«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Формирование естественнонаучной грамотности на занятиях объединения " Экология здоровья человека"

Ведущей целью дополнительного естественнонаучного образования становится развитие естественнонаучной грамотности обучающихся. В соответствии с принятыми трактовками (PISA), естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Формирование естественнонаучной грамотности на занятиях объединения «Экология здоровья человека»

Леус Елена Борисовна

БОУ ДО г. Омска «Детский Экоцентр», педагог дополнительного образования


Ведущей целью дополнительного естественнонаучного образования становится развитие естественнонаучной грамотности обучающихся. В соответствии с принятыми трактовками (PISA), естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Данные положения требуют от естественнонаучно грамотного человека следующих компетентностей: аргументированно (научно) объяснять явления, оценивать и планировать исследования, обоснованно интерпретировать данные и доказательства.

Развитие естественнонаучной грамотности средствами дополнительного образования предполагает повышение уровня в рамках принятой классификации: от порогового, стартового (учащиеся начинают демонстрировать наличие умений, которые позволяют им активно использовать полученные в школе знания в различных жизненных ситуациях, связанных с естествознанием и технологией) до высшего уровня (учащиеся могут применить естественнонаучные знания и знания о науке во многих сложных жизненных ситуациях, дать объяснения и аргументацию на основе критического анализа рассматриваемой проблемы; связать информацию и объяснения из различных источников и использовать их для обоснования различных решений; демонстрируют готовность использовать свои знания для обоснования решений, принимаемых в незнакомых научных и технических ситуациях).

Естественнонаучная грамотность рассматривается как цель общего образования, достижение которой обеспечит выпускника школы навыками по обработке информации, решению практических проблем и задач в условиях информационной неопределенности, и позволит в дальнейшем выпускнику школы полноценно функционировать в современном обществе.

Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты:

  • Общеучебные умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.

  • Естественнонаучные понятия.

  • Контекстные ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

В число приоритетных задач реализации плана повышения естественнонаучной грамотности в сфере дополнительного образования детей входит:

  • формирование устойчивой системы реализации программ, оценивания и коррекции образовательных результатов, характеризующих уровень естественнонаучной грамотности в рамках диагностируемых компетенций (на оценку понимания содержания естественнонаучных предметов – знание содержания; на оценку знания методов получения естественнонаучных знаний – знание процедур; на оценку понимания обоснованности этих процедур и их использования – методологические знания) [согласно методике PISA];

  • предпрофессиональная ориентация учащихся на освоение профессий, востребованных в научных отраслях и в экономике страны;

  • социализация учащихся с целью формирования конкурентоспособной личности, способной взаимодействовать с окружающим миром;

  • интеграция исследовательской и практической деятельности учащихся в области естественных наук, сельского и лесного хозяйства, охраны природы и природопользования с деятельностью заинтересованных государственных служб в целях обеспечения экологической и продовольственной безопасности страны;

  • формирование экологического мировоззрения и экологически ответственного поведения.

Комплекс учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития естественно научной обучающихся

Типовая задача

Планируемый образовательный результат

Учебное задание

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ


Проанализировать предложенную информацию, предложить варианты решения поставленных вопросов.

Анализирует информацию, предлагает варианты решения.

Екатерина решила сдать кровь в качестве донора. При заборе крови ей определили группу, и выяснилось, что у Екатерины третья группа. Екатерина знает, что у её матери первая группа крови.

1) Какой группы может быть кровь у отца Екатерины?

2) Определите, может ли Екатерина быть донором крови для своего отца.

Проанализировать предложенную информацию, предложить варианты решения поставленных вопросов.

Анализирует информацию, предлагает варианты решения.

Известно, что в прорастающих семенах происходит активный обмен веществ. Антон решил выяснить роль одного из таких условий, проведя следующий опыт. Он взял две прозрачные стеклянные банки. Одну банку он наполнил на 1/3 уже набухшими семенами гороха, а другую — сухими. Обе банки он закрыл стеклянными крышками. Через сутки Антон убрал стеклянные крышки и внёс в банку с сухими семенами горящую свечу. Свеча продолжала гореть. Когда же он внёс свечу в банку с набухшими семенами, она погасла.

Какой вывод об изменении состава воздуха в банке при прорастании семян можно сделать по результату опыта, проведённого Антоном? Обоснуйте свой ответ.

Предложить ответы на поставленные вопросы.

Предлагает ответы на поставленные вопросы.

Настя решила заниматься видом спорта, изображенным на картинке. Изучите данное изображение и ответьте на вопросы.

1) Каким видом спорта решила заниматься Настя?

2) С какой системой организма связан данный вид спорта?

3) Почему данным спортом нужно начинать заниматься с раннего возраста?

4) Какие медицинские противопоказания могут быть к данному виду спорта?


В контексте перехода к компетентностной модели достижения естественнонаучной грамотности необходимо учесть, что естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты:

1)«общепредметные» (общеучебные) умения, навыки, формируемые в рамках естественнонаучных предметов;

2)естественнонаучные понятия и контексты, в которых используются естественнонаучные знания.

Таким образом, в оцениваемые параметры естественнонаучного грамотности как ключевого результата дополнительного естественнонаучного образования должны быть включены следующие умения обучающихся:

1) использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях; выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;

2)выявлять особенности естественнонаучного исследования;

3)делать выводы на основе полученных данных;

4)формулировать ответ в понятной для всех форме.

5)уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;

6)уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;

7)понимать методы научных исследований;

8)выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее