Формирование коммуникативных навыков у воспитанников через проектную деятельность
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Это обусловлено как экономико-демографической ситуацией (современные семьи, как правило, имеют одного или двух детей), развитием технологий (дети и взрослые больше времени проводят за компьютером, телевизором и телефоном; дети реже общаются со сверстниками и взрослыми), так и с современным подходом к воспитанию (если раньше человек рассматривался как часть коллектива, то в настоящее время ребенок рассматривается как индивидуальность). Такие дети, приходя в детский сад, не умеют играть дружно, не умеют соблюдать правила общения и игр. Задача педагога так построить воспитательно-образовательную деятельность, чтобы, с одной стороны, ребенок развивался как свободная личность, а с другой – у него развивался навык коммуникативного общения. Одним из способов решения данной проблемы - использование метода проектов. Этот метод обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности детей; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. В ходе проектной деятельности у детей не только формируется познавательная компетентность, но и умение взаимодействовать друг с другом, с родителями и воспитателями.
Основной целью проектного метода является развитие свободной, творческой личности ребенка, определяющееся в свете задач развития исследовательской деятельности. Одной из особенностей проектной деятельности является то, что любой ребенок не может найти для себя однозначные ответы на вопросы в окружающем его мире, сформировать проблему и определить цель. Для того, чтобы помочь ребенку решить эти противоречия, в воспитательно-образовательном процессе, проектная деятельность должна включать участие в ней родителей и других членов семьи. Для каждого возраста ребенка, задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны. Другими словами, чем младше ребенок, тем проще сам проект.
Если в младшем дошкольном возрасте, ведущая роль на пути разрешения проблемных игровых ситуаций отводится педагогу, то в старшем дошкольном возрасте стоят более сложные методы решения задач.
Использование проектно – исследовательской деятельности помогает решить следующие задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Как показывает практика, дети с большим удовольствием откликаются на все необычайно новое, и мы, конечно, открываем им огромный, интересный "мир проектов". Ведь проект - "игра всерьез"и результаты очень весомы для детей и взрослых.
Таким образом, главная задача современного дошкольного образовательного учреждения заключается в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не просто с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.