.

3. Способствовать развитию эмпатии и способности к сопереживанию.

4. Стимулирование творческой активности.


Разработка проекта

С целью решения исследовательских задач и повышения уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста был разработан проект «Сказочный мир В.Г. Сутеева», по мотивам сказок В.Г. Сутеева.

Актуальность проекта определяется требованиями ФОП ДО к выпускнику дошкольного образовательного учреждения, среди которых становление нравственного сознания, развитие эмпатии и социальной ответственности. ФОП ДО ставит задачу нравственного развития дошкольников, и сказки выступают как эффективное средство достижения этой цели. На современном этапе использование художественной литературы, в частности сказок, является актуальным инструментом формирования нравственных качеств. Сказки В.Г. Сутеева, благодаря своей простоте, наглядности и ярким персонажам, способствуют развитию моральных представлений у детей.

Цель проекта: способствовать нравственному развитию старших дошкольников посредством анализа и обсуждения сказок В.Г. Сутеева.


Задачи проекта:

Обучающие:

- дать первоначальные знания о творчестве В.Г. Сутеева и его сказках;

- сформировать умения анализировать сюжеты сказок, выделять главных героев и их поступки;

- сформировать основы понимания моральных норм и ценностей, представленных в сказках;

- расширить представления о мире эмоций, социальных взаимодействиях и межличностных отношениях.

Развивающие:

- развивать эмоциональное восприятие (умение сопереживать героям, понимать их чувства);

- развивать речь (умение аргументировать свою позицию, выражать свои мысли);

- развивать воображение (умение представлять ситуации из сказки, придумывать продолжения);

- развивать умения оценивать поступки героев, делать нравственные выводы;

- создавать условия для развития эмпатии, социальной ответственности и формирования позитивной самооценки на основе обсуждения нравственных дилемм, представленных в сказках.

Воспитательные:

- Формирование чувства ответственности, сопереживания;

- Воспитание трудолюбия и упорства;

-Развитие чувства взаимопомощи и сотрудничества, позитивного отношения к труду;

- Воспитание честности и справедливости.

Сроки реализации проекта

Проект представлен двумя учебно-тематическими планами, рассчитанными на обучение детей 5-6 лет (I год обучения)

Ожидаемый результат после I года обучения.

Воспитанник приобретет:

- умение сопереживать героям, понимать их чувства;

- умение аргументировать свою позицию, выражать свои мысли;

- умение представлять ситуации из сказки, придумывать продолжения;

- умения оценивать поступки героев, делать нравственные выводы.

Воспитанник будет уметь:

• распознавать и интерпретировать основные нравственные уроки, содержащиеся в сказках В. Г. Сутеева;

• сравнивать персонажей и их поступки, выделяя положительные и отрицательные качества;

• обсуждать и анализировать содержание сказок, определяя, как поведение героев влияет на их судьбу;

• создавать собственные истории и сказки, используя элементы сюжета и персонажей, вдохновленных произведениями В.Г. Сутеева;

Воспитанник будет владеть:

• навыками критического мышления, позволяющими оценивать поступки персонажей и их последствия;

• навыками творческого самовыражения через создание иллюстраций и театрализованных представлений по мотивам сказок В.Г. Сутеева.

Личностные результаты освоения проекта воспитанником направлены на:

• развитие эмоционального восприятия (умение сопереживать героям, осознавать свои эмоции);

• развитие произвольности внимания (повышение устойчивости при обсуждении нравственных тем, концентрации на содержании сказок);

• развитие творческого воображения (умение придумывать новые сюжеты, создавать оригинальные иллюстрации и сценки).

А также на развитие умений:

• устанавливать эмоциональные контакты со сверстниками и взрослыми для совместного обсуждения нравственных вопросов;

• работать в парах и группах, договариваться и вести конструктивный диалог по поводу прочитанных сказок;

• участвовать в совместной коммуникативной деятельности (в процессе обсуждения, поиска дополнительных материалов, презентации своих работ).

Основные принципы проекта:

• принцип гуманности, который предопределяет использование произведений, способствующих формированию доброты, отзывчивости и уважения к другим;

• принцип доступности, предусматривающий соответствие содержания сказок уровню понимания дошкольников, что позволяет им осознанно усваивать нравственные уроки;

• принцип наглядности, предполагающий использование иллюстраций и театрализованных постановок для лучшего восприятия содержания сказок;

• принцип систематичности и последовательности, где изучение сказок происходит в логической последовательности, начиная с простых сюжетов и заканчивая более сложными темами;

• принцип связи теории с практикой, обязывающий детей применять полученные знания о нравственных ценностях в своей повседневной жизни.

Новизна проекта «Сказочный мир В.Г. Сутеева» заключается в том, что он впервые предлагает систематизированный подход к нравственному воспитанию дошкольников через анализ и интерпретацию сказок В. Г. Сутеева. Проект разработан как комплекс занятий, основанных на игровых образовательных ситуациях, которые способствуют формированию нравственных качеств у детей через обсуждение сюжетов и персонажей.

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена погружением их в игровую образовательную ситуацию, где они должны:

• осознать замысел (что мы изучаем?),

• определить мотив (почему это важно?),

• выбрать способы и последовательность (как мы будем обсуждать?),

• оценить результат (что мы узнали?).

Такая форма подачи материала помогает активировать самостоятельную деятельность детей через постановку нравственных вопросов, привлечение их внимания к героям сказок, а также включает рефлексивную оценку своих эмоций и выводов о поведении персонажей, что является значимым в формировании нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста.

Основные шаги по реализации проекта. Проект делится на месяцы и соответствующие темы.

В процессе обучения используются следующие методы: интерактивные беседы, театрализация, проблемное обучение, создание иллюстраций/поделок, продуктивная деятельность и дополнение сказок.

Основной формой обучения в процессе реализации проекта является игровая образовательная ситуация, которая включает в себя пять этапов:

1. Мотивационный (вхождение в тему, интерес и желание узнать о героях сказок);

2. Информационный (восприятие, поиск и отбор информации о содержании сказок);

3. Организационный (подготовка к обсуждению, создание схемы анализа персонажей и их поступков);

4. Деятельностный (обсуждение и создание собственных историй);

5. Итоговый.



Содержание проекта


Создание предметно-развивающей среды для осуществления игровой и нравственно-ориентированной деятельности старших дошкольников в соответствии с санитарными нормами и возрастными особенностями – предполагало создание специального уголка «Сказочный мир В.Г. Сутеева». Оснащение данного уголка отвечает санитарным и возрастным нормам, а также требованиям безопасности. Уголок имеет хорошее освещение и возможность проветривания. С целью создания оптимальных условий для нравственного развития старших дошкольников посредством сказок В.Г. Сутеева, была создана предметно-развивающая среда:

- столы и стулья (по росту и количеству детей);

- стеллажи для хранения книг со сказками В.Г. Сутеева, иллюстраций, дидактических материалов;

- кукольный театр с персонажами из сказок Сутеева;

- набор игрушек и предметов-заместителей для инсценировок;

- доска для рисования и демонстрации иллюстраций;

- набор карточек с картинками к сказкам;

- настольные игры, развивающие логику и речь, по мотивам сказок;

- картотека дидактических игр;

- материал для творческой деятельности (пластилин, цветная бумага, краски и т.д.).

Материально-техническое обеспечение и оснащение среды уголка создавалось в соответствии с принципами, которые предъявляет ФОП ДО к организации предметно-развивающей среды, а именно:

- насыщенность: уголок оснащен книгами, игрушками, дидактическими материалами, обеспечивающими игровую, познавательную и творческую активность воспитанников, направленную на развитие нравственных качеств;

- трансформируемость пространства: позволяет изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей. Например, столы можно легко передвигать и организовывать работу детей в группах или индивидуально;

- полифункциональность материалов: используемые материалы (например, кукольный театр) позволяют инсценировать разные сказки, развивая творческое воображение и позволяя детям вживаться в роли героев;

- вариативность среды: создает различные пространства для игры, обсуждения, творческой деятельности. Игровой материал периодически обновляется, стимулируя интерес к сказкам и развитию речи;

- доступность среды: обеспечивает свободный доступ детей к книгам, игрушкам и материалам, стимулируя самостоятельную активность и развитие нравственных качеств через игру и творчество. Дети самостоятельно выбирают книги, организуют свою рабочую зону и выбирают материалы для творческой деятельности.

Были подобраны методы, способствующие нравственному воспитанию старших дошкольников (см. Таблица 2.12).


Таблица 2.12– Методы, способствующие нравственному воспитанию старших дошкольников посредством сказок В.Г. Сутеева

Название группы методов

Методы познавательного развития

Беседы и обсуждения

Беседа по содержанию сказки: обсуждение поступков героев, их мотивов, последствий действий.

Сравнение поступков разных героев одной сказки и выявление лучших/худших вариантов поведения.

Обсуждение нравственных дилемм, представленных в сказке (например, "Что бы ты сделал на месте героя?").

Обсуждение эмоционального состояния героев, выражения их лиц, деталей обстановки.

Составление плана действий для решения проблемной ситуации из сказки.

Игровые методы

Театрализация сказок: разыгрывание сценок из сказки, импровизация, создание собственных продолжений.

Ролевые игры: дети берут на себя роли героев сказки и проживают ситуации, развивая эмпатию.

Дидактические игры: игры на соотнесение, классификацию, поиск соответствий по теме сказки.

Сюжетно-ролевые игры: развертывание сюжета сказки в игровом пространстве, проигрывание разных вариантов развития событий.

Игры-драматизации с использованием кукольного театра или других подручных средств.

Творческие методы

Рисование по мотивам сказки: иллюстрирование понравившихся эпизодов, создание собственных иллюстраций.

Лепка: изготовление фигурок героев сказки, создание декораций.

Аппликация: создание коллажей, панно по мотивам сказки. Конструирование: создание моделей из конструкторов, изготовление декораций для театра.

Сочинение рассказов и стихов по мотивам сказки или с использованием героев Сутеева.



Особенности реализации проекта

Формирующий эксперимент включает в себя реализацию трех групп методов:

- Методы, направленные на беседы и обсуждения;

  • Игровые методы;

  • Творческие методы.

Проект рассчитан для работы с детьми старшего дошкольного возраста на учебный год (см. Таблица 2.13). В группе в течение каждого месяца проводится воспитательно-образовательная работа по определенной теме. Материал данного проекта реализуется во время организованной образовательной деятельности, а закрепляется в режимных моментах – в утренние и вечерние часы, на прогулке.


