ЭОР:Урок по обществознанию на тему: «ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА»
Задачи урока: Развивать навыки исследовательской работы. Воспитание общей культуры, внимательности, активности Репродуктивная: сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по- средством опережающего задания. Продуктивная: поддержание мотивации, формирование способов работы с различными источниками. Оборудование:: словари, учебник. ПЛАН УРОКА 1.Духовная жизнь человека. 2.Духовная жизнь общества. 3.Духовная культура. 4.Место искусства в духовной жизни общества. Форма работы: групповая Ход урока 1.Организационный.Приветствие.Деление обучаемых на подгруппы. Преподаватель. Обществосуществует не только в мире вещей и предметов. Духовная сфера является важнейшей для понимания деятельности человече- ского общества. И данное понимание особенно актуально сегодня в ХХ1 веке быстрых перемен, нанотехнологий, колоссальных скоростей. Задание репродуктивной группы: найти в учебнике определение понятия «духовная сфера». Ответ обучаемых: Духовная жизнь это сфера деятельности человека в обществе, богат – ство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей , так и творческое созидание новых. Задание продуктивной группе: найти в учебнике и прочмтать определение понятия «духов- ная сфера» и по данному тексту составить схему областей духовной сферы, записать в тетрадь, что их объединяет и подготовить выступления о духовных ценностях. Ответ обучаемых и схема: «Духовная жизнь общества»
Вопрос к обучаемым: что объединяет эти области? -они удовлетворяют духовные потребности людей; -в них создаются и распространяются духовные ценности; -в них работают социальные институты для производства и распростране- ния духовных ценностей Преподаватель: понятие «духовность» - сложное понятие. Возьмём, напри- мер, состояние человека поглощенного чтением А.С.Пушкина, С.А.Есенина, Данте Алигьери и др. Что он испытывает при этом? Высокое наслаждение чувствами, которые в обыденной жизни не посещают человека или прихо- дят очень редко. Он словно парит в поднебесье, ему кажется что наступила пора гармонии, единения его со всем миром.. Он готов любить всех и чувст – вует, что сам достоин любвт. Ему открываются новые, доселе неведомые миры, он уверен, что еще немного- и тайна жизни , вселенной откроется ему. -3-- Похожее состояние бывает у ценителей музыки во время её прослушивания. Верующие также испытывают чувства в храмах, слборах, костелах,мечети во время молитвы. Это и есть состояние духовности,которое посещает чело- века, способного его достичь, настроившись на высокое, прекрасное, доброе. Состояние преходящее, но его основа- эмоциональное и интеллектуальное раз- витие внутреннего мира человека- позволяет достичь духовности в соответ- ствующих условиях. Объединяя эти две группы (репродуктивную и продуктивную) можно сделать вывод: идейнле творчество людей неразрывно связано с его практическо й де- ятельностью ,но критерием сущностного сравнения является конечный про – дукт-мысли , идеи ,художественные образы принимающие форму научных, и ху- дожественных произведений и который способен изменить сознание люде. Задание обучаемым: вспомнить примеры использования слова» дух « в речевых оборотах и записать их в тетрадь Примером могут являться следующие выра- жжения: «Горожане –жители, а селяне –души»; «положить за кого душу»; «отвести душу»; «у меня душа не на месте» и т. д. Вывод обучаемых; Душа в философском, психологическом, религиозном воспринимается как нете- лесная сущность человека , а дух- как нечто вездесущее, способное быть во – вершенным, связывать человека с иными мирами, иным бытии ем. Душа сот- ворена духом, который вечен и несотворим. Отсюда и философский взгляд пони- мания духовности- постоянная тяга человека к вершинам бытия, преобладание высоких, собственно духовных, потребностей над материальными, и, главное, человек- это единство души и тела. После выполнения задания происходит оценка и самооценка работы; подводит- ся преподавателем главный итог невозмлжно устромть мир материи, не устроив мир души, так как душа есть необходимое творческое орудие миро- устройства. Домашнее задание: написать эссе на т ему: « Общественные функции искусства» Литература: Боголюбов Л.Н. и др. Учебник по обществознанию для 10-11 кл. Изд.Просвещение. М.,2016. Ильина Т.В. История отечественного искусства от крещения Руси до начала третьего тысячелетия. Уч., Изд. Юрайт,М.,2011,с.445-455 |