ГБОУ школа-интернат №2
Экологическая игра
«Помогите птицам в холода».
/внеклассное мероприятие/
Подготовил: учитель начальных классов
Майданкина Инна Викторовна
Экологическая игра «Помогите птицам в холода».
Цели:
1. Закрепить представления учащихся о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
2. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
2. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
4. Научить детей правильно их подкармливать.
Ход игры.
Проводится игра «Исключи лишнее». (слайд 1-4)
Клёст, медведь, лось, барсук
Окунь, судак, тетерев, щука
Собака, голубь, кот, лошадь
Бабочка, муравей, стрекоза, снегирь
Учитель: Сегодня , ребята, мы с вами поговорим о зимующих птицах».
Рассказ учителя или просмотр видео
На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают. Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
Учитель: «А вот о чём думают птицы зимой нам расскажут наши юные натуралисты».
1-й ребёнок
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой – ой – ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной
Даже белки – непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветке
Не вылазят из дупла.
2-й ребёнок
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны!»
Учитель: «Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?»
Учитель: «Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить!»
Учитель: «Посмотри те, ребята, нам смастерили толовую для птиц. Как она называется?»
Учитель: «Вы правы, это кормушка, и к ней слетелись голодные птицы. Давайте отгадаем этих птиц». (слайд 5-10)
*************
Эта птица никогда
Не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
***************
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
**************
Чёрный жилет, красный берет,
Нос – как топор, хвост – как упор. (Дятел)
**************
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
*************
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
***************
Птичка на большой сосне
Нам стрекочет: «клё-клё-клё».
Твёрдый клюв похож на крест,
Семена из шишек ест,
В оперенье – рыжий цвет.
Как зовут? Найди ответ.
(Клёст)
«Птичья столовая» (слайд 12-14)
Учитель: «Давайте, ребята составим меню для наших пернатых друзей».
Воробья — зернами и хлебными крошками
Синицу — салом, зернами
Снегиря — рябиной, семенами растений
Свиристеля - семечками, ягодами рябины
Голубя — пшеном
Синицы – кусочки не соленного сала, мясо, творог
Дятлы – кедровые орешки, арбузные семечки, дынные семечки
Свиристели – просо и пшено
Поползни- кедровые шишки, арбузные и дынные семечки
«Жалобы птиц»
Сорока: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол: Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Снегирь: Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Учитель: «Успокойтесь птички, все будет в порядке. Мы все учтём!»
«Птичьи шутки на полминутки»
Ворон и дятел.
- Скажи, ворон, мудрая птица, чего это кулик над болотом кричит?
- Каждый кулик свое болото хвалит!
- А лиса чего с утра до вечера рыщет?
- Голод не тетка!
- А чайки ворон от гнезда почему отгоняют?
- На чужой каравай рот не разевай!
- До чего же ты мудрый, ворон, все-то ты знаешь!
-Век живи- век учись. Вот и я сто лет прожил и научился.
Воробей и скворец.
- Угадай, Скворец, какое оружие самое страшное?
- Знаю, знаю - ружье!
- Не угадал!
- Знаю, знаю - пушка!
- Снова не угадал!
- Знаю, знаю… Не знаю.
- Рогатка! Из пушки- то по воробьям стрелять не станут, а из рогатки - только успевай отскакивать! Уж я- то знаю, я-то стреляный воробей!
Кукушка и синица.
- Ты чего, Кукушка, головой трясешь, будто волоском подавилась?
- Каким таким волоском? Целая волосатая гусеница в горло попала.
- Ах ты, бедная! Как не повезло-то тебе!
- Это почему же не повезло? Я их, волосатых- то, уже три десятка проглотила. Вот тридцать первую заглатываю. Вкусненькая такая, мохнатенькая.
Викторина «Интересные факты о птицах»
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвинов)
Чем выкармливает птенцов дрозд-рябиник? (Насекомыми)
Самая маленькая птичка нашей страны? (Королёк)
Кого называют «водяной воробей»? (Оляпку)
Зачем птицы заглатывают камешки? (С их помощью они перетирают пищу)
Где синица вьёт гнездо? (В дупле дерева)
Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром)
Какую птицу в народе называют воровкой? (Сороку)
У кого не жизнь, а малина? (У малиновки)
Какая птица заглатывает ежа вместе с иголками? (филин)
Какие птицы ночуют зарывшись в снег? (рябчики, тетерев)
Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда? (нет)
Какую птицу считают символом мира и добра? (голубь)
Эта птица летает в очках на носу? (сова)
Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (вороний глаз)
Проводится игра «Накормите птиц»
/ на доске развешены картинки с кормом для птиц, для каждой команды, у игроков картинки птиц, по сигналу дети должны правильно расположить птиц по нужным кормом; выигрывает та команда, которая выполнит задания до финального сигнала и правильно).
Музыкальная разминка «Снегири»
(под музыку дети имитируют танец птиц)
Учитель: Ребята, посмотрите, в нашем школьном саду растет рябина. Сколько на ней ягод, да кормушка висит. Давайте пригласим птиц к нам в школьный парк!
Дети приступают к практической работе. Одни вырезают по шаблону птиц, другие раскрашивают раскраску. В конце мероприятия все вывешивают птиц на дерево.