Фролова С.В.
Важнейшая задача современной школы – формирование личности человека как носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности во взаимоотношениях людей, народов, стран.
Формирование толерантной культуры учащихся активно происходит в процессе исследовательской деятельности, в ходе которой они учатся излагать и защищать свои позиции, слушать собеседника, владеть навыками совместной работы, обмениваться социальными ролями, а так же представлять и защищать результат своего труда.
Задачи моей педагогической работы в этом направлении: формирование навыков коммуникативной толерантности как отсутствие нетерпимости в общении с другими людьми посредством исследовательской деятельности.
Обучение навыкам самостоятельного исследования невозможно без таких понятий, как терпимость, понимание, принятие чужой точки зрения.
«Толерантность - это больше, чем терпимость. Это умение жить с другим ... преодолевая те противоречия, которые между мною и этим другим существуют».
Толерантность - привилегия сильных и умных, не сомневающихся в своих способностях, умеющих продвигаться на пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций.
Деятельность педагога по формированию толерантной культуры должна осуществляться как на уроках, так и во внеклассной работе. Важно выстраивать отношения со школьниками на основе сотрудничества, принимая каждого из них как значимую и ценную личность. Умение идти на компромисс, договариваться, способность без конфликта убедить другого в своей правоте и в то же время защитить его права, способствовать сближению интересов учащихся - вот позиция толерантного учителя.
Среди умений и навыков, развиваемых в процессе исследовательской деятельности, наиболее важными считаю: умение давать собственную оценку событий и явлений, уважение чужой точки зрения по исследуемому вопросу.
Формы организации деятельности детей: групповая и индивидуальная.
На каждом этапе исследовательской деятельности встречаются определённые трудности: выбор темы, формулировка целей и задач, отбор методов исследования. Большую помощь в решении этих проблем оказывает заинтересованность и желание ребёнка заниматься научной работой. Однако формировать адекватную позицию по отношению к чужому мнению оказывается более сложным, нежели решать научные проблемы. Процесс формирования толерантного сознания и поведения детей довольно длительный и результатов можно добиться лишь при условии понимания идей, установок толерантности со стороны взрослого.
Исследовательская деятельность, реализуемая мною во внеурочной деятельности, носит ярко выраженный межпредметный характер и не замыкается на предметах естественнонаучного цикла. Нами проводились исследования по проблемам здорового образа жизни, рационального питания, охраны природных объектов. Расширение границ толерантности происходит в краеведческих исследованиях.
Реализуя краеведческий подход, исследуя состояние окружающей среды на примере своей местности, мы создаем условия для формирования активной жизненной позиции учащихся в области охраны природы.
Исследовательская деятельность – это не только самореализация творческой личности, но и возможность общения с единомышленниками – сверстниками и взрослыми. Выступления на конференциях разного уровня способствует приобретению опыта излагать и отстаивать свои мысли, публично выступать.
Определить эффективность деятельности можно по её результату. В данном случае, по тем изменениям, которые происходят в личности ребёнка. Диагностировать уровень сформированности толерантности у школьников помогают различные способы. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием учащихся в ходе научных дискуссий, групповой рефлексии или анализ письменных работ.
Главное, в процессе исследовательской деятельности ребёнок формирует свою Я - концепцию, мировоззрение, устанавливает новые способы взаимодействия с миром взрослых и совершенствует межличностное общение со сверстниками. Моя задача помочь ему самостоятельно и ответственно определять свою позицию в сфере человеческих отношений.