Урок по теме: «Файлы и файловые системы»
Цели урока:
- сформировать знания о файлах и файловых системах, именах файлов, пути к файлам, дать основные понятия, необходимые для работы на компьютере с файлами.
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
- развитие познавательных интересов, навыков работы с мышью и клавиатурой, самоконтроля, умения конспектировать.
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Раздача оценочных листов.
Объяснение методики заполнения оценочных листов.
2. Актуализация знаний
1. С целью повторения изученных основных понятий на предыдущих уроках Вам предлагается заполнить кроссворд. (Каждому учащемуся раздается бланк с кроссвордом). (Приложение 1)
2. Взаимопроверка кроссворда (Ответы выведены на экран) (Приложение 2)
3. Изучение нового материала
Объяснение преподавателя:
1. Составление опорного конспекта
Файл - это определенное количество информации (программа или данные), имеющие имя и хранящиеся в долговременной памяти.
Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов.
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющего его тип.
Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании.
Одноуровневая файловая система.
Многоуровневая иерархическая файловая система.
Путь к файлу.
Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.
Правила создания имени файла:
Нельзя использовать следующие символы, которые зарезервированы для специальных функций:? . , ; : = + * / \ “ | [ ] ПРОБЕЛ
В длинных именах нельзя использовать следующие символы:? : * / \ “
В операционной системе Windows вместо каталогов используется понятие «папка».
Папка – это объект Windows, предназначенное для объединения файлов и других папок в группы.
4. Выполнение практических заданий
(Работа в тетради)
Расшифровка схемы (По заданной схеме необходимо записать полные имена файлов)
Составление схемы (По заданным путям к файлам, необходимо построить дерево каталогов)
(Работа на компьютере)
Создать в сетевой папке папку со своей фамилией.
Скопировать в свою папку файл с расширением: doc, bmp, jpg, mp3.
Переименовать файлы, указав в имени свою фамилию.
5. Закрепление изученного материала
1. Заполнение таблицы на соответствие (Таблица представлена на экране)
2. Компьютерное тестирование (Приложение 3)
3. Фронтальный опрос.
Какое имя может иметь файл?
Что такое формат (расширение) файла?
Что означает понятие сохранить файл?
Какое имя может иметь каталог (папка)?
В чем смысл выделения объекта? Приведите примеры из повседневной жизни, в которых тоже используется принцип выделения.
Работая, в каком редакторе, вы можете создать файл «Файл.DOC»?
Вы создали файл «Файл.DOC», поместили его в папку «Мои документы», а ярлык для этого файла поместили на рабочий стол. Как удалить этот файл?
6. Подведение итогов. Рефлексия
В оценочном листе поставьте каждый себе баллы по результатам работы. А в графе рефлексия, поставьте каждый себе балл по усвоению данной темы урока:
«5» - все понятно, вопросов не возникло;
«4» - имеются некоторые затруднения;
«3» - тема урока плохо усвоена.
Затем сложите заработанные баллы и выставите себе оценку. (Приложение 4).
7. Домашнее задание:
1. Составить и записать свою родословную в виде иерархии папок.
2. По данным путям к файлам, постройте дерево каталогов:
Z:\ main\Химик\Документы\Рисунки\картинка.bmp
Z:\ main\Химик\Документы\Файлы.doc
Z:\ main\Химик\Документы\Файловая система.doc
Z:\ main\Химик\Документы\Новый год\Открытка.doc
Z:\ main\Химик\Документы\Рисунки\схема.jpg
Z:\ main\Химик\Документы\Новый год\Сценарий.wav