Формирование личностных УУД через портфолио учащихся
Анисимова В.А.
учитель географии и экономики
МБОУ «Гимназия №3 г. Горно-Алтайска»
Цель современной системы образования, поставленная новыми федеральными образовательными стандартами, четко определена – развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий (УУД).
Одним из видов УУД являются личностные, и в Федеральном государственном образовательном стандарте говорится о необходимости формирования у ученика личностных качеств: уверенность в себе, инициативность, овладение навыками общения и сотрудничества. Формирование этих качеств – задача, которую должны решать в равной мере и учителя, и ученики, и их родители. Но порой бывает очень сложно объективно оценить ученика в результате банальной нехватки времени и загруженности педагогов и учеников, и вот тогда на помощь приходит портфолио, основное предназначение которого – это демонстрация достижений ученика в различной деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у школьников контрольно-оценочная самостоятельность. Портфолио помогает проследить рост личностного успеха, развитие творческого мышления, дает возможность высказаться и заявить о себе, формирует универсальные учебные действия.
Вообще, в соответствии с возрастными особенностями, портфолио школьника можно разделить на три ступени.
Первая ступень обучения школьников (1- 4 класс).
На этой ступени портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представлений ученика при переходе на вторую ступень обучения, а так же развитие творческих способностей.
Вторая ступень обучения (5 -8 класс).
Здесь портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.
Третья ступень обучения (9- 11 класс).
На этом этапе учащиеся уже анализируют свою деятельность за годы обучения, выбирают приоритетные направления при профессиональной ориентации.
В начальной школе учителя уделяют большое внимание составлению и ведению портфолио. При переходе в основную школу нагрузка на детей увеличивается и времени вести портфолио у них становится все меньше и меньше, да и структура его меняется. Если в начальной школе портфолио состояло из 10-12 блоков, то в 5-м классе необходимость заполнения некоторых из них отпала, приоритетными остались 5-6 блоков (успеваемость, творчество, спорт, увлечения, участие в жизни класса и школы).
В прошлом году в свой 5Б класс я набрала 26 детей, 22 из которых обучались в начальной школе вместе, и 4 ребенка пришли из других школ города и районов республики. Все ребята пришли со своими портфолио, каждое из которых было ярким, красочным, с множеством фотографий. На родительском собрании я провела опрос среди родителей с целью выявить необходимость продолжения ведения портфолио. 73% присутствующих мам и пап отметили, что данная работа позволяет ученикам оценивать свои умения, знания, дает толчок к развитию их успешности и создает здоровую конкуренцию в коллективе. Однако же, некоторые родители высказались о том, что работа с портфолио сводится к погоне за грамотами и дипломами, что полностью перечеркивает ее ценность.
В связи с этим возник вопрос: Как сделать работу с портфолио эффективной для развития личности учащегося?
Для решения этого вопроса мы выработали процедуру презентаций портфолио, которая состоит из нескольких этапов:
1. презентация своего портфолио внутри класса на классных часах;
2. представление более полных портфолио в конце года;
3. презентация портфолио родителям на родительском собрании в конце года.
На том же родительском собрании решили не давить на учеников и их родителей «что портфолио обязательно для всех», а дали возможность успешному, активному ученику и его родителям раскрыть себя, взглянуть на себя со стороны, раскрывая индивидуальные возможности и творческий потенциал, а потом, может быть за ними потянутся и другие дети.
Считаю, что в процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:
- готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
- потребность в активной познавательной деятельности.
На сегодняшний день, обучаясь уже в 6 классе, ребята регулярно заполняют только 14 портфолио в классе, что составляет 52%. Надеюсь, что в дальнейшем число таких работ увеличится, ведь портфолио учащегося является отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности.
В заключение хочу отметить, что в школе необходимо заложить основы саморазвития и создать у школьника устойчивую динамику на совершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личностных качеств. Ведь в самостоятельной жизни очень важно, чтобы наши дети были конкурентоспособными и мобильными.
Источники информации:
http://gim2.admsurgut.ru/win/download/489/
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
http://festival.1september.ru/articles/563542/
http://www.proshkolu.ru/user/mamontowa/file/746027/