Купова Н.В.
Физическое развитие дошкольников
в сочетании с народным фольклором.
Сегодня на многое смотрится по иному, многое открывается заново и переоценивается. Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Что их радовало, что тревожило? О чём мечтали?
Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь с прошлым. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития детей, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игра - это школа воспитания. В ней свои " учебные предметы ".
Игры издавна служили средством самопознания. Играя, люди, не зависимо от их желания, проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Календарные народные игры интересны не только, как жанр устного народного творчества, но ещё в них заключена информация о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Народные игры остаются достаточно актуальными и интересными в настоящее время, несмотря на то, что существует большое количество соблазнов в наш технологический век.
Русские народные игры очень разнообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность русских народных игр - движения в ходе игры (бег, прыжки, метание, броски и ловля предметов...) . Таким образом , русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные , социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. Одной из положительных сторон русских народных игр является то, что специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определённое преимущество в ходе игры. Таким образом, у человека воспитывается постоянное стремление и желание к самосовершенствованию, к достижению цели через непосредственную деятельность.
Другим важным положительным моментом использования народных игр мы считаем следующее: опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети всё реже играют в обычные" дошкольные игры". Редко встречаются оригинальные идеи в играх, интересные повороты сюжетов. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что- то своё.
Большинство родителей убеждены, что просто играть, баловать, разговаривать с ребёнком совершенно недостаточно. Чтобы идти в ногу со временем, с малышом "надо заниматься". Таким образом, в тот период, когда у ребёнка в норме должно развиваться правое (художественное, синтетическое) полушарие головного мозга, то есть формируется целостная картина мира, его загружают ненужными на тот момент знаковыми системами (буквами, цифрами), стимулируя тем самым левое(аналитическое) полушарие, на работе которого и так построена система школьного образования.
Вот и получается, что дети умеют писать и читать, а с образным мышлением остаётся какая - то недоработка, и умение видеть мир ярко, образно, уходит вместе с детской непосредственностью.
Важно развивать у дошкольников внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов. Приобретённые навыки в дальнейшем помогут ребёнку успешно овладеть новыми знаниями. И формировать эти навыки надо незаметно для ребёнка, в игре. Игра предшествует трудовой деятельности. Ребёнок начинает играть до того, как научится выполнять хотя бы простейшие трудовые поручения. Таким образом, игровая двигательная деятельность не является врождённой способностью, свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками в игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребёнка условно-рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате тесного общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс. Применение русских народных игр в учебном процессе требует специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определённым признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, вечная борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (малой, средней и высокой подвижности) .
3 . По типу двигательных действий, преимущественно входящих в игру (с бегом, с прыжками, с метанием...) .
4 . С учётом возраста.
5 . По способу проведения (с водящим, без водящего, ролевые, сюжетные).
6. По физическим качествам, преимущественно проявленным в ходе игры (игры, способствующие воспитанию силы, ловкости, быстроты...) .
7 . По отношению к структуре занятия (для подготовительной, основной, заключительной частей).
При работе по теме " Русские народные игры" мы ознакомились и с другой классификацией игр:
1. Игры на развитие различных видов памяти: " Запоминалки", " Чего не стало" , "Телеграмма" , "Художники" и другие.
2. Игры на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы ребёнка: " Ласковые шаги" , "Подарок" , "Добрые волшебники" , "Паровозик с именем" , "Комплименты" и другие.
3. Игры на развитие мыслительных операций: " Лишнее слово", "Говори наоборот" , " Четвёртый лишний" , " Быль и небыль", " Загадочные слова" и другие.
4. Игры на развитие воображения: "Что было", " Что будет" , "Кто придумает конец, тот и будет молодец" ...
5. Игры на снятие эмоционального напряжения.
Педагоги нашего детского сада широко используют народные игры во многих режимных моментах:
- НОД
- во время прогулок
- пробуждение после сна
- утренники
- физкультурные и музыкальные занятия, зарядка
-занятия с психологом и логопедом
- занятия в музее "Эхо старины".
В подборе игр принимают участие не только воспитатели, но и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений; логопед формирует сенсомоторную сторону речи, корректирует систему языка, развивает навык связного высказывания.
Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, сохранится для потомков.