Министерство образования Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Государственный агротехнический колледж» с. Московское
| РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО |
| УТВЕРЖДАЮ |
| на заседании П(Ц)К ООД, ЕН и ОГСЭ |
| Заместитель директора по УР |
| Протокол №_____ от ____________ |
| ___________Л.С. Набокова
|
| Руководитель________ А.С. Сопова |
| «___»____________20___ г. |
КОМПЛЕКТ ФОНДОВ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
по учебной дисциплине общеобразовательного цикла
ОГСЭ.02 История
по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Вид промежуточной аттестации: Дифференцированный зачет
Разработчик: Коваленко Ирина Юрьевна
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт комплекта фондов оценочных средств…………….. …………………3
2. Фонды оценочных средств для текущего контроля……………………………..18
3. Задания для промежуточной аттестации…………………………………..……30
Паспорт комплекта фондов оценочных средств
1.1. Область применения
Фонд оценочных средств (далее – ФОС) учебной дисциплины ОГСЭ.02 История является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям)
ФОС предназначены для оценки достижений запланированных результатов по учебной дисциплине в процессе текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации.
1.2. Результаты освоения подлежащие проверке:
| Наименование и код компетенции | Планируемые результаты | |
| ПК, ОК | Общие | Дисциплинарные |
| ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач. | Номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств.. |
| ОК.03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях | Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования | Содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты |
| ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | Психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
| ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста | Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. |
| ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения. | Сущность гражданско-патриотической позиции, российских духовно-нравственных ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения |
Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
| Наименование разделов и тем | Виды аттестации | |
| Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |
| Тема 1. «Россия – священная наша держава» | УО | Дифференцированный зачет |
| Тема 2. От Руси до России: выбор пути, обретение независимости и становление единого государства | УО, СР, ТО | |
| Тема 3. Смута и её преодоление | УО, ТО | |
| Тема 4. Восстановление единства русского народа: объединение Великой и Малой Руси | УО,ТО | |
| Тема 5. Пётр Великий. Строитель великой империи | УО | |
| Тема 6. Екатерина II: продолжатель великих дел Петра I | УО | |
| Тема 7. От победы над Наполеоном до Крымской войны | УО, ТО | |
| Тема 8. Гибель империи | УО | |
| Тема 9. От великих потрясений к Великой Победе | УО | |
| Тема 10. «Вставай, страна огромная» | УО | |
| Тема 11. В буднях великих строек | УО, ТО | |
| Тема 12. От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению | УО | |
| Тема 13. Россия. ХХI век | УО | |
| Тема 14. История антироссийской пропаганды | УО, ТО | |
| Тема 15. Слава русского оружия | УО | |
| Тема 16. Россия сегодня | УО | |
УО – устный опрос
ТО – тестовый опрос
СР – самостоятельная работа
Фонды оценочных средств для текущего контроля
Устный опрос
Тема 1. «Россия – священная наша держава»
Устный опрос № 1
Вопросы для устного опроса №1
История гимна и флага России.
Становление духовных основ России.
Место и роль России в мировом сообществе.
Содружество народов России и единство российской цивилизации.
Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение.
Российские инновации и устремленность в будущее.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 2. От Руси до России: выбор пути, обретение независимости и становление единого государства
Устный опрос № 2
Вопросы для устного опроса №2
Экспансия католичества против православия.
Русь и Орда. Агрессия Запада: Невская битва и Ледовое побоище.
Александр Невский – выбор пути.
Собирание русских земель вокруг Москвы.
Обретение независимости Руси от Орды.
Иван IV – Россия становится царством.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 3. Смута и её преодоление
Устный опрос № 3
Вопросы для устного опроса №3
Земские соборы – народное представительство и волеизъявление.
Причины, ход и последствия Смутного времени.
4 ноября – смысл Дня народного единства, как объединения народов России против внутреннего раскола и иностранной интервенции.
Зарождение гражданского и патриотического самосознания в ходе народного ополчения.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 4. Восстановление единства русского народа: объединение Великой и Малой Руси
Устный опрос № 4
Вопросы для устного опроса №4
Угнетение православных русских людей в составе Литвы, Польши, Речи Посполитой.
Борьба запорожских казаков под руководством Богдана Хмельницкого за православную веру и единство с Россией.
Спасение Малороссии Великой Россией: Земский собор 1653 г., Переяславская Рада 1654 г., Русско-польская война 1654-1667 гг.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 5. Пётр Великий. Строитель великой империи
Устный опрос № 5
Вопросы для устного опроса №5
Консолидация Петром I внутренних сил России с целью ее выхода на широкую мировую арену.
Внутренние реформы для развития производительных сил страны и укрепления военной безопасности.
Строительство великой империи: цена и результаты.
Продолжение освоения Сибири и Дальнего Востока: история русских открытий в сравнении с колониальными захватами западных стран.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 6. Екатерина II: продолжатель великих дел Петра I
Устный опрос № 6
Вопросы для устного опроса №6
Просвещённый абсолютизм в России.
Решение национальных задач: присоединение Крыма, освоение Новороссии, воссоединение Правобережья Днепра и Белоруссии с Россией.
Противоречия развития науки и культуры с существующим крепостным правом.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 7. От победы над Наполеоном до Крымской войны
Устный опрос № 7
Вопросы для устного опроса №7
Роль России в спасении Европы от экспансии наполеоновской Франции.
Истоки патриотизма народов страны.
Расширение границ и статуса великой державы России в первой половине XIX в. «Восточный вопрос».
Крымская война, как попытка Запада нанести «стратегическое поражение» России. Память о героях обороны Севастополя.
Итоги Крымской войны: Великие реформы Александра II, модернизация страны при Александре III.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 8. Гибель империи
Устный опрос № 8
Вопросы для устного опроса №8
Русская революция 1905-1907 гг. – начало либерального эксперимента над исторической Россией.
Первая мировая война и её уроки: герои сражений и мобилизация страны.
От Февраля к Октябрю 1917 года: как свергали царя, но сломали государство.
Гражданская война: крах идеи мировой революции, но возрождение инстинкта национального самосохранения.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 9. От великих потрясений к Великой Победе
Устный опрос № 9
Вопросы для устного опроса № 9
Выбор пути развития: восстановления цивилизационного пространства России в виде СССР.
Перекосы «коренизации» в союзных республиках и территориальные «подарки» большевиков Украинской ССР.
Антирелигиозная кампания.
Историческое значение индустриализации.
Коллективизация и ее последствия.
Поворот в сторону преемственности от дореволюционной России, подъем патриотизма и его выражение в Великой Отечественной войне.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 10. «Вставай, страна огромная»
Устный опрос № 10
Вопросы для устного опроса №10
Причины и предпосылки Великой Отечественной войны как составной части Второй мировой войны.
Против кого мы сражались: Европа объединенная под нацистской свастикой.
Основные этапы и события Великой Отечественной войны.
Патриотический подъем народа.
Актуальные уроки: понятие единства фронта и тыла.
Защитники Родины и предатели-отщепенцы.
Истоки подвига народов СССР и достижения ими Великой Победы.
Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 11. В буднях великих строек
Устный опрос № 11
Вопросы для устного опроса №11
Сущность гражданско-патриотической позиции, российских духовно-нравственных ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения
Сущность гражданско-патриотической позиции, российских духовно-нравственных ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 12. От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению
Устный опрос № 12
Вопросы для устного опроса №12
Причины «перестройки»: роль объективных и субъективных факторов в ее ходе и итогах.
Поддержка Западом сепаратизма и радикального национализма: распад СССР – величайшая геополитическая катастрофа.
Россия в 1990-е гг.: кризис экономики, обнищание населения и криминализация общества – цена реформ 1990-х гг.
Попытка диктата олигархов.
Конфликты на Северном Кавказе и других регионах России: опасность распада страны.
Россия в условиях установления США однополярного миропорядка: зависимость от экономик западного мира, снижение роли СНГ, разрыв связей с бывшими странами социалистического лагеря.
Кризис духовных ценностей у населения России.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 13. Россия. ХХI век
Устный опрос № 13
Вопросы для устного опроса №13
Запрос на национальное возрождение в обществе.
Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин.
Устранение олигархата от власти и укрепление ее вертикали.
Успешная борьба с национальным сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом.
Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до специальной военной операции.
Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты, наукоемкое производство.
Возвращение уважения к традиционным ценностям народов России.
Национальные проекты.
Поправки в конституцию.
Поступательное развитие в условиях западных санкций и агрессии НАТО против России руками Украины.
Специальная военная операция.
Становление Россией и дружественными ей странами многополярного мира в условиях кризиса доминирования США и их союзников.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 14. История антироссийской пропаганды
Устный опрос № 14
Вопросы для устного опроса №14
Истоки русофобии – «сказания иностранцев о России».
Ливонская война – становление русофобской мифологии.
«Завещание Петра Великого» – антироссийская фальшивка.
Пропаганда Наполеона Бонапарта.
Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции.
Формирования образа агрессивной и тоталитарной России в США во 2-й пол. XIX в.
Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии.
Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны.
Расистские и неонацистские корни пропаганды против СССР и Российской Федерации во второй половине XX в. - начале XXI в.
Мифологемы и центры распространения современной русофобии.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 15. Слава русского оружия
Устный опрос № 15
Вопросы для устного опроса №15
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники.
Значение военно-промышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский, Александровский, Обуховский и др. заводы, развитие авиации.
Сталинская индустриализация.
Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной войны – всё для фронта, всё для победы.
Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения.
Современный российский ВПК и его новейшие разработки.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тема 16. Россия сегодня
Устный опрос № 16
Вопросы для устного опроса №16
Высокие технологии.
Достижения в области искусственного интеллекта.
Энергетика.
Сельское хозяйство.
Освоение Арктики.
Развитие сообщений – дороги и мосты.
Транспорт.
Космос.
Перспективы импортозамещения и технологических рывков.
Развитие цифровых технологий.
Роль гражданственности и патриотической позиции молодежи в достижении Россией полного суверенитета в экономике, культуре, науке.
Значение истории для современного гражданина Российской Федерации.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.
Тестовый опрос
Тема 2. Александр Невский как спаситель Руси
Вариант 1
А1. Какова была цель крестовых походов XII-XIII вв. в Прибалтику и Северо-Западную Русь?
1) освобождение Новгородской и Псковской земель от монголо-татар
2) завоевание новых земель и распространение католицизма
3) знакомство жителей Прибалтики с передовыми методами ведения хозяйства
4) восстановление торгового пути «из варяг в греки»
А2. В ходе Ледового побоища сражались
1) москвичи против новгородцев
2) рязанцы против монголо-татар
3) новгородцы против немцев
4) псковичи против шведов
A3. Какое событие произошло ранее других?
1) сражение на Чудском озере
2) захват монголо-татарами Киева
3) битва на реке Калке
4) провозглашение Чингисхана верховным правителем Монгольского государства
А4. О каком сражении идет речь в отрывке из работы русского историка?
Александр рассказывал после о подвигах шестерых мужей из дружины своей: один из них, Гаврило Олексич, прорвался вслед за бегущим Биргером до самого корабля его, был низвергнут и с конем упал в воду, но вышел невредим и опять поехал биться.
1) на реке Калке
2) на реке Неве
3) на Чудском озере
4) на реке Сити
А5. Полководческий талант Александра Ярославича в битве со шведами проявился в
1) стремительности нападения на лагерь противника
2) затягивании переговоров с военачальником Биргером
3) объединении всех военных сил Руси на борьбу с врагом
4) использовании парусного флота
В1. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков. Одному
элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
МЕСТО СРАЖЕНИЯ
1. Сражение на Чудском озере
2. Сражение на реке Неве
3. Сражение на реке Калке
СОБЫТИЕ
A. Бегство половцев с места сражения
Б. Построение войск противника клином («свиньей»)
B. Внезапное нападение на суда противника
Вариант 2
А1. Что сделали крестоносцы для завоевания прибалтийских земель?
1) создали Ливонский орден
2) заключили союз с Батыем
3) подписали мирный договор с Александром Ярославичем
4) восстановили торговый путь «из варяг в греки»
А2. В Невской битве сражались
1) москвичи против новгородцев
2) рязанцы против монголо-татар
3) новгородцы против шведов
4) псковичи против половцев
A3. Какое событие произошло позднее других?
1) смерть Чингисхана
2) сражение на Чудском озере
3) захват монголо-татарами Рязани
4) битва на реке Калке
А4. О каком сражении идет речь в отрывке из книги русского историка?
Была злая сеча, говорит летописец, льда на озере стало не видно, все покрылось кровию;
русские гнали немцев по льду до берега на расстоянии семи верст, убили у них 500 человек, а чуди бесчисленное множество, взяли в плен 50 рыцарей.
1) на реке Калке
2) на реке Неве
3) на Чудском озере
4) на реке Сити
А5. Каков был результат битв на реке Неве и Чудском озере?
1) Русь захватила все побережье Балтийского моря
2) было положено начало объединению русских земель
3) было остановлено наступление монголо-татар
4) было предотвращено распространение католицизма в русских землях
В1. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
МЕСТО СРАЖЕНИЯ
1. Сражение на Чудском озере
2. Сражение на реке Неве
3. Сражение на реке Калке
СОБЫТИЕ
A. Ранение военачальника Биргера
Б. Участие в сражении тяжелой рыцарской конницы
B. Отсутствие единого командования в русском войске
Время на подготовку и выполнение:
подготовка 5 мин.;
выполнение 35 мин.;
оформление и сдача 5 мин.;
всего 45 мин.
Ключ к тесту:
Вариант 1
А1-2
А2-3
А3-4
А4-2
А5-1
В1. 1Б 2В 3А
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-2
А4-3
А5-4
В1. 1Б 2А 3В
Критерии оценки:
За выполнение задания выставляется отметка по пятибалльной шкале.
За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл.
Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не более 3 баллов (от 0 до 3) за выполнение задания.
Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 4 и не более 6 баллов за выполнение задания.
Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 6 и не более 8 баллов за выполнение контрольной работы.
Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 9-10 баллов за выполнение задания.
Тема 3. Смута и её преодоление
Вариант 1
1. Отметьте одну из причин наступления Смутного времени.
1) недовольство посадских людей политикой царя
2) династический кризис
3) восстановление Юрьева дня
4) недовольство служилых людей царской властью
2. Какое событие из названных произошло в 1609 г.?
1) свержение Лжедмитрия I
2) захват шведами Новгорода
3) Речь Посполитая объявила войну России
4) организация ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского
3. Земский собор, на котором на царство был избран Михаил Романов, состоялся
1) в 1605 г.
2) в 1609 г.
3) в 1611 г.
4) в 1613 г.
4. Тушинский лагерь возглавил
1) Лжедмитрий I
2) Лжедмитрий II
3) король Сигизмунд III
4) королевич Владислав
5. Установите соответствие между именами исторических личностей и их деятельностью:
к каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца.
Имена
А) Борис Годунов
Б) Кузьма Минин
В) Прокопий Ляпунов
Деятельность
1) посадский староста, организатор Второго ополчения
2) активный участник свержения Василия Шуйского
3) член «семибоярщины»
4) боярин при Иване Грозном и Фёдоре Иоанновиче
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
6. 16-месячную осаду тушинских отрядов выдержал
1) Троице-Сергиевский монастырь
2) Смоленск
3) Тула
4) Нижний Новгород
7. Какое из названных событий связано с именем воеводы М. Шеина?
1) оборона Смоленска от поляков
2) созыв Земского собора
3) разгром болотниковцев
4) снятие осады с Троице-Сергиева монастыря
8. Делегацию к польскому королю по вопросу о русском престолонаследии возглавил
1) Филарет
2) Гермоген
3) Иов
4) Макарий
9. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
1) организация ополчения под руководством Д. Пожарского
2) организация Тушинского лагеря
3) воцарение Василия Шуйского
4) начало правления «семибоярщины»
10. Войсками ополчения, освободившего Москву от польских интервентов, командовал
1) Д. Пожарский
2) П. Ляпунов
3) Василий Шуйский
4) И. Болотников
Вариант 2
1. Отметьте одну из причин Смутного времени.
1) ослабление центральной власти
2) снижение обороноспособности московского войска
3) стремление представителей с мест на Земских соборах ограничить власть самодержца
4) стремление патриарха ограничить самодержавную власть
2. Тушинский лагерь сторонников второго самозванца появился
1) в 1605 г.
2) в 1608 г.
3) в 1610 г.
4) в 1613 г.
3. Какое событие из названных связано с именем короля Сигизмунда III?
1) захват Новгорода
2) осада Смоленска
3) поддержка восстания под руководством И. Болотникова
4) захват Москвы
4. Какое событие из названных произошло в 1612 г.?
1) созыв Первого ополчения
2) освобождение Москвы от польских интервентов
3) воцарение Василия Шуйского
4) разгром повстанцев во главе с И. Болотниковым
5. Установите соответствие между событием и датой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Событие
А) начало восстания под руководством И. Болотникова
Б) установление «Семибоярщины»
В) появление Лжедмитрия II
Дата
1) 1603 г.
2) 1606 г.
3) 1607 г.
4) 1610 г.
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
6. Отметьте условие возведения на престол Василия Шуйского.
1) управлять страной совместно с Боярской думой
2) заключить союз со Швецией
3) передать законодательные полномочия Земскому собору
4) изгнать польских интервентов из России
7. Какое из названных событий связано с именами И. Заруцкого и П. Ляпунова?
1) разгром болотниковцев
2) созыв Земского собора по выборам нового царя
3) организация Первого ополчения
4) убийство Лжедмитрия I
8. Кто из известных бояр возглавил «семибоярщину»?
1) Ф. Мстиславский
2) Д. Пожарский
3) М. Скопин-Шуйский
4) А. Телятевский
9. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности.
1) воцарение Василия Шуйского
2) заключение договора со Швецией об отправке наёмного войска
3) захват Смоленска поляками
4) появление в Польше Григория Отрепьева
10. Против королевича Владислава как претендента на русский трон выступил
1) патриарх Гермоген
2) Лжедмитрий I
3) патриарх Филарет
4) гетман Жолкевский
Ключ к ответам:
Вариант 1
1-2
2-3
3-4
4-2
5-412
6-1
7-1
8-1
9-3241
10-1
Вариант 2
1-1
2-2
3-2
4-2
5-243
6-1
7-3
8-1
9-4123
10-1
Критерии оценки:
За выполнение задания выставляется отметка по пятибалльной шкале.
За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл.
Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не более 3 баллов (от 0 до 3) за выполнение задания.
Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 4 и не более 6 баллов за выполнение задания.
Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 6 и не более 8 баллов за выполнение контрольной работы.
Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 9-10 баллов за выполнение задания.
Тема 4. Волим под царя восточного, православного
Время на подготовку и выполнение:
подготовка 5 мин.;
выполнение 35 мин.;
оформление и сдача 5 мин.;
всего 45 мин.
Вариант 1
1. Значительная часть украинских земель в первой половине XVII в. входила в состав Речи Посполитой. В чём состояла особенность положения украинского крестьянства в этот период?
1) крестьяне получали право владения землями в Речи Посполитой
2) крестьяне работали на хозяев, но освобождались от оброка
3) крестьяне обладали правом свободно переходить от одного хозяина к другому
4) крестьяне были крепостными, отбывали повинности на землях, принадлежащих польским и литовским магнатам
2. Почему положение реестровых казаков было более привилегированным, чем остальных категорий казачества?
1) реестровые казаки получали жалованье за участие в военных действиях
2) реестровые казаки участвовали в заседаниях парламента и имели право избирать короля
3) реестровые казаки освобождались от участия в военных действиях
4) реестровые казаки получали награды за родовитые фамилии
3. Как назывались последователи и сторонники церковного договора 1596 г.,
признававшие подчинение православной церкви на Украине и в Белоруссии папе римскому?
1) католики
2) униаты
3) двоеверцы
4) старообрядцы
4. Установите соответствие между событиями и датами.
События
А) подписание Андрусовского перемирия
Б) поражение польских войск от казаков Богдана Хмельницкого под Жёлтыми Водами
В) Переяславская рада
Г) Земский собор, постановивший принять Украину в подданство Российского государя
Даты
1) 1648 г.
2) 1653 г.
3) 1654 г.
4) 1667 г.
5. Одно из условий договора Алексея Михайловича и присягнувших казаков по решению
Переяславской рады — это
1) сохранение выборности гетмана Украины
2) полное подчинение Украины в административных вопросах
3) управление Украиной властью российского государя и правителя Речи Посполитой
4) роспуск казачьих отрядов
6. Причиной долгих обсуждений вопроса о необходимости принятия Украины в
подданство России было
1) незнание ситуации о положении украинских крестьян в Речи Посполитой
2) опасение длительной войны с Речью Посполитой
3) мирная внешняя политика царя Алексея Михайловича
4) нежелание нарушать дипломатические договорённости с Речью Посполитой
7. Гражданская война на территории Украины во второй половине XVII в. привела к
1) переходу всей Украины под покровительство Османской империи
2) расколу Украины на части по линии Днепра
3) договору о принятии решения гетманами и радой только единогласным голосованием
4) переходу всей территории Украины под власть Речи Посполитой
8. И.М. Брюховецкий — это
1) московский дворянин, представитель древнего московского рода
2) гетман Правобережной Украины
3) гетман Левобережной Украины
4) польский чиновник, который провёл перепись населения в Речи Посполитой
9. Как изменилось положение украинской православной церкви в конце XVII в.?
1) украинская церковь стала подчиняться папе римскому
2) деятельность украинской православной церкви была запрещена
3) украинская православная церковь была подчинена патриарху Московскому и всея Руси
4) украинская православная церковь приняла протестантские традиции и перешла под
покровительство лютеранской церкви
10. Современником Богдана Хмельницкого был английский политик, государственный
деятель, полководец
1) Уильям Шекспир
2) Генрих VI
3) Жан Жак Руссо
4) Оливер Кромвель
Вариант 2
1. В чём заключалось особенно тяжёлое положение украинского крестьянства в первой
половине XVII в.?
1) крестьяне подвергались тройному гнету -феодальному, национальному и религиозному
2) крестьяне должны были выбирать хозяев исключительно из украинских
землевладельцев
3) крестьяне работали на землях, которые принадлежали Османской империи
4) польские и литовские магнаты в устной речи использовали украинский язык, но вся
документация велась на польском языке, из-за чего крестьяне не могли понимать значение
документов, которые они подписывали
2. Как называлось привилегированное сословие -землевладельцы, дворяне — в Речи
Посполитой?
1) казаки
2) рядовые
3) шляхта
4) голытьба
3. В чём состояла особенность Брестской церковной унии 1596 г.?
1) на территории Украины сохранялось равноправие Православной и Католической
церквей
2) православные епископы Киевской митрополии признавали подчинение папе римскому
3) богослужение на территории Украины велось на латинском языке
4) Киевская митрополия отказывалась от всех православных обрядов
4. Установите соответствие между событиями и датами.
События
А) Переяславская рада
Б) поражение польских войск от казаков Богдана Хмельницкого у Зборова
В) Андрусовское перемирие
Г) Земский собор, постановивший принять Украину в подданство российского государя
Даты
1) 1649 г.
2) 1653 г.
3) 1654 г.
4) 1667 г.
5. Решение Земского собора принять в подданство российского государя Украину означало также намерение
1) вести войну против Речи Посполитой
2) предоставить украинским крестьянам земли в Центральной России
3) заключить дружественный союз с Османской империей
4) продолжить участие в Тридцатилетней войне
6. Условием договора казаков с царём Алексеем Михайловичем и решения Переяславской рады было(-а)
1) сохранение права гетмана Украины вступать в дипломатические отношения с другими государствами, кроме определённых стран
2) вхождение всей территории Украины в состав России
3) переселение польских крестьян с территории Украины
4) отмена гетманства на Украине
7. Кто был избран гетманом Войска Запорожского после смерти Богдана Хмельницкого?
1) Андрей Хмельницкий
2) Иван Выговский
3) Иван Милославский
4) Иван Хованский
8. Согласно Андрусовскому перемирию Правобережная Украина
1) управлялась Россией и Речью Посполитой
2) получала полную независимость
3) оставалась под контролем Речи Посполитой
4) передавалась под власть Османской империи
9. Какая государственная структура была создана в Москве для управления территориями Левобережной Украины?
1) коллегия Украины
2) совет гетманов
3) Малороссийский приказ
4) Московская рада
10. К событиям, которые происходили в Европе одновременно с вхождением Украины в состав России, можно отнести
1) начало Реформации, опубликование 95 тезисов против индульгенций Мартина Лютера
2) Английскую революцию
3) раскол Православной и Католической церквей
4) падение Византийской империи
Ключ к ответам:
1 вариант
1-4
2-1
3-2
4-4132
5-1
6-2
7-2
8-3
9-3
10-4
2 вариант
1-1
2-3
3-2
4-3142
5-1
6-1
7-2
8-3
9-3
10-2
Критерии оценки:
За выполнение задания выставляется отметка по пятибалльной шкале.
За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл.
Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не более 3 баллов (от 0 до 3) за выполнение задания.
Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 4 и не более 6 баллов за выполнение задания.
Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 6 и не более 8 баллов за выполнение контрольной работы.
Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 9-10 баллов за выполнение задания.
Тема 7. От победы над Наполеоном до Крымской войны
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Вариант 1
1.Одним их основных направлений внутренней политики Николая I было:
А) укрепление положения дворянства
Б) введение гражданских свобод
В) усиление роли общественных организаций
2. При Николае I в управлении страной более значимую роль стал(а) играть:
а. Сенат
б. Государственный Совет
в. Собственная Его Величества канцелярия
г. Комитет министров
3. Попытки решения крестьянского вопроса связаны с именем:
а. Е.Ф. Канкрина
б. М.М.Сперанского
в. П.Д. Киселева
г. А.Х. Бенкендорфа
4. Проявлением кризиса феодально-крепостнической системы во время правления Николая I
НЕ было:
А) упадок многих помещичьих хозяйств, усиление эксплуатации крепостных крестьян,
разорение крепостных мануфактур
Б) укрепление государственного аппарата, рост чиновничества
В) сдерживание роста численности наемных рабочих, затруднения в развитии рынка
сбыта товаров, пагубное вмешательство государства в экономику
Г) значительное и быстрое развитие новых, капиталистических черт в экономике и жизни общества: увеличение численности капиталистических мануфактур, появление фабрик,начало промышленного переворота, усиление расслоения крестьянства, рост внутренней торговли
5. Указ об обязанных крестьянах был принят в
А) 1828 г. Б) 1833 г. В) 1842 г. Г) 1847 г.
6. Прозвище "жандарм Европы" Николай I получил за
А) победы России в Европе
Б) подавление революционных движений в Европе
В) введение жесткого международного цензурного устава
7. По условиям Адрианопольского мирного договора (1829) с Турцией
А) Турция получила часть Сербии и Греции
Б) Некоторые области Закавказья перешли Турции
В) Черноморский берег Кавказа отошёл к России
Г) Россия не имела права держать флот на Чёрном море
8. Укажите годы русско – иранской войны
А) 1853-1856 Б) 1828 – 1829 в) 1837-1841 г) 1826 - 1828
9. Консервативное течение 30-40-х гг. было представлено:
А) "Теорией общинного социализма"
Б) "Теорией славянофилов"
В) "Теорией официальной народности"
10. Установите соответствие :
1) Западники
2) Славянофилы
а) отрицательное отношение к крепостному праву
б) поддержка реформ "сверху"
в) поддержка развития страны по западноевропейскому пути
г) вера в исключительность исторического пути России
д) история России – часть общемирового процесса
е) отрицательная оценка деятельности Петра I
11. Укажите название кружка, члены которого высказывали мысли о необходимости подготовки революции в России, а после разгрома его правительством, приговорен к смертной казни, но были сосланы на каторгу и в ссылку:
А) кружок Станкевича Б) кружок братьев Критских В) кружок петрашевцев Г) кружок
Герцена и Огарева
12. В Крымской войне против России в союзе с Англией и Турцией выступала
А) Персия Б) Франция В) Италия
13. Одним из руководителей обороны Севастополя был:
А) А.С. Меньшиков Б) В.А. Корнилов В) А.П. Ермолов
14. Отметьте причины поражения России в Крымской войне:
А) англо-французские десанты вселили панику в правящие российские круги
Б) был слишком быстро сдан Севастополь
В) вооружение армии и флота России было хуже, чем у Турции
Г) организация и обученность российской армии были слишком отсталыми
Д) были слабо развиты средства сообщения в стране
Е) изоляция России
15. Прочитайте текст об обороне Севастополя и заполните пропуски именами ее участников:
Когда союзные войска двинулись к Севастополю, он был защищен только с моря. Войска (1) покинули его. Оборону города, где оставался гарнизон и моряки, возглавил начальник штаба флота адмирал (2) . После смертельного ранения начальника штаба флота руководство обороной взял на себя (3). Его помощниками, организовавшими оборону, были адмирал (4) и военный инженер генерал (5).
Имена многих героев обороны, таких, как матрос (6), прославились на всю Россию. Сотни жизней раненых спасли хирург (7) и первая русская сестра милосердия Дарья
Севастопольская.
Имена:
а) В.И. Истомин
б) Н.И. Пирогов
в) В.А. Корнилов
г) П. Кошка
д) П.С Нахимов
е) Э.И. Тотлебен
ж)А.С.Меншиков
16. Господствующим направлением в русской и европейском искусстве начала 19
века оставался:
А) классицизм Б) романтизм В) реализм Г) сентиментализм
17. Новое направление – реализм появился в:
А) перед Отечественной войной 1812 года
Б) в первые десятилетия 19 века
В) после Отечественной войны 1812 года
Г) в 20-50 – е годы 19 века
18. 8. Основателем критического реализма в литературе является:
А) И.С. Тургенев Б) Н.В. Гоголь В) Ф.М. Достоевский Г) Д.В. Григорович
19. Опера « Жизнь за царя» принадлежит:
А) А.С. Даргомыжскому
Б) М.И. Глинки
В) К.А. Кавосу
Г) А.Н. Верстовскому
20. Полотна « Кружевница», « Гитарист», « Золотошвейка» принадлежит кисти:
А) О.А. Кипренского Б) В.А. Тропинину В) А. А. Иванову Г) П.А. Федотову
21. Какому архитектору принадлежит возведение храма Христа Спасителя?
А) К.И. Росси Б) О.И. Бове В) Д.И. Жилярди Г) К.А. Тон
22.Соотнесите фамилии художников и их произведений и подпишите направление,
стиль или жанр в котором писали эти художники
А) П.Брюлов 1) «Сватовство майора»
Б) А.Веницианов 2) «Всадница»
В) П.Федотов 3) «На пашне. Весна»
Г) А.Иванов 4) «Кружевница»
Д) О.Кипренский 5)»Явление Христа народу»
Е) В.Тропинин 6) «Портрет А.С.Пушкина»
Вариант 2
1.Одним их основных направлений внутренней политики Николая I было:
А) введение гражданских свобод
Б) укрепление роли государственного аппарата
В) усиление роли общественных организаций
2. Составление Свода законов Российской империи было поручено:
а. В.П. Кочубею
б. П.Д. Киселеву
в. С.С. Уварову
г. М.М. Сперанскому
3. Реформа системы государственного управления привела к росту чиновничества,которое увеличилось к концу царствования Николая I до
а. 40 тыс. б. 90 тыс. в. 110 тыс. г. 200 тыс.
4. По закону об обязанных крестьянах помещик
А) мог освободить крепостного по заключению с ним договора о предоставлении им надела в наследственное владение
Б) был обязан предоставить освобождаемому им крестьянину надел размером в 2 десятины
В) вынужден был освободить крестьянина, если его поместье продавалось за долги
Г) освобождал крестьянина, если тот изъявлял желание работать на государственной мануфактуре
5. Начало промышленного переворота в России приходится на
А) 20-е годы Б) 30-е годы В) 40-е годы Г) 50-е годы
6. В каком году был подписан Туркманчайский мирный договор
А)1825 Б) 1828 В) 1829
7. Эта страна, стремясь ослабить влияние России на юге, попыталась использовать освободительное движение народов Кавказа, оказывая им помощь оружием и посылая туда военных советников
А) Франция Б) Пруссия В) Англия Г) Австрия
8. Укажите годы русско – турецкой войны
А) 1853-1856 Б) 1828 – 1829 в) 1837-1841 г) 1826 – 1828
9. Теорию «общинного социализма» разработал
А) А.И. Герцен
Б) В.Г. Белинский
В) П.Я. Чаадаев
Г) М.В. Буташевич – Петрашевский
10. Что являлось общим в идеологии и славянофилов и западников
А) стремление идеализировать допетровские порядки
Б) критика истории Западной Европы
В) отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества,подавлению прав и свобод личности
Г) уверенность в возможности мирного осуществления реформ
11. Автором теории «официальной народности «был
А) Н.Г. Устрялов Б) Н.В. Кукольник В) М.П. Погодин Г) С.С. Уваров
12. Что стало поводом к началу Крымской войны?
А) вход в черноморские проливы французского военного корабля «Шарлемань»
Б) противоречия между Россией, Турцией и европейскими государствами
В) спор православной и католической церквей за палестинские святыни
13. В строительстве укреплений Севастополя ведущую роль сыграл инженер:
А) Меньшиков А.С. Б) Тотлебен Э.И. В) Истомин В.И. Г) Кошка П.
14. После чего пал Севастополь в сентябре 1855 г.:
А) после захвата Малахова кургана
Б) когда английские корабли вошли в Северную бухту
В) после падения крепости Карс на Кавказе
15. Восстановите хронологическую последовательность событий Крымской войны:
А) осада турецкой крепости Карс;
Б) оборона Севастополя
В) ввод русских войску в Дунайские княжества;
Г) высадка союзных войск в Крыму;
Д) Синопское сражение
16. Направление искусства, обращённое не к разуму, а к чувствам, называется:
А) классицизм Б) романтизм В) сентиментализм Г) реализм
17. Главной отличительной чертой романтизма было:
А) опора на чувства человека;
Б) противопоставление идеального образа реальной жизни
В) опора на взаимоотношения героев
Г) изображение окружающей действительности в наиболее типичных её
проявлениях
18. Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был:
А) В. Тропинин Б) А.Веницианов В) П. Федотов
19. Опера « Русалка» принадлежит:
А) А.С. Даргомыжскому Б) М.И. Глинки В) К.А. Кавосу Г) А.Н. Верстовскому
20. Какая картина принадлежит А.Г. Венецианову:
А) « Свежий кавалер»
Б) « Явление Христа народу»
В) « Последний день Помпеи»
Г) « На жатве. Лето»
21. По проекту какого архитектора было построено здание Адмиралтейства в Петербурге?
А) А.Д. Захарова Б) А.Н. Воронихина В) К.И. Росси Г) О.И. Бове
22.Соотнесите фамилии художников и направление, стиль или жанр в котором писали эти художники
А) П.Брюлов 1) критический реализм
Б) А.Веницианов 2) классицизм
В) П.Федотов 3) бытовой жанр
Г) О.Кипренский 4) романтизм
Д) В.Тропинин
Ключ к ответам:
Вариант I
1 А 1 Б
2 В 2 Г
3 В 3 Б
4 Б 4 А
5 В 5 Б
6 Б 6 Б
7 В 7 В
8 Г 8 Б
9 В 9 А
10 1 – АБВД 2 – АБГЕ 10 ВГ
11 В 11 Г
12 Б 12 В
13 Б 13 Б
14 ГДЕ 14 А
15 1Ж 2В 3Д 4А 5Е 6Е 7Б 15 1В 2Д 3Г 4Б 5А
16 А 16 В
17 Г 17 Б
18 Б 18 В
19 Б 19 А
20 Б 20 Г
21 Г 21 А
22 А-2 Б-3 В-1 Г-5 Д-6 Е-4 22 А-2 Б-3 В-1 Г-4 Д-4
Критерии оценки:
За выполнение задания выставляется отметка по пятибалльной шкале.
За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл.
Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не более 3 баллов (от 0 до 3) за выполнение задания.
Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 4 и не более 6 баллов за выполнение задания.
Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 6 и не более 8 баллов за выполнение контрольной работы.
Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 9-10 баллов за выполнение задания.
Тема 11. В буднях великих строек
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Вариант 1
1. К 1947 г. относится
1) вступление в действие «плана Маршалла»
2) испытание первой советской атомной бомбы
3) завершение четвёртой пятилетки
4) проведение денежной реформы
2. Характерной чертой четвёртого пятилетнего плана было
1) приоритетное развитие лёгкой и пищевой промышленности
2) сокращение военных расходов
3) использование финансовой помощи США по плану Маршалла
4) преимущественное развитие тяжёлой промышленности
3. Главный фактор, обеспечивший экономические достижения СССР в послевоенной
пятилетке, — это
1) использование принудительных мер
2) героический труд советских людей
3) использование военнопленных при восстановлении городов
4) репарации с Германии
4. Какое из утверждений верное?
1) росту сельскохозяйственного производства препятствовали природные катаклизмы
2) довоенного уровня сельское хозяйство достигло раньше, чем промышленность
3) труд в колхозах был слабо механизированным
4) развитие тяжёлой индустрии в первые послевоенные годы обеспечивало рост сельского
хозяйства
5. Какие три меры из перечисленных относятся к экономической жизни СССР в первые
послевоенные годы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) отказ от использования труда заключённых
2) снижение государственных цен на товары первой необходимости
3) отступление от планового развития народного хозяйства
4) отмена карточной системы снабжения населения
5) введение обязательных сверхурочных работ
6) восстановление 8-часового рабочего дня
6. Ниже приведён список крупных советских строек. Все они, за исключением двух,
относятся к послевоенным годам.
1) Челябинский тракторный завод
2) Куйбышевская гидроэлектростанция
3) Каховская гидроэлектростанция
4) Беломоро-Балтийский канал
5) Волго-Донской канал
Найдите и запишите порядковые номера объектов, построенных в довоенные годы.
7. Запишите термин, о котором идёт речь.
___________ — возмещение побеждённым государством — виновником возникновения
войны — убытков, понесённых государством-победителем.
Вариант 2
1. К 1949 г. относится
1) начало «холодной войны»
2) начало осуществления четвёртого пятилетнего плана
3) испытание первой советской атомной бомбы
4) отмена карточной системы
2. Главной задачей четвёртого пятилетнего плана было
1) восстановление народного хозяйства
2) активное осуществление социальных программ
3) первоочередное развитие лёгкой промышленности
4) широкое привлечение иностранного капитала в советскую экономику
3. Одно из важных последствий денежной реформы 1947 г.
1) укрепление рубля
2) повышение доходов населения
3) увеличение денежной массы, находившейся в обороте
4) рост инфляции
4. Какое из утверждений верное?
1) репарации с Германии были направлены на подъём сельского хозяйства СССР
2) развитие сельского хозяйства рассматривалось в четвёртом пятилетнем плане как
приоритетное направление
3) денежная реформа спровоцировала массовый голод в 1946-1947 гг.
4) планы колхозов по поставке продукции государству значительно превосходили
вложенные в развитие сельского хозяйства средства
5. Какие три меры (явления) из перечисленных относятся к экономической жизни СССР в
первые послевоенные годы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) повышение доходов населения
2) отказ от использования труда военнопленных на строительных объектах
3) наращивание военного производства
4) плановое развитие экономики
5) использование моральных и материальных стимулов к труду
6) введение карточной системы распределения
6. Ниже приведён список крупных советских строек. Все они, за исключением двух,
относятся к первым (довоенным) пятилеткам.
1) Магнитогорский металлургический комбинат
2) Харьковский тракторный завод
3) Волго-Донской канал
4) Северо-Крымский канал
5) первые линии московского метро
Найдите и напишите порядковые номера объектов, построенных в послевоенные годы.
7. Запишите термин, о котором идёт речь.
___________ — период в пять лет, на который осуществлялось централизованное
планирование экономики в Советском Союзе.
Ключ к ответам:
Вариант 1
1-4
2-4
3-2
4-3
5-246
6-14
7. репарации
Вариант 2
1-3
2-1
3-1
4-4
5-345
6-34
7. пятилетка
Критерии оценки:
За выполнение задания выставляется отметка по пятибалльной шкале.
За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл.
Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не более 3 баллов (от 0 до 3) за выполнение задания.
Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 4 и не более 6 баллов за выполнение задания.
Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 6 и не более 8 баллов за выполнение контрольной работы.
Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 9-10 баллов за выполнение задания.
Тема 14. История антироссийской пропаганды
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 40 мин.;
всего 45 мин.
Вариант 1
А1. «Холодную войну» характеризует:
1) биполярность мира
2) наличие интернет-технологий
3) существование колониальных систем
4) наличие государств с разным уровнем экономического развития
А2. На первом этапе «холодной войны» произошло(а):
1) гражданская война в Греции
2) американо-вьетнамская война
3) вторжение войск стран ОВД в Венгрию
4) падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы
А3. Программа США по созданию широкомасштабной системы противоракетной
обороны (ПРО) с элементами космического базирования получила название:
1) детант
2) программа СОИ
3) «новое политическое мышление»
4) тактики «выжженной земли»
А4. В отрывке из документа: Впервые за послевоенное время государства двух систем,
среди них и ведущие государства мира, закрепили основные правила взаимоотношений не
в международно-правовом документе, а в политической декларации, принятой на
региональном уровне, — речь идет о событиях:
1) 1949 г.
2) 1975 г.
3) 1955 г.
4) 1991 г.
А5. Начало деколонизации стало одной из причин:
1) возникновения Движения неприсоединения
2) конфликта между СССР и Югославией
3) ввода советских войск в Венгрию
4) создания атомной бомбы
А6. Свидетельством разрядки международной напряженности в первой половине 1970-х
гг. стало:
1) участие Н. Хрущева в Женевских совещаниях
2) подписание договора по ПРО
3) прекращение войны в Корее
4) создание СНГ
А7. Причиной советско-югославского конфликта стала борьба за лидерство между:
1) Н. Хрущевым и Ф. Кастро
2) И. Сталиным и И.Б. Тито
3) И. Сталиным и Чан Кайши
4) Л. Брежневым и И. Надем
А8. Начало 1990-х гг. ознаменовалось объединением:
1) Кореи
2) Германии
3) Югославии
4) Чехословакии
В1. Заполните пропуски в ячейках таблицы, используя представленные в приведенном
ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер
нужного элемента.
Дата Событие Результат
1962 г. … (А) … (Б)
1949 г. … (В)
Провозглашение Китайской Народной
Республики
1955 г. Конференция в Бандунге … (Г)
… (Д)
Ввод войск СССР и его союзников по ОВД в
Чехословакию … (Е)
Пропущенные элементы:
1) 1956 г.
2) 1968 г.
3) Карибский кризис
4) создание Коминформа
5) раскол страны
6) завершение «Пражской весны»
7) окончание гражданской войны
8) возникновение Движения неприсоединения
9) начало разрядки международной напряженности
Вариант 2
А1. «Холодную войну» характеризует:
1) «железный занавес»
2) деление мира на колонии и метрополии
3) стремление наций к самостоятельности
4) экономический и политический плюрализм
А2. Событие заключительного этапа «холодной войны»:
1) Карибский кризис
2) гражданская война в Китае
3) вторжение войск стран ОВД в Чехословакию
4) разработка США программы «звездных войн»
А3. Международная коммунистическая организация, созданная в 1947 г.:
1) ООН
2) Коминформ
3) Гоминьдан
4) Движение неприсоединения
А4. В отрывке из документа: Для СССР удушение Пражской весны оказалось связанным
со многими тяжелыми последствиями. Имперская «победа»… перекрыла кислород
реформам, укрепив позиции догматических сил, усилила великодержавные черты в
советской внешней политике, — речь идет о событиях:
1) 1956 г.
2) 1968 г.
3) 1978 г.
4) 1990 г.
А5. Причина ослабления международной напряженности в первой половине 1970-х гг.:
1) начало хрущевской «оттепели»
2) формирование биполярного мира
3) провозглашение в СССР курса на перестройку
4) стратегическое равенство между НАТО и ОВД
А6. Свидетельство раскола мира на два лагеря в годы «холодной войны»:
1) создание СНГ
2) начало работы СБСЕ
3) создание ОВД и НАТО
4) совместное пилотирование советско-американского космического корабля «Союз-
Аполлон»
А7. Причиной ухудшения советско-китайских отношений во второй половине 1950-х гг.
стала борьба за лидерство между:
1) Н. Хрущевым и Мао Цзэдуном
2) И. Сталиным и Ким Ир Сеном
3) И. Сталиным и Чан Кайши
4) Л. Брежневым и И. Надем
А8. 1990-е гг. ознаменовались распадом:
1) Кореи
2) Индокитая
3) Германии
4) Югославии
В1. Заполните пропуски в ячейках таблицы, используя представленные в приведенном
ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер
нужного элемента.
Дата Событие Результат
… (А) Вьетнамская война … (Б)
1950-
1953 гг. Корейская война … (В)
1973-
1975 гг. … (Г)
Ослабление конфронтации
между противостоящими
блоками
… (Д)
Ликвидация коммунистических
режимов в странах Центральной и
Восточной Европы … (Е)
Пропущенные элементы:
1) 1965-1973 гг.
2) 1979-1989 гг.
3) 1989-1991 гг.
4) раскол страны
5) поражение США в войне
6) встречи М. Горбачева с Р. Рейганом
7) заседания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки
8) распад Восточного блока, конец «холодной войны»
9) ввод войск ООН на территорию страны
Ключ к ответам:
1 вариант
А1-1
А2-1
А3-2
А4-2
А5-1
А6-2
А7-2
А8-2
В1. 397826
2 вариант
А1-1
А2-4
А3-2
А4-2
А5-4
А6-3
А7-1
А8-4
В1. 154738
Критерии оценки:
За выполнение задания выставляется отметка по пятибалльной шкале.
За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл.
Отметка «2» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не более 3 баллов (от 0 до 3) за выполнение задания.
Отметка «3» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 4 и не более 6 баллов за выполнение задания.
Отметка «4» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 6 и не более 8 баллов за выполнение контрольной работы.
Отметка «5» выставляется в том случае, если обучающийся набрал не менее 9-10 баллов за выполнение задания.
Самостоятельная работа
Тема 2. От Руси до России: выбор пути, обретение независимости и становление единого государства
Самостоятельная работа по теме: «Независимость и становление Государства Российского»
Содержание, этапы проведения и критерии оценивания самостоятельной работы представлены в методических указаниях по проведению самостоятельной работы.
Время на подготовку и выполнение:
подготовка 5 мин.;
выполнение 170 мин.;
оформление и сдача 5 мин.;
всего 180 мин.
Критерии оценки
Отметка «2» - тема не раскрыта, студент не владеет материалом, задание не выполнено.
Отметка «3» - скудный материал, отсутствуют аргументы, примеры, понятия соответствующие теме, обучающийся не оперирует знаниями.
Отметка «4» - конспект отражает основные положения урока, изложен в логической последовательности, приведены примеры, но имеет незначительные неточности.
Отметка «5» - грамотно подобран достоверный и актуальный материал, изложен в логической последовательности, соответствует теме урока, использованы дополнительные источники.
Задания для промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Форма проведения: собеседование по перечню вопросов.
Время на подготовку и выполнение:
Подготовка 5 мин.;
выполнение 70 мин.;
оформление и сдача 15 мин.;
всего 90 мин.
История гимна и флага России.
Становление духовных основ России.
Место и роль России в мировом сообществе.
Содружество народов России и единство российской цивилизации.
Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение.
Российские инновации и устремленность в будущее.
Экспансия католичества против православия.
Русь и Орда. Агрессия Запада: Невская битва и Ледовое побоище.
Александр Невский – выбор пути.
Собирание русских земель вокруг Москвы.
Обретение независимости Руси от Орды.
Иван IV – Россия становится царством.
Земские соборы – народное представительство и волеизъявление.
Причины, ход и последствия Смутного времени.
4 ноября – смысл Дня народного единства, как объединения народов России против внутреннего раскола и иностранной интервенции.
Зарождение гражданского и патриотического самосознания в ходе народного ополчения.
Угнетение православных русских людей в составе Литвы, Польши, Речи Посполитой.
Борьба запорожских казаков под руководством Богдана Хмельницкого за православную веру и единство с Россией.
Спасение Малороссии Великой Россией: Земский собор 1653 г., Переяславская Рада 1654 г., Русско-польская война 1654-1667 гг.
Консолидация Петром I внутренних сил России с целью ее выхода на широкую мировую арену.
Внутренние реформы для развития производительных сил страны и укрепления военной безопасности.
Строительство великой империи: цена и результаты.
Продолжение освоения Сибири и Дальнего Востока: история русских открытий в сравнении с колониальными захватами западных стран.
Просвещённый абсолютизм в России.
Решение национальных задач: присоединение Крыма, освоение Новороссии, воссоединение Правобережья Днепра и Белоруссии с Россией.
Противоречия развития науки и культуры с существующим крепостным правом.
Роль России в спасении Европы от экспансии наполеоновской Франции.
Истоки патриотизма народов страны.
Расширение границ и статуса великой державы России в первой половине XIX в. «Восточный вопрос».
Крымская война, как попытка Запада нанести «стратегическое поражение» России. Память о героях обороны Севастополя.
Итоги Крымской войны: Великие реформы Александра II, модернизация страны при Александре III.
Русская революция 1905-1907 гг. – начало либерального эксперимента над исторической Россией.
Первая мировая война и её уроки: герои сражений и мобилизация страны.
От Февраля к Октябрю 1917 года: как свергали царя, но сломали государство.
Гражданская война: крах идеи мировой революции, но возрождение инстинкта национального самосохранения.
Выбор пути развития: восстановления цивилизационного пространства России в виде СССР.
Перекосы «коренизации» в союзных республиках и территориальные «подарки» большевиков Украинской ССР.
Антирелигиозная кампания.
Историческое значение индустриализации.
Коллективизация и ее последствия.
Поворот в сторону преемственности от дореволюционной России, подъем патриотизма и его выражение в Великой Отечественной войне.
Причины и предпосылки Великой Отечественной войны как составной части Второй мировой войны.
Против кого мы сражались: Европа объединенная под нацистской свастикой.
Основные этапы и события Великой Отечественной войны.
Патриотический подъем народа.
Актуальные уроки: понятие единства фронта и тыла.
Защитники Родины и предатели-отщепенцы.
Истоки подвига народов СССР и достижения ими Великой Победы.
Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа.
Сущность гражданско-патриотической позиции, российских духовно-нравственных ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения
Сущность гражданско-патриотической позиции, российских духовно-нравственных ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения.
Причины «перестройки»: роль объективных и субъективных факторов в ее ходе и итогах.
Поддержка Западом сепаратизма и радикального национализма: распад СССР – величайшая геополитическая катастрофа.
Россия в 1990-е гг.: кризис экономики, обнищание населения и криминализация общества – цена реформ 1990-х гг.
Попытка диктата олигархов.
Конфликты на Северном Кавказе и других регионах России: опасность распада страны.
Россия в условиях установления США однополярного миропорядка: зависимость от экономик западного мира, снижение роли СНГ, разрыв связей с бывшими странами социалистического лагеря.
Кризис духовных ценностей у населения России.
Запрос на национальное возрождение в обществе.
Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин.
Устранение олигархата от власти и укрепление ее вертикали.
Успешная борьба с национальным сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом.
Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до специальной военной операции.
Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты, наукоемкое производство.
Возвращение уважения к традиционным ценностям народов России.
Национальные проекты.
Поправки в конституцию.
Поступательное развитие в условиях западных санкций и агрессии НАТО против России руками Украины.
Специальная военная операция.
Становление Россией и дружественными ей странами многополярного мира в условиях кризиса доминирования США и их союзников.
Истоки русофобии – «сказания иностранцев о России».
Ливонская война – становление русофобской мифологии.
«Завещание Петра Великого» – антироссийская фальшивка.
Пропаганда Наполеона Бонапарта.
Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции.
Формирования образа агрессивной и тоталитарной России в США во 2-й пол. XIX в.
Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии.
Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны.
Расистские и неонацистские корни пропаганды против СССР и Российской Федерации во второй половине XX в. - начале XXI в.
Мифологемы и центры распространения современной русофобии.
Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники.
Значение военно-промышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский, Александровский, Обуховский и др. заводы, развитие авиации.
Сталинская индустриализация.
Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной войны – всё для фронта, всё для победы.
Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения.
Современный российский ВПК и его новейшие разработки.
Высокие технологии.
Достижения в области искусственного интеллекта.
Энергетика.
Сельское хозяйство.
Освоение Арктики.
Развитие сообщений – дороги и мосты.
Транспорт.
Космос.
Перспективы импортозамещения и технологических рывков.
Развитие цифровых технологий.
Роль гражданственности и патриотической позиции молодежи в достижении Россией полного суверенитета в экономике, культуре, науке.
Значение истории для современного гражданина Российской Федерации.
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» - ответил на вопросы в объеме лекционного и дополнительного материала, дал полные грамотные ответы на все дополнительные вопросы.
Отметка «4» - грамотно изложил ответы на вопросы, но содержание и формулировки имеют отдельные неточности (допускается нечеткая формулировка определений), в полной мере ответил на заданные дополнительные вопросы.
Отметка «3» - ответил на часть вопросов в объеме лекционного материала и ответил на часть дополнительных вопросов.
Отметка «2» - допустил ошибки в определении базовых понятий, исказил их смысл, не ответил на дополнительные вопросы.