Таблица 2.13 – Учебно -тематический план проекта «Сказочный мир В.Г. Сутеева» (5-7 лет)

Месяц

Тема

Сентябрь

Тема 1. «Кот-рыболов» (Сказка В.Г. Сутеева)

Тема 2. «Петух и краски» (Сказка В.Г. Сутеева)

Октябрь

Тема 3. «Три котёнка» (Сказка В.Г. Сутеева)

Ноябрь

Тема 4. «Это что за птица?» (Сказка В.Г. Сутеева)

Тема 5. «Умелые руки» (Сказка В.Г. Сутеева)

Декабрь

Тема 6. «Про ёлки» (Сказка В.Г. Сутеева)

Тема 7. «Мамин праздник» (Сказка В.Г. Сутеева)

Январь

Тема 8. «Про снегурочку и снежинку» (Сказка В.Г. Сутеева)

Февраль

Тема 9. «Как зима кончилась» (Сказка В.Г. Сутеева)

Тема 11. «Яблоко» (Сказка В.Г. Сутеева)

Март

Тема 12. «Мешок яблок» (Сказка В.Г. Сутеева)

Тема 13. «Ёлка» (Сказка В.Г. Сутеева)

Апрель

Тема 14. «Кто сказал мяу» (Сказка В.Г. Сутеева)

Тема 15. «Под грибом» (Сказка В.Г. Сутеева)

Май

Тема 16. «Разные колёса» (Сказка В.Г. Сутеева)

Июнь

Тема 17. «Мышонок и карандаш» (Сказка В.Г. Сутеева)

Тема 18. «Капризная кошка» (Сказка В.Г. Сутеева)

Июль

Тема 19. «Палочка-выручалочка» (Сказка В.Г. Сутеева)

Август

Тема 20. «Цыплёнок и утёнок» (Сказка В.Г. Сутеева)





Перспективно-тематический план содержания проекта «Сказочный мир В.Г. Сутеева» (см. в Приложении В).

Основной обучающей базой проекта для нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста стали сказки В. Г. Сутеева. Организация и проведение занятий, основанных на анализе и интерпретации его произведений, предполагает включение в структуру игровой образовательной ситуации методов и приемов, направленных на развитие нравственной сферы детей. Рассмотрим подробнее этапы игровой образовательной ситуации:

Мотивационный этап: Игровые задания, загадки и вопросы по сюжетам сказок вызывают интерес к теме, активизируют внимание детей и настраивают их на обсуждение нравственных аспектов поведения героев. Использование интерактивных материалов (например, мультфильмов по сказкам) помогает создать атмосферу вовлеченности.

Информационный этап: Восприятие, анализ и отбор информации о персонажах и их поступках через чтение и обсуждение текстов сказок. Использование современных информационных средств (презентаций, видеофильмов) позволяет детям глубже понять нравственные уроки, заложенные в произведениях В.Г. Сутеева.

Организационный этап: Рассматривание и изучение иллюстраций к сказкам, составление схемы нравственных качеств героев, обсуждение их поступков. Это позволяет детям спланировать предстоящую деятельность, представить образы персонажей и организовать свое рабочее место для выполнения творческих заданий, таких как создание собственных сказок или иллюстраций.

Деятельностный этап: Самостоятельная деятельность детей по созданию собственных историй или театрализации сказок В.Г. Сутеева. Обсуждение характерных черт героев, их действий и эмоций, а также оформление своих работ (например, создание иллюстраций или кукольного театра) позволяет детям реализовать выстроенные планы и осуществить задуманное.

Итоговый этап: Просмотр работ, обсуждение созданных сказок и иллюстраций, сравнение различных интерпретаций сюжетов между собой. Беседы о нравственных уроках, которые они извлекли из сказок, игры с созданными персонажами, участие в тематических выставках работ объединяются общей идеей. Это превращается в общую игру, где каждый ребенок может поделиться своим опытом и мнением о значении доброты, дружбы и честности.

Совместная деятельность педагогов и родителей в процессе освоения программы «Сказочный мир В.Г. Сутеева» предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей для достижения максимального эффекта в нравственном воспитании детей.

Для родителей был разработан план работы по проекту «Сказочный мир В.Г. Сутеева» (см. Приложение Г)

Таким образом, родители могут принимать активное участие в занятиях в детском саду, помогая педагогу проводить игры, читать сказки, организовывать творческую деятельность.

Воспитатели могут давать домашние задания, связанные с изучаемыми сказками, например, рисование иллюстраций, лепка персонажей, разучивание стихов или песен.

На родительских собраниях воспитатели могут рассказывать о ходе реализации программы, делиться опытом, обсуждать успехи и трудности, давать рекомендации родителям по работе с детьми дома.

Воспитатели могут проводить индивидуальные консультации с родителями, отвечая на вопросы, давая советы по воспитанию детей, помогая родителям понять и применить принципы нравственного воспитания, изложенные в программе.

Воспитатели и родители совместно могут наблюдать за развитием детей, анализировать их поведение, отмечать изменения в их нравственных качествах.

Программа работы:

1. Введение в сказочный мир:

• Чтение сказок В.Г. Сутеева.

• Рассматривание иллюстраций из книжек В.Г. Сутеева и обсуждение прочитанного.

2. Интерактивные занятия:

• Игровые занятия на основе сказок В.Г. Сутеева.

• Дидактические игры.

3. Творческая деятельность:

• Создание поделок и рисунков по мотивам сказок В.Г. Сутеева.

• Продолжение собственных историй детьми.

4. Обсуждение и анализ

• Беседы о поступках персонажей.

• Анализ ситуаций и поиск решений для персонажей.

5. Инсценировка сказок:

• Подготовка и проведение инсценировок с участием детей.

• Использование музыкальных и речевых игр для вовлечения детей.



Содержание работы:

  • Чтение и обсуждение сказок (воспитатель читает сказки, задает вопросы, побуждает детей высказываться о действиях героев).

  • Игра с персонажами (инсценировка сказок, где дети могут проявить свои актерские способности и развить эмоциональную выразительность).

  • Творческие задания (рисование, создание поделок, придумывание новых окончаний для сказок).

  • Обсуждение нравственных уроков (проводить беседы о том, что хорошо, а что плохо в действиях персонажей, как это соотносится с реальной жизнью).

Воспитательно-образовательный процесс по формированию духовно - нравственных представлений у старших дошкольников в ДОУ строится, учитывая требования ФОП:

– комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей;

– учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

– единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

– недопустимость перегрузки детей;

– использование необходимого и достаточного материала;

– введение культурных и региональных компонентов;

Работа со сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм.

Формы организации занятий с использованием сказки могут быть разными, например:

  • игровые занятия;

  • комплексные занятия;

  • самостоятельная игровая деятельность детей;

  • самостоятельная продуктивная деятельность детей;

  • экскурсии;

  • праздники.

Также к основным методам и формам работы со сказкой, как процесса формирования духовно-нравственных представлений, относятся: групповые и подгрупповые занятия, вечера сказок, дидактические игры, выставки рисунков и поделок сказочных героев, создание книг - самоделок.

В работе используется

  • наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

  • словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок);

  • игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.

В таблице 2.14 представлен нравственный смысл сказок В.Г. Сутеева


Таблица 2.14 - Нравственный смысл сказок В.Г. Сутеева


Сказка

Цель

Чему учит

1

Кто сказал «мяу»?

Развитие наблюдательности и логического мышления.

Наблюдательности, логическому мышлению, внимательности к деталям

2

Яблоко

Показать важность дружбы и взаимопомощи

Дружбе, взаимопомощи, щедрости, умении делиться

3

Лягушка-путешественница

Развивать любознательность, смелость и находчивость, а также иллюстрировать возможные опасности неосторожности

Любознательности, смелости, находчивости, осторожности, умении оценивать риски

4

Под грибом

Продемонстрировать значение терпимости и взаимоуважения

Терпимости, уважении к другим, умении уживаться вместе, скромности

5

Три медведя

Показать последствия непослушания и важность уважения к чужой собственности

Уважении к чужой собственности, послушанию, осторожности.

6

Елка

Формировать у детей

бережное отношение к природе и заботу о других

Заботе о других, бережному отношению к природе, доброте, отзывчивости



Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент.

Следующий прием – беседа по сказке. Продумывая, вопросы для беседы о прочитанном, педагог стремится помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.

Необходимым условием в беседе по сказке является «нравственный урок», он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании.

Инсценирование – является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировании сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Это, так называемые, традиционные подходы формирования духовно-нравственных представлений с использованием сказки.

Нетрадиционный подход как раз и дает ребенку возможность правильно мотивировать, уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.

Сказка В.Г. Сутеева «Яблоко» – прекрасный инструмент для формирования нравственных качеств у старших дошкольников. Простой и понятный сюжет о споре животных из-за яблока ненавязчиво демонстрирует важность таких ценностей, как справедливость, дружба, взаимопомощь и умение делиться. Во время чтения сказки дети сопереживают героям, анализируют их поступки и учатся делать собственные выводы.

Воспитатель может использовать сказку как основу для беседы о справедливом распределении, задавая вопросы: "Как бы вы поступили на месте героев?", "Почему важно делиться?", "Что такое справедливость?". Дети начинают понимать, что жадность и эгоизм приводят к конфликтам и одиночеству, а щедрость и умение договариваться – к радости и дружбе. Сказка помогает детям осознать, что даже маленький добрый поступок может иметь большое значение.

Образы животных, знакомых детям, способствуют лучшему усвоению морали сказки. Заяц, Ворона, Ёж и Медведь олицетворяют разные характеры и модели поведения. Дети учатся распознавать положительные и отрицательные черты героев, развивая свою эмоциональную грамотность. Сказка стимулирует развитие эмпатии, позволяя детям поставить себя на место каждого персонажа и понять его мотивы.

Использование наглядных материалов, таких как иллюстрации к сказке или фигурки животных, делает занятие более интересным и запоминающимся. Дети могут разыгрывать сценки из сказки, проговаривая диалоги и выражая эмоции героев. Такая активная форма работы способствует развитию речи, воображения и творческих способностей.

Обсуждение сказки может быть продолжено в творческих заданиях. Дети могут нарисовать понравившийся эпизод, придумать продолжение истории или создать свою собственную сказку о дружбе и справедливости. Это помогает закрепить полученные знания и развить навыки самостоятельного мышления. Работа с текстом сказки также способствует развитию внимания и памяти.

В.Г. Сутеев в своей сказке использует доступный детям язык и яркие образы, что делает ее особенно эффективной для нравственного воспитания. Сказка «Яблоко» учит детей ценить дружбу, уважать других и решать конфликты мирным путем. Она формирует у дошкольников представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, щедрости и жадности. Через сказку дети учатся понимать последствия своих поступков и брать на себя ответственность.

Сказка «Яблоко» – это не просто развлечение, а ценный урок нравственности для детей. Через яркие образы и простой сюжет, сказка доносит до детей важные жизненные уроки.

Сказка В.Г. Сутеева "Лягушка-путешественница" – история о лягушке, отправившейся в путешествие на юг, ярко иллюстрирует такие понятия, как целеустремленность, смелость, но и хвастовство, легкомыслие и необдуманность поступков.

Приключения лягушки учат детей важности критического мышления. Лягушка придумала остроумный способ путешествовать, что демонстрирует её сообразительность. Однако, захватившись идеей, она не продумала все детали, что в итоге привело к падению. Здесь воспитатель может задать вопросы: "Почему лягушка упала?", "Как она могла бы избежать этого?", "Что важнее: хорошая идея или её тщательная проработка?".

Сказка поднимает тему хвастовства. Лягушка, хвалясь своим "изобретением", привлекла внимание уток. Дети видят, к чему приводит желание показать себя лучше, чем ты есть, и понимают, что скромность – ценное качество. Воспитатель может спросить: "Как вы думаете, почему лягушка начала хвастаться?", "Стоило ли ей это делать?", "Как бы вы поступили на её месте?".

История лягушки учит детей важности дружбы и взаимопомощи. Утки помогли лягушке отправиться в путешествие. Этот пример показывает дошкольникам, как важно помогать друг другу и быть отзывчивыми. Вопросы для обсуждения: "Почему утки решили помочь лягушке?", "Что было бы, если бы они отказались?", "Как вы помогаете своим друзьям?".

Однако, хвастовство лягушки разрушило эту взаимопомощь. Потеряв палочку из-за своего же хвастовства, лягушка оказалась в воде. Это наглядно демонстрирует детям, что необдуманные поступки могут иметь негативные последствия. Воспитатель может организовать дискуссию: "Правильно ли поступила лягушка?", "Что она чувствовала, когда упала?", "Какой урок она извлекла?".

Кроме того, сказка развивает воображение и творческие способности. Дети могут придумать другие способы путешествия для лягушки, нарисовать иллюстрации к сказке, разыграть сценки. Например, можно предложить детям нарисовать, как лягушка путешествовала бы на воздушном шаре или на спине бабочки.

Сказка также способствует развитию речи. Дети пересказывают сюжет, описывают героев, выражают своё отношение к происходящему. Например, можно попросить детей описать характер лягушки или рассказать, как они представляют себе юг, куда она летела.

"Лягушка-путешественница" – не просто увлекательная история, но и важный урок нравственности. Она учит детей важности планирования, скромности, ответственности за свои поступки и ценности настоящей дружбы. Например, можно обсудить с детьми, как важно продумывать свои действия и не поддаваться сиюминутным желаниям.

Сказка помогает детям понять, что хвастовство не приводит ни к чему хорошему, а настоящая дружба и взаимопомощь – это важные ценности в жизни. Например, можно предложить детям вспомнить ситуации из своей жизни, когда они кому-то помогли или когда им помогли друзья.

В заключение, сказка "Лягушка-путешественница" способствует формированию у старших дошкольников нравственных качеств через яркие образы и захватывающий сюжет.

Сказка В.Г. Сутеева "Кто сказал «Мяу»?" – прекрасный инструмент для формирования нравственных качеств у старших дошкольников. Она ненавязчиво знакомит детей с такими важными понятиями, как любопытство, смелость, преодоление страха, а также учит доброте и вниманию к окружающим.

Сюжет сказки строится вокруг щенка, который услышал незнакомый звук "мяу" и отправился на его поиски. Это пробуждает в детях любопытство и желание исследовать мир. Воспитатель может задать вопросы: "Что такое любопытство?", "Хорошо ли быть любопытным?", "Как любопытство помогает нам узнавать новое?".

Щенок, несмотря на свой страх, продолжает поиски. Это пример смелости и решительности. Дети учатся преодолевать свои опасения и идти к намеченной цели. Примерные вопросы для обсуждения: "Чего боялся щенок?", "Почему он всё равно продолжал искать?", "Были ли у вас ситуации, когда вам было страшно, но вы справились?".

Встреча щенка с разными животными – цыпленком, лягушкой, петухом – позволяет детям узнать, что у каждого существа свой голос и особенности. Это развивает наблюдательность и уважение к многообразию мира. Воспитатель может организовать игру, где дети изображают голоса разных животных.

Щенок проявляет доброту и заботу, пытаясь помочь животным найти потерянный голос. Это формирует у детей чувство сострадания и желание помогать другим. Примеры вопросов: "Почему щенок хотел помочь другим?", "Как вы думаете, что он чувствовал?", "Как вы помогаете тем, кто нуждается в помощи?".

Кульминацией сказки становится встреча щенка с котенком. Разгадка тайны "мяу" приносит щенку радость и удовлетворение. Дети учатся радоваться своим открытиям и достижениям. Можно предложить детям нарисовать щенка и котенка, когда они встретились.

Сказка также способствует развитию речи и коммуникативных навыков. Дети пересказывают сюжет, описывают героев, делятся своими впечатлениями. Например, можно попросить детей рассказать сказку от лица щенка.

"Кто сказал «Мяу»?" – это не просто развлечение, а ценный нравственный урок для детей. Сказка учит важности любознательности, смелости, доброты и внимания к окружающему миру.

Воспитатель может использовать различные методы работы со сказкой: чтение, пересказ, разыгрывание сценок, рисование. Например, дети могут разыграть сценку, где щенок встречает разных животных и спрашивает их про "мяу".

Сказка помогает детям лучше понимать себя и окружающих, развивает эмоциональный интеллект и способствует гармоничному развитию личности. Например, можно обсудить с детьми, какие эмоции испытывал щенок во время своих поисков. Таким образом, сказка В.Г. Сутеева "Кто сказал «Мяу»?" является эффективным инструментом нравственного воспитания старших дошкольников.

Работа со сказкой способствует развитию таких качеств, как любознательность, смелость, доброта, внимание к окружающим.

Обоснование выбора сказок В.Г. Сутеева для формирования нравственности у детей старшего дошкольного возраста: Сказки Сутеева написаны простым и понятным языком, что делает их доступными для понимания детьми дошкольного возраста. Персонажи сказок Сутеева – это яркие, запоминающиеся образы, которые легко ассоциируются с определенными нравственными качествами.

Сказки Владимира Григорьевича Сутеева – это не просто увлекательные истории с яркими иллюстрациями, но и мощный инструмент нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря простому языку, запоминающимся образам и динамичным сюжетам, они легко воспринимаются детьми и оставляют глубокий след в их сердцах. В каждой сказке Сутеева заложен важный урок, ненавязчиво доносящий до ребенка базовые этические принципы: доброту и сострадание ("Цыпленок и Утенок"), честность и ответственность ("Разные колеса"), взаимовыручку и дружбу ("Под грибом", "Яблоко"), справедливость и трудолюбие ("Мешок яблок"), смелость и находчивость ("Кто сказал «мяу»?", "Лягушка-путешественница"). Автор показывает, что хорошие поступки всегда вознаграждаются, а отрицательные качества, такие как жадность, хвастовство и эгоизм, приводят к негативным последствиям. Сказки Сутеева учат детей критически мыслить, анализировать ситуации и делать правильный нравственный выбор.

Приложение В

Содержание проекта «Сказочный мир В.Г. Сутеева»

(перспективно-тематический план 5-6 лет)


Тема 1. "Кот-рыболов" (Сказка В.Г. Сутеева)

Развитие ответственности и честности. Обсуждение поступков Кота и его попыток обмануть других животных. Разговор о важности честности и ответственности за свои поступки.

Методы и приемы: Анализ сюжета, мотивов героев, последствий обмана. Дети играют роли Кота, Рыбы и других персонажей, разыгрывая разные варианты развития событий.

Форма проведения: Театрализованная постановка (дети инсценируют известную сказку, используя костюмы и декорации).


Тема 2. "Петух и краски" (Сказка В.Г. Сутеева)

Развитие творческого потенциала и ответственности за результат

Обсуждение важности старания и аккуратности. Разговор о том, что красота может быть в простоте и естественности.

Методы и приемы: Анализ сюжета и сравнение разных способов раскрашивания. Дети самостоятельно раскрашивают петуха, экспериментируя с цветами и техниками.

Форма проведения: Рисование иллюстраций


Тема 3."Три котёнка" (Сказка В.Г. Сутеева)

Развитие ответственности, заботы и эмпатии. Анализ поведения котят и последствий их действий. Разговор о заботе о младших и о том, как важно помогать друг другу.

Методы и приемы: Обсуждение чувств котят и их родителей. Постановка спектакля по сказке, акцент на эмоциональной составляющей.

Форма проведения: Ролевые игры (дети играют роли героев сказки, разыгрывая различные ситуации и диалоги).


Тема 4. "Это что за птица?" (Сказка В.Г. Сутеева)

Развитие наблюдательности и любознательности. Обсуждение важности внимательности и умения наблюдать. Развитие умения отличать птиц по внешним признакам.

Методы и приемы: Анализ сюжета, описание внешнего вида птицы. Придумывание мелодий или песен, связанных с птицами, или использование музыкальных инструментов для создания звукового сопровождения.

Форма проведения: Музыкальная игра.


Тема 5. "Умелые руки" (Сказка В.Г. Сутеева)

Развитие трудолюбия и творчества. Обсуждение важности трудолюбия и умения создавать что-то своими руками.

Методы и приемы: Обсуждение того, как герои создают свои вещи.

Изготовление поделок по мотивам сказки. Создание различных предметов из конструктора.

Форма проведения: Конструирование.


Тема 6. "Про ёлки" (Сказка В.Г. Сутеева)

Развитие бережного отношения к природе. Обсуждение важности бережного отношения к природе и последствия её разрушения.

Методы и приемы: Анализ сюжета, обсуждение поведения людей по отношению к елкам. Создание коллажа из елок и зимнего леса. Создание композиций, отражающих красоту леса.

Форма проведения: Создание коллажа


Тема 7. "Мамин праздник" (Сказка В.Г. Сутеева)

Развитие чувства любви и уважения к матери. Обсуждение важности материнской любви и заботы.

Методы и приемы: Обсуждение чувств героев, их отношений. Создание книжки-самоделки для мам или создание поздравительных открыток.

Форма проведения: Создание книжки-самоделки


Тема 8. "Про снегурочку и снежинку" (Сказка В.Г. Сутеева)

Развитие фантазии, знакомство со свойствами снега и льда.

Методы и приемы: Анализ сюжета, описание зимних пейзажей. Дети изображают действия героев сказки без слов, используя только мимику и жесты.

Форма проведения: Разыгрывание сказки с помощью пантомимы


Тема 9. "Как зима кончилась" (Сказка В.Г. Сутеева)

Развитие наблюдательности за изменениями в природе

Наблюдение за сезонными изменениями в природе, развитие умения замечать детали.

Методы и приемы: Анализ сюжета, описание изменений в природе. Изображение весеннего пейзажа. Взрослый рассказывает сказку с ошибками, дети должны их найти.

Форма проведения: Игра "Найди ошибку"


Тема 11. «Яблоко» (Сказка В.Г. Сутеева)

Изучение фруктов и их полезных свойств

Методы и приемы: Чтение сказки и обсуждение её содержания. Дети ищут спрятанное яблоко и выполняют задания, которые приведут их к разгадке сюжета сказки

Форма проведения: Игра-квест


Тема 12. «Мешок яблок» (Сказка В.Г. Сутеева)

Понимание ценности труда и щедрости.

Методы и приемы: Чтение сказки и обсуждение её содержания. Обсуждение, как можно делиться с другими. Игра на соотнесение, классификацию, запоминание последовательности событий сказки.

Форма проведения: Дидактическая игра


Тема 13 «Ёлка» (Сказка В.Г. Сутеева)

Знакомство с природой и зимними праздниками.

Методы и приемы: Чтение сказки и обсуждение её содержания. Создание ёлки из бумаги или картона (аппликация) и создание игры, де нужно решить загадку или найти выход из ситуации, основанной на сюжете сказки.

Форма проведения: Логическая игра


Тема 14. «Кто сказал мяу» (Сказка В.Г. Сутеева)

Знакомство с домашними животными и их звуками.

Методы и приемы: Чтение сказки и обсуждение её содержания. Игра «Угадай, кто это сказал из животных и пропой?» — звуки домашних животных. Лепка котенка из пластилина.

Форма проведения: Музыкальное занятие


Тема 15. «Под грибом» (Сказка В.Г. Сутеева)

Изучение грибов и их роли в природе.

Знакомство с миром грибов. Представление об грибе, особенности его строения, среде обитания.

Методы и приемы: Чтение сказки и обсуждение её содержания. Игра «Грибная охота» — поиск грибов, вырезанных из картона или бумаги (или поиск грибов на территории детского сада). Игра проходить должна на уличном дворе детского сада, где воспитатели предварительно «спрятали» грибы из бумаги или настоящие.

Форма проведения: Игры с природным материалом


Тема 16. «Разные колёса» (Сказка В.Г. Сутеева)

Изучение транспорта и его видов.

Методы и приемы: Чтение сказки и обсуждение её содержания. Прогулка на улице для наблюдения за транспортом, который стоит за забором детского сада.

Форма проведения: Игра на улице


Тема 17. «Мышонок и карандаш» (Сказка В.Г. Сутеева)

Развитие творческих способностей через рисование.

Методы и приемы: Чтение сказки и обсуждение её содержания. Создание коллективной картины с мышонком. Театр кукол, где в главной роли «мышонок».

Форма проведения: Детализированная игра


Тема 18. «Капризная кошка» (Сказка В.Г. Сутеева)

Изучение характера домашних животных.

Методы и приемы: Чтение сказки и обсуждение её содержания. Игра «Как ведет себя кошка?» — имитация поведения кошек. Обсуждение, как ухаживать за кошками.

Форма проведения: Имитация поведения животных

Тема 19. «Палочка-выручалочка» (Сказка В.Г. Сутеева)

Чтение сказки и обсуждение её содержания.

Методы и приемы: Игра «Помоги другу» — совместное выполнение заданий. Создание палочки-выручалочки из природных материалов или бумаги.

Форма проведения: работа с природным материалом

Тема 20. «Цыплёнок и утёнок» (Сказка В.Г. Сутеева)

Знакомство с птицами и их жизнью.

Методы и приемы: Чтение сказки и обсуждение её содержания. Прогулка на улице для наблюдения за птицами. Игры на улице, связанные с сюжетом сказки.

Форма проведения: Подвижные игры

Приложение Г



План работы с родителями по проекту «Мир сказок В.Г. Сутеева»



Родительские собрания.

Тема 1: «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста».

Цель – познакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, сформировать у родителей достаточный объем знаний по теме.

Тема 2: «Роль семьи в становлении нравственных качеств дошкольника».

Цель познакомить родителей с психологическими аспектами воздействия семьи в нравственном становлении ребенка, способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания.

Тема 3: «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка».

Цель – вовлечения родителей в совместное с детьми осмысление нравственных ценностей, передаваемых посредством сказок В.Г. Сутеева.

Анкетирование.

Тема: «О нравственном воспитании дошкольника».

Цельизучение семьи, ее потребностей, ее собственных возможностей, о возможных проблемах воспитания. Совершенствование форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Опросник.

Тема: «Внедрение проекта «Мир сказок В.Г. Сутеева» в работу ДОУ».

Цель – определение мнений родителей, поэтому поводу. Определение ожиданий семьи. Определение основных направлений работы в разработке проекта «Мир сказок В.Г. Сутеева» по развитию нравственных качеств дошкольников.

Консультации, беседы.

Тема 1: «Как объяснить ребенку что такое хорошо, а что такое плохо?».

Цель – оказание помощи родителям в решении педагогических и жизненных ситуаций.

Тема 2: «Как научить детей решать споры мирным путем?».

Цельдля повышения педагогических знаний родителей способствующих формированию нравственных качеств ребенка. Познакомить с техниками решения конфликтов и обсуждение примеров из жизни.

Тема 3: «О пользе чтения сказок».

Цель для повышения педагогических знаний родителей.

Тренинговое занятие. (С привлечением психолога ДОУ).

Тема: «Понимание эмоций: как помочь детям выражать свои чувства?».

Цель – помочь родителям дать оценку различным способам своего взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные – конструктивными. Упражнения на распознание и выражение эмоций, а также на развитие эмоционального интеллекта. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; в решении проблем нравственного воспитания детей.

Информация на стенде, в уголке для родителей.

Тема: «Распорядок дня в детском саду и дома», «Сетка занятий по проекту».

Тема: «Почитайте детям» – папка -передвижка.

Тема: «Как научить ребенка принимать последствия своих действий». По мотиву сказки «Кот рыболов» В.Г. Сутеева – индивидуальный буклет.

Цельформирование педагогической грамотности у родителей по вопросам нравственного воспитания ребенка и ознакомления с режимными моментами. Ознакомление с методами формирования ответственности у детей через практические задания.

Тема: «Вопрос-ответ» – родительская почта.

Цель – определение помощи родителям, которые нуждаются в индивидуальной ежедневной беседе о нравственном воспитании детей, о жизнедеятельности в ДОУ.

Акция.

Тема: «Поможем птицам» (изготовление кормушек родителями и детьми).

Цель- вовлечение родителей в жизнь ДОУ, формирование нравственных поступков у детей по мотиву сказки В.Г. Сутеева «Это что это за птица?».

Совместные походы с родителями.

Тема 1: «Экскурсия в библиотеку».

Цель – приобщение и совершенствование практических навыков и умений у детей по нравственному воспитанию, проявление у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности.

Тема 2: «Поход в театр».

Цель – закрепление практических навыков при формировании нравственных качеств у дошкольников, приобщение родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях.

Выставки, конкурсы поделок.

Тема 1: «Умелые руки». По мотиву сказки В.Г. Сутеева.

Цель – вовлечение родителей в жизнь сада. Выставка поделок, сделанных детьми и родителями из природного материала.

Тема 2: «Фотовыставка –Уважение в действии».

Цель –развитие у родителей и детей эстетического вкуса, проявление творческих способностей при формировании нравственных качеств.

Тема 3: «Что мы читаем».

Цель – пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами, а также игрушками для кукольного театра, принесенными детьми.

Проектная деятельность.

Тема: «Семейные ценности».

Цель – создание пространства для совместной творческой деятельности родителей и детей. Выявление творческих возможностей родителей при подготовке стен - газеты «Семейные ценности», где составлен совместно с детьми список правил семьи и ключевые ценности, которые родители хотят передать детям.

Участие родителей в праздниках.

Тема 1: «Мамин праздник» по мотиву сказки В.Г. Сутеева.

Цель – приобщение родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях. Объединение усилий для развития нравственного воспитания детей, приобщение родителей к педагогическому процессу, совершенствование взаимодействия с родителями.

Тема 2: «В гостях у сказки»

Цель – через театрализацию по мотивам сказки «Мешок яблок» В.Г. Сутеева объединить усилия по формированию нравственных качеств у детей, приобщение родителей к жизнедеятельности группы.

Мастер-класс для родителей.

Тема 1: «Формирование привычек к чтению нравственных сказок».

Цель – повышение педагогической культуры родителей, установление эмоционального контакта между детьми и их родителями. Рекомендации по выбору нравственных сказок и созданию уютной атмосферы для чтения.

Тема 2: «Добрые дела» – круглый стол.

Цельобсуждение добрых поступков детей и взрослых в повседневной жизни. Создать атмосферу диалога между родителями для обмена опытом семейного воспитания, определение круга проблем и решения проблем по вопросам нравственного воспитания старших дошкольников, взаимоподдержки.

Открытое занятие.

Тема: «Под грибом» по мотиву сказки В.Г. Сутеева.

Цель- ознакомление родителей с педагогическим опытом по нравственному воспитанию детей посредством сказок.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее