«Зимний фестиваль знаний 2025»

Экологическая акция «Помоги зимующим птицам!»

Привлечь внимание обучающихся к охране и заботе о птицах,подкормке их в зимний период.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Экологическая акция «Помоги зимующим  птицам!»

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная.  Чтобы как-то помочь птицам, ребята нашего класса с огромным желанием решили принять участие в экологической акции «Покормите  птиц зимой!»

Цель акции: Привлечь внимание обучающихся к охране и заботе о птицах, подкормке их в зимний период.

Задачи акции:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о зимующих и кочующих птицах

  2. Провести викторину «Птицы Неклиновского района»

  3. Провести конкурс по изготовлению кормушек

  4. Развесить кормушки в школьном саду и организовать подкормку птиц

  5. Воспитывать любовь к нашим пернатым друзьям, желание заботиться и помогать им.

Подготовительная работа

Организация и проведение экологической акции «Помоги птицам!» рассчитаны на учащихся 1класса. Для этого мероприятия необходима большая предварительная подготовка. Заранее в классе объявляют конкурс на лучшую экологическую кормушку, предлагается подготовиться  к  «птичьей» викторине. Ребята готовят пословицы, поговорки, стихи по теме акции.

Оборудование и материалы.

Выставка кормушек, экологических листовок,  стенгазета и плакаты: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», «Птицы – наши друзья, не забудь их подкормить!», «Помоги птицам зимой, они будут радовать тебя весной!». Мультимедийная презентация, которая сопровождает весь ход акции, разные виды корма для птиц, грамоты и призы победителям конкурсов.

Ход проведения

Ученик 1. Человек издавна уделял внимание и заботился о птицах. Так как по красоте и яркости нарядов они не уступают бабочкам, а многие ещё наделены восхитительными  голосами. Покрытые блестящими пёрышками, весёлые резвые  птицы считаются  украшением природы. Без птиц были бы пустынны леса и степи, скрылась  бы та сказочная  музыка природы, которая доставляет нам столько наслаждения. Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые существуют, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом их восторга и симпатии. Птицы подарили людям идею полёта, бросив свой вызов земному тяготению за миллионы лет до того, как взмыли в воздух первые окрылённые машины. Птицы стали учителями музыки наших далёких предков. Мы любим птиц ещё и потому, что они исправно, из года в год на своих неустанных крыльях приносят долгожданную весну. Птицы – наши друзья! Они приносят большую пользу, истребляя вредных насекомых.

Ученик 2. Наступило очень тяжелое  время для птиц, трудное в добывании корма. Холод птицам не страшен, а страшен голод. Он является главной причиной гибели птиц в зимнее время. За время сильных морозов, по сведениям  учёных, погибает до 90 % синиц, к весне приблизительно  8 – 9 зимующих птиц погибают от голода. Поэтому птицам надо помогать, подкармливать их зимой. (Проводится игра «Аукцион слов»: Ребята называют зимующих и кочующих птиц нашего района. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово. Победитель получает приз. Зимующие птицы: ворона, сорока, голубь, воробей, ