Начало формы
Главное
Новое
Лучшее
Дипломы+
Темочки
Картинки
Лэпбуки
Конспекты
Разработки
Сценарии
Оформление
Поделки
Игры
1-4 класс
5-9 класс
10-11 класс
Эссе «Мое профессиональное кредо»
Воспитывая ребенка - воспитай и себя.
«Ни один ребёнок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове — ребёнок больше не ваш воспитанник, и семья его — отец и мать — выпали из сферы вашего воспитательного влияния».
В. А. Сухомлинский
Каждый педагог –психолог хотя бы один раз в жизни спрашивает себя: «Какой я психолог , хороший или плохой? Достаточно ли хорошо я выполняю свои обязанности или свой долг?» И вот тут уже скрыт ответ на этот вопрос. Если человек думает о своей профессии как о долге, то это хороший педагог. А тот, который, просто, выполняет должностные обязанности, он, просто, хороший работник, но не обязательно хороший педагог. Хороший педагог-психолог всегда искренне интересуется жизнью своих воспитанников и тем, как сделать так, чтобы из них в будущем выросли достойные люди.
Сколько на свете существует педагогика,столько и существует вопрос: как воспитывать детей? Что главное в воспитании? Научить играть? Да. Научить уважать других людей, любить животных, книги, природу, родину и т. д.? Да. Научить видеть красоту вокруг? Конечно. Научить учиться и познавать новое? Обязательно. И еще многому можно и нужно учить, потому что ребенок – это «инопланетянин», который пришел в этот мир, чтобы всему этому научиться. Он не знает еще, что хорошо, что плохо, не понимает, как себя вести, даже еще не совсем умеет говорить на этом «взрослом» языке, и не в состоянии понять и объяснить чего сам хочет. А самые близкие люди Мама и Папа, которые, каким-то образом научились понимать этого маленького человека, вдруг, привели его к другой тете, которую «надо слушать». И вот эта «чужая» тетя должна стать для ребенка второй Мамой, должна научиться говорить с малышом на одном языке. Как этого добиться,если ты просто выполняешь обязанности: планируешь, проводишь занятие, проводишь игру, именно «проводишь игру», а не играешь с детьми. Потому что, чтобы играть, надо быть в особом «детском» состоянии, надо хотеть играть, тогда дети это чувствуют и включаются в игру. Мама всегда хочет играть с ребенком, потому что она любит его. И воспитатель должен любить детей и уважать их желания. Но в детском саду воспитатель, все же, не мама. Невозможно уделить целой группе детей столько внимания, как одному ребенку, особенно в младших группах детского сада.Все дети разные: одни – тихони, которых не вытянешь из своей скорлупки – сидят в уголке до прихода родителей; другие – капризные – надо, чтобы все вокруг им подчинялись; третьи – веселые сорванцы, для которых тишина и спокойные игры совершенно неприемлемы; четвертые – непослушные упрямцы, с ними не договоришься. Педагог-психолог должен обладать своей профессией в совершенстве, быть гибким и творческим, чтобы не только справиться с этой неугомонной компанией, а еще и воспитать, не ломая личность каждого. В общем, успех работы педагога-психолога возможен только при сочетании мастерства и творчества. Но при всем глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка,бывает очень трудно не поддаться панике: «Да что же это такое? Этот маленький человек совсем не желает слушать меня, взрослого, такого сильного и умного! Почему я не могу справиться с этим ребенком? Может надо быть жестче и показать, в конце концов, кто здесь главный!» И вот тут вы проиграли. Пока ребенок с вами играет, ходит за вами хвостиком, повторяет все, что вы говорите или, наоборот, спорит с вами, доказывает свою правоту, он доверяет вам как другу. Ведь друзья и спорят, и, даже, ссорятся, но все равно, остаются друзьями. Но бывают моменты, когда ребенок просто перестает вас слушать, отказывается от игры, игнорирует любые ваши просьбы. «Что случилось?», – задает вопрос психолог в пустоту. Для него ничего особенного не произошло, а ребенок обиделся. Почему? Как это произошло? Просто сначала воспитатель, во время игры, когда ребенок не поймал мяч,проронил: «Эх, ты, растяпа, мяч не поймал…» и, не придав значения, продолжил игру с ребенком.Затем малыш нарисовал чудесную картину: «тут трава, а вот река, рядом поле, облака, васильки и маки, мало, жаль, бумаги», а воспитатель этого не увидел. Каждое, абсолютно каждое действие, которое выполняет ребенок, для него наполнено смыслом. А мы, взрослые, часто ругаем его,не разобравшись: «Ну, вот, опять ты все испортил!», «Ну что за наказание, а не ребенок!», «ну, неужели, не понятно!». А для малыша это звучит,как приговор: «Ты неисправим, ты неудачник, ты ничего не умеешь, и никогда не научишься». А он-то по-настоящему верит, что ничего не умеет, потому что еще не знает о том, что дети, только дети, и они многого не умеют в силу своего возраста. Это мы, взрослые знаем, что дети всему научатся. А задумайтесь на минуточку о том, что думает про себя ребенок… Да он на сто процентов уверен, что лучше него никого нет на свете, если слышит это от близких и родных взрослых. Поэтому он уверен, что всегда и все делает как надо. И, наоборот, если слышит в свой адрес только упреки и критику, то уверен в том, что он самый ужасный ребенок, какого только можно себе представить, хотя на самом деле это может быть совершенно нормальный, в меру способный ребенок, не хуже других. Просто его заставили поверить в свою никчемность. Постоянная критика убивает любое стремление.
Вот тут пора вернуть к началу: так чему же учить ребенка? Я думаю – верить в себя, в свои возможности и способности. Ведь ребенок рождается чистым, как белый листок бумаги. Затем родители наносят свои штрихи, и не всегда это красивые наброски. Родители, конечно, главное звено в воспитании ребенка. Но не всегда эти самые близкие для ребенка люди несут в его жизнь позитив. Так вот наша задача, воспитателей в детском саду, дать ребенку понять, что он уникален, что все в его руках. Главное, не дать разочароваться в себе, в своих возможностях и способностях. Конечно, не все станут великими художниками или математиками, не все станут олимпийскими чемпионами или всемирно известными писателями, артистами, врачами, но я точно знаю, что тот, в кого поверил другой человек, и сам поверит в свои силы. А человек, не знающий своих возможностей, каким является ребенок, тем более. Ну откуда ему знать какой он, если ему не скажут взрослые, которые знают все.
И вот однажды став педагогом, я определила для себя главное в деле воспитания – никогда не давать своим воспитанникам повода думать о своей никчемности, ненужности, испорченности. Ведь бывают же дети совсем не подарки, конфликтные, задиристые, агрессивные – трудные, одним словом. И если им об этом говорить, то, скорее всего, такими они и останутся, если, назло, не станут еще хуже. В педагогике есть такой принцип – принцип опоры на положительное. Я считаю его главным, потому что, какой бы не был испорченный, педагогически запущенный (а такие бывают уже в 5-6 лет) ребенок, все же, есть в нем что-то доброе, за что стоит зацепиться. Задача воспитателя найти в любом ребенке этот росток, дать ему солнечное тепло, в виде одобрения и похвалы, даже за самую малость. Главное чтобы ребенок понял, что он не хуже других, а может быть даже и лучше. Мое профессиональное кредо – искать в детях лучшее, что в них есть, и на этой доброй почве культивировать и развивать ценные личностные качества.
Воспитание – процесс долгий, многогранный и результат воспитания не предсказуем. Но эта непредсказуемость, наверное, и притягивает. Ведь с каждым ребенком все по-разному, по-новому. Мы воспитываем детей, а они воспитывают нас. Наблюдая, как развивается ребенок, как изменяется его характер, а вместе с ним и его возможности и способности, понимаешь, что живешь на свете не зря, что есть в твоих воспитанниках частица твоей души и знаний. И прав М. Горький,сказав такие слова: «Любить детей – это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни».