Экоурок «Экология дома, школы, города, мира»
Предмет (направленность): окружающий мир, экология.
Возраст детей: 9 – 10 лет.
Место проведения: класс
Ведущие методы: частично-поисковый и проблемный,исследовательский.
Техническое оборудование - компьютер, проектор, экран
(мультимедийная система).
Цель урока Создание методических условий, ориентированных на формирование экологической культуры подрастающего поколения, активной гражданской позиции по сохранению среды обитания и здоровья человека
Задачи направленные на достижение личностных результатов:
1. Способствовать осознанию детьми проблемы экологической безопасности дома, школы, города, страны, мира.
направленные на достижение метапредметных результатов:
2. Обеспечить освоение детьми таких активных методов обучения, как «ЗХУ» («знаю-хочу узнать-узнал»).
3. Развивать коммуникативную культуру учащихся через организацию содержательного учебного диалога в процессе обсуждения проектов конференции.
4. Формировать умения самостоятельно приобретать знания, осуществлять исследовательскую, информационно-учебную деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.
направленные на достижение предметных результатов:
5. Обеспечить усвоение понятий «экология», «экологическая безопасность»,
Виды деятельности учащихся на уроке и его подготовке - учебное сотрудничество посредством организации диалога в рамках темы урока;
- индивидуальная исследовательская деятельность
- игровая
Результативность проведенной урока для ее участников
• Осознание личной и общественной значимости природоохранной деятельности человека с целью обеспечения экологической безопасности.
• Способность к анализу конкретной жизненной ситуации, проблемы.
• Умение видеть противоречия и проблемы.
• Способность к самоанализу и рефлексии.
• Способность аккумулировать и передать свой опыт, использовать опыт деятельности других.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс
1. Личностные УУД:
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
2. Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
3. Познавательные УУД:
• строить сообщения в устной форме;
4. Коммуникативые УУД:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
I. Организационный момент
Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок-экологический.
Каждый урок – урок открытия нового знания. Хотелось бы , чтобы Вы сегодня для себя открыли что-то новое. Позвольте открыть урок отрывком из стихотворения
(СЛАЙД 1)
- о чем это стихотворение? (экологическая проблема)
-а что такое экологическая проблема?( Ваше мнение) ?
Сейчас многие говорят об экологии? Кто – то ругает, кто - то призывает к борьбе за охрану окружающей среды.
А что же такое экология?
(СЛАЙД 2)
Эколо́гия = это наука (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов»
Что же такое экология?
(ответы детей)
Почему же все говорят что экология плохая?
Кто виноват в этом? Может инопланетяне специально загрезнябт наш город, щколу, класс?
(ответы детей)
Тогда может надо начать с себя?
Эксперимент 1
В классном кабинете одного из классов нашей школы, в месте, где всегда было чисто, бросили 1 маленький фантик от конфеты.
Как вы думаете, что произошло дальше?
(СЛАЙД 3)
Правильно, на следующей перемене в этом месте лежало уже несколько предметов мусора. Это была чистая провокация. Если брошена одна бумажка, то все равно здесь придется убирать, значит можно бросить еще, хуже уже не будет.
(СЛАЙД 4)
(Мнение учащихся)
Конечно, эту ситуацию с классом обсудили и как вы думаете, какой вывод сделали дети?
(ответы)
Физминутка (игра «Хорошо – плохо» - с использованием слайдов)
(СЛАЙД 5)
Эксперимент 2
Лестница школы, ведущая из столовой на учебные этажи.
(СЛАЙД 6)
В одном и том же месте ежепеременно появляются целлофановые кульки, фантики от конфет, пищевой мусор.
(обсуждение ведется по схеме 1 эксперимента. Только в данном случае учащиеся должны прийти к выводу, что существуют места, где мусорные корны необходимы)
Физмнутка для глаз
Связь экологии и воспитания.
Учащиеся сами вспоминают случаи загрязнения класса, школы, города самими детьми, а учитель подводит их к мысли, что брошенная бумажка, огрызок яблока и т.д – это не только экологическая безграмотность, но и недостатки воспитания.
Рефлексия.
(СЛАЙД 7)
- Какие эмоции вы испытали на уроке?
- Какие вы для себя сделали выводы?
- Сегодня придя домой, что вы расскажите своим родителям, чем новым с ними поделитесь?
Орг.момент