Экскурсия в природу «В гости к осени», 3 класс.
Цель: пронаблюдать за осенними изменениями природы.
Задачи:
Образовательная: проводить наблюдения за признаками наступления осени в природе.
Развивающая: развивать умение различать листья наиболее распространенных пород деревьев, кустарников, трав.
Воспитательная: повышать уровень экологической культуры учащихся.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные:
Уметь анализировать объекты с целью выделения признаков.
Уметь проводить несложные наблюдения.
Уметь обобщать, делать выводы.
Регулятивные:
Уметь работать по плану.
Уметь определять тему, цель экскурсии.
Коммуникативные:
Формировать умение работать в группе.
Формировать умение строить связный рассказ.
Личностные:
Продолжить развивать эстетическое восприятие природы.
Формировать бережное отношение к природным объектам.
Оборудование: коробка для сбора плодов и листочков, блокноты и ручки.
Ход экскурсии:
Организационный момент
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А для того, чтобы узнать к кому, отгадайте загадку:
Я – в царстве луж,
В краю огней и вод.
Я – в княжестве
Крылатого народа,
Чудесных яблок,
Ароматных груш.
Скажи, какое же я время года? (Осень.)
– Верно, сегодня мы отправимся в гости к осени.
Бродит осень по дорогам,
Ищет осень, где присесть,
Чтобы с грустью и тревогой
О себе оставить весть...
– Вот и заглянула к нам осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.
Основная часть
– Ребята, сегодня нас с вами ждёт экскурсия на наш школьный двор. Сбор детей, отправление на школьный двор.
– И так, а вы обратили внимание на то, что произошло с древесными растениями в школьном дворе? (Да, они сбросили листву и пожелтели.)
– А как называются деревья, которые сбрасывают листву? (Лиственные.)
– Обратите внимание на красоту осенних деревьев. Как изменилась окраска листьев? (Листочки стали желтыми, оранжевыми и красными, но остались и зеленые.)
– Покажите и назовите хвойные, а потом лиственные деревья. (Дети показывают.)
– А как изменились травяные растения? (Тоже пожелтели, засыхают.)
– Цветут ли сейчас какие-нибудь растения? (Да.)
– Так ли их много, как летом? (Цветущих растений очень мало.)
– А что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? (Они улетают, потому что становиться холодно и очень мало корма.)
– Ребята, обратите внимание, что перед отлетом очень многие птицы собираются в стаи. Понаблюдайте за насекомыми. Где их больше, на пригретых местах или в тени? (Насекомых стало меньше. Они в основном на пригретых местах, так как им нужно тепло.)
– Молодцы! Ребята, сегодня мы с вами станем учеными-исследователями. Для этого нам нужно создать команды, у каждой будет свое исследование.
Учитель делит детей на 4 группы.
– Сейчас каждая команда исследователей получит карточку с заданием. Каждый из вас в своем блокнотике должен будет дать ответ на вопросы в карточке.
Содержание карточки:
1) Найди данное растение, запиши его название.
2) Опиши его внешний вид.
3) Какие признаки осени у данного растения?
– А теперь мы с вами отгадаем загадки и определим, какое растение достанется каждой группе.
Для 1-ой группы:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Береза)
Для 2-ой группы:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
(Рябина)
Для 3-ей группы:
Дерево в лесу растёт.
Цвет зелёный круглый год.
Вместо листика иголка.
Распушила ветки...
(Ёлка)
Для 4-ой группы:
Письмами летят крылатки
На дорожки и площадки
И не знает почтальон
Для кого их пишет ...
(Клён)
– А теперь, послушайте названия своих команд: первая группа – березовые сережки, вторая группа – рябиновые гроздья, третья группа – еловые веточки, четвертая группа – кленовые листочки.
– Итак, а вот и первое задание для команд: «Найди своё дерево». Каждой команде необходимо найти на школьном дворе своё дерево и затем ответить на все вопросы из карточки, посовещаться с командой и записать все в блокнот.
– Молодцы! Все команды быстро и точно определили своё дерево. Теперь я буду слушать ваши ответы на вопросы из карточки.
Каждая группа зачитывает и рассказывает свои наблюдения об исследуемом дереве.
– А теперь послушайте меня внимательно. Я буду читать небольшую информацию о каждом дереве, а вы должны догадаться о каком идет речь.
Информация 1: Данное дерево – основной житель российских лесов, распространено по всей территории Российской Федерации. Испокон веков его использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, серёжки, листья, сок – все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Кроме того, считается, что данное дерево благотворно действует на энергетику человека, который находится рядом с ним. (Берёза)
Информация 2: Это светолюбивое широколиственное дерево. Листья по форме напоминают ладошки. Они очень красивы по окраске: желтые, оранжевые, красные. К осени созревают плоды – крылатки. (Клён)
Информация 3: Это дерево относится к роду листопадных морозостойких кустарников и деревьев семейства розоцветных. Название произошло от лакомящихся плодами этого дерева птиц. (Рябина)
Информация 4: Это дерево является жемчужиной русского леса. Имеет треугольную крону с острой верхушкой. Ветви расположены густо по всему стволу. Без этого дерева не обходится ни одно празднование Нового Года и Рождества. (Ель)
– Какие вы молодцы, все очень хорошо справились с заданием. Ну а теперь, набрались энергии и положительного заряда и настало время набрать листьев для гербария. Желательно, чтобы у вас все листья были разные.
Дети собирают листья.
Рефлексия
– Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Наблюдение за осенними изменениями природы.)
– Достигли ли поставленной цели? (Да.)
– Оцените свою работу с помощью осеннего светофора.
Если вы усвоили материал и не испытывали трудностей на уроке, то покажите кленовый лист зеленого цвета.
Если вы усвоили материал, но испытывали трудности, то покажите кленовый лист желтого цвет.
Если вы не усвоили материал, то покажите кленовый лист красный цвет.
– Кто показал желтый цвет, что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями? Как?
– Над чем еще надо поработать?
– Где мы можем поработать над трудностями? (При выполнении домашнего задания или в классе на уроке окружающего мира.)
– Вам понравилась наша экскурсия?
Творческое задание:
Детям предлагается или нарисовать осенние листочки на альбомном листе красками и гуашью, или слепить из пластилина гроздья рябины. После выполнения этого задания, организовать выставку творческих работ.