Тема: Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста
Подготовила : преподаватель
специальных дисциплин
Климова Оксана Валерьевна
Сокращения для записи лекции:
Э – экскурсия
Д.О.У. – дошкольное образовательное учреждение
Д.Д.В. – дети дошкольного возраста .
План теоретической части: 1. Значение и планирование экскурсий в ДОУ. 2. Структурные части экскурсии. 3. Использование методов и приёмов.
Используемые литературные источники:
Литература: Основная: 1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. проф. образования/С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - 14-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с. (стр. 249) Дополнительная: 1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с. (стр. 248)
2. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - 3-е изд. перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 224 с.
Интернет ресурсы : http://nashaucheba.ru/ http :// parohod . kg /
Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду.
Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых, носит познавательных характер. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Экскурсии бывают:
По содержанию :
- обзорные;
- тематические.
Тематические по содержанию делятся :
- к объектам природы (парк, лес, море и т.д.)
- к сель.хоз. объектам (коровник, плодово - ягодные сады и т.д.)
- общественные заведения (магазин, больница, парикмахерская и т.д.)
- культурные заведения (театры, музеи и т.д.)
Подготовительный этап
При подготовке экскурсии педагог должен:
- определить тему, цель, содержание;
- выбрать объект;
- разработать самый безопасный маршрут; (показать пример маршрутов)
- посетить место экскурсии и отследить его на предмет безопасности;
- определить необходимое оборудование;
- сформулировать вопросы для детей;
- определить материалы, которые могут собрать дети;
- организовать беседу с детьми, на которой выяснить представления детей об объектах наблюдения, напомнить о правилах поведения на экскурсии.
- продумать одежды детей – удобная и соответствующая погоде
- извещение о времени проведения похода детей и их родителей
- проведение с детьми беседы о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы
- знание педагогами индивидуальных и физических возможностей детей
- согласование плана и маршрута движения с медработником, заведующим, заместителем заведующего и отметить выход в тетради передвижения детей.
- соблюдение правил дорожного движения.
Ход экскурсии
- вводная беседа;
- коллективное наблюдение;
- беседа с представителем общественного и других заведений;
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
- сбор природоведческого материала или выполнение практических действий;
- игры детей с собранным материалом, п/и, хор/и, пение песен и т.д.
Послеэкскурсионная работа .
- Расширение и уточнение знаний;
- Систематизация знаний
- Упрочнение чувств; отношений зародившихся на экскурсии
Цель заключительного этапа
- оформление материалов, принесенных с экскурсии. Эго могут быть шишки, желуди, камни и др.; - обращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства), с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали; - работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу», «Как трудятся люди нашего города» и др.), в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев); - организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.); - обобщающие беседы, которые проводятся по завершении блока образовательной работы по определенной тематике.
Теоретическое толкование термина «Экскурсия»
- 1882 г.: Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр. (В. Даль)
- 1923 г.: Экскурсия - есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию (М. П. Анциферов)
- 1931 г.: Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью (Малая советская энциклопедия, т. 10, с. 195)
- 1940 г.: Экскурсия – это коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью (Толковый словарь русского языка Л. Н. Ушакова)
- 1978 г.: Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода ( Большая советская энциклопедия, т. 29, с. 63 )
Практическая часть:
1.Составить фрагмент экскурсии по заданной теме (карточки на столах с иллюстративным материалом и общеобразовательными программами)
Схема перспективного плана проведения прогулок-походов
Домашнее задание:
- Проанализировать экскурсию согласно пройденной теме.
Видео «Экскурсия в зоопарк» ГБДОУ «Развитие» [http://go.mail.ru/search_video?]
Спасибо за внимание!