«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Факультатив "Государственные символы и награды России"

Данный курс длится 18 часов. Особенностью курса является уделение внимания не только современным символам и наградам России, но и рассмотрение символов и наград на протяжении советского и имперского периода.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки














































Пояснительная записка.

Актуальность данного курса обусловлена тем, что государственная символика – это непреходящая ценность народов России, они отражают историю развития нашего государства, её достижения и победы. Символика вобрала в себя традиции национальной культуры. Ознакомление учащихся с символикой государства помогает воспитывать уважение и чувство гордости за свою страну, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов России, символам и ритуалам нашего государства. Особенность изучаемого курса состоит в том, что он интегрирует учебные предметы – историю, , обществознание, литературу и на основе знаний учащихся углубляет пройденный материал. Значительный акцент в программе сделан на использование регионального компонента. Невозможно у детей воспитать чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех этапах становления личности.

Тип курса – межпредметный. Рассчитан на учащихся 9 классов. Количество учебных часов – 18.

Цели курса

  1. Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, воспитание гражданственности и уважения ценностей, закрепленных Конституцией России.

  2. Освоение знаний о создании, развитии и становлении государственной символики нашего государства, нашей Республики.

  3. Углубление знаний учащихся, полученных на уроках истории, и обществознания.

  4. Формирование в процессе изучения курса становления личности, гордости за свою страну, понимания неповторимости и богатства культурных традиций, сознания своей причастности к судьбе Родины.

  5. Задачи курса:

      • - способствовать формированию конкретно-исторического представления о значимости государственной символики нашего Отечества;

      • - способствовать осознанию и пониманию роли государственных символов в складывании государственности;

      • - способствовать развитию исторического и логического мышления, творческих способностей учащихся;

      • - способствовать развитию умения работы с историческим источником, документами;

      • - способствовать развитию умения осуществлять анализ и синтез;

      • - способствовать развитию навыков самостоятельной работы, исследовательской работы;

      • - воспитывать любовь к Отечеству, уважение к мировой и российской культуре;

      • - воспитывать толерантность;

      • - воспитывать гражданственность;

Работа с государственными символами на основной ступени образования акцентируется на актуализации знаний, умений и навыков, связанных с различными аспектами функционирования эмблем государственной власти: собственно- правовом, общественно-политическом, нравственном.

В дальнейшей работе с детьми углубляются политические смыслы, заложенные в государственных символах России, подчеркивается историческая преемственность этой символики.

Дальнейшее осмысление политической и нравственной сути символов России требует расширения и углубления представлений школьников о гражданских обязанностях.

Главным принципом при отборе содержания являются принципы историзма и научности. Исторический материал, отобранный для курса, призван воспитать у учащихся чувство уважения к истории своего Отечества, и, как следствие, чувство собственного достоинства и уважения, уверенности в себе. Это обеспечит самостоятельный, духовно-нравственный, коммуникативный выбор личности учащегося.

Учитывается принцип возрастных особенностей, например, для учащихся основной школы, у которых доминирует наглядно-образное мышление, привлекается иллюстративный и видеоматериал, готовится серия бесед, конкурсов, викторин, исследовательских письменных работ (рефератов), тематически связанных с государственными символами России и. Здесь же используется принцип научности, когда учащиеся приобщаются к научному поиску через работу с первоисточниками, знакомятся с произведениями, легендами и т.д. с целью воссоздания на их основе полной картины прошлого.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

– анализ и сопоставление фактов;

– оформление письменных сообщений;

– анализ документов;

– поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;

– поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; поиск признания найденного решения окружающими;

– выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;

– умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).

_ умение взаимодействовать в группах, взять на себя роль лидера.

Методика работы при изучении курса предполагает следующие приемы:

– исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, выяснение неясных вопросов, формулирование гипотезы); планирование и разработка учебных действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения; выступление с подготовленным сообщением; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение. Формы:

– лекции с последующим опросом;

– лекции с обсуждением документов;

– беседы;

– семинары;

– практические занятия;

– конференции;

– заседания круглых столов;

– «мозговой штурм»;

– анализ альтернативных ситуаций;

– работа в группах, парах, индивидуально;

– выполнение работы по заданному алгоритму;

– творческие работы;

– защита проектов.

Все эти формы и методы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:

– уметь видеть проблему;

– уметь сформулировать проблему;

– уметь выдвинуть гипотезу;

– уметь составить план решения проблемы, задачи;

– уметь делать обобщения и выводы;

– уметь систематизировать материал;

– уметь составить план по теме;

– уметь делать прогноз;

– уметь анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);

– уметь оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

– уметь использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.

Проблематика курса.

Изучение государственной символики у школьников основной ступени расширяются представления о Конституции, истории России; воспитывается уважение к социальным нормам и ценностям, к законам и символам государства. Приходит понимание того, что надо расти достойными своих предков, которые совершили немало трудовых, воинских и иных подвигов во славу Отечества защищая и прославляя его флаг и герб.

Для детей при рассмотрении курса откроются политические смыслы, заложенные в государственных символах России. Правовые документы расширят и углубят представления о гражданских правах, свободах и обязанностях. Формируется и крепнет чувство гордости и уважения к государственной символике.

Техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, тексты Законов Российской Федерации, схемы, таблицы, дидактический материал.

Основные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, рассказ ученика с применением дидактических карточек, игра. Как вариант может использоваться письменная работа – сочинение, эссе, реферат. Возможно применение тестов различных уровней сложности. Под руководством учителя обучающиеся могут подготовить серию бесед, викторин, семинаров, презентаций, вести научно-исследовательскую работу, используя при этом наглядный материал, видео- и аудиозаписи.













Содержание программного материала курса: «Государственные символы и награды России».

Введение. (1 час)

Знакомство учащихся с целями и задачами курса, Конституцией РФ, Федеральными законами о государственных символах России. Вспомогательные исторические дисциплины (геральдика, вексиллология), помогающие изучать символику России.

Тема 1. Гербы нашей Родины (5 часа)

Знакомство с происхождением гербов. Эмблемы древнерусских князей. Возникновение и развитие Российской геральдики. Гербы РСФСР и СССР, эмблемы советской власти. Современный герб России.

Тема 2. Флаги нашей Родины (5 часа)

Происхождение флагов. Значение цветов на флаге. Древнерусские стяги, русские знамена. Российский флаг при Петре I. Флаги императорской России. Флаги РСФСР и СССР. Знамена Победы. Современный флаг России.. История создания.

Тема 3. Гимн нашей Родины(4 часа)

Происхождение гимнов. Значение гимна. Авторы гимнов

Тема 4. Награды нашей Родины (3 час)

Награды Российской империи. Награды СССР. Награды России









Рабочая программа факультатива:

«Государственные символы и награды России».


Наименование тем курса

Количество часов


Форма работы

Вводное занятие. Геральдика, вексиллология – науки,

помогающие изучать символику

1

Лекция.

Практическое занятие.

Работа в группах.

Классификация гербов. История возникновения государственных гербов.

1

Лекция с элементами практической работы. Составление схемы.

Герб Российской империи.

1

Лекция.

Гербы РСФСР и СССР

1

Лекция.

Герб Российской Федерации. Закон о гербе РФ.

1

Работа с документами

Герб Омской области.

1

Работа с документами

От княжеского флага к имперскому стягу.

1

Лекция. Просмотр фрагмента фильма «Петр I»

Флаги императорской России

1

Лекция.

Знамя Победы

1

Лекция. Просмотр презентации. Тестирование.

Нужен ли закон флагу?

1

Лекция. Работа с текстами законов

Отечества достойные сыны.

1

Конкурс

«Знатоков»

Зарождение торжественной песни

1

Лекция. Анализ документов.

История создания гимна Российской империи.

1

Лекция. Прослушивание гимна.

«Славься, Отечество наше свободное!...»(от РСФСР к РФ)

1

Лекция. Общая характеристика документов.

Закон о гимне Российской Федерации.

1

Практическая работа.

Награды Российской империи

1

Чтение докладов


17

Награды СССР

1

Чтение докладов


18

Награды России

1

Чтение докладов



Литература

  1. Города России: энциклопедия / Гл. ред. Г.М. Лаппо. - М.: Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”; ТЕРРА – Книжный клуб,1998.-559с.

  2. Дуров В.А. Русские награды 18-начала20 века.– М.: Просвещение, 1997

  3. Дыгало В.А. Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло.- М.;Издательская группа “Прогресс”, “Пангея”, 1993.- с. 111-136, 254-273

  4. Отечественная история: энциклопедия: В 5т.:/ т.1: А-Д / Редкол.: В.Л. Янин (гл. ред.) и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- с.59, 82,88,163,407,536-545

  5. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность, - М.; Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС,2003

Литература для учителя:

  1. Косарева А.В. Искусство медали: Книга для учителя. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1982. – 127с.

  2. Пастуро Мишель. Геральдика/ М. Пастуро; Пер. с фр. А. Кавтасина. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2003.-144с.

  3. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика”; Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2004, - 192 с.

  4. Соболь, “бабр”, серп и лопата./ Аргументы и факты. - 2000. - №51, с.13

  5. Каменцева Е.И. Двуглавый орел: снова в полет. Какой быть государственной символике России. / Родина.-1991.-№5 с.44-47





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее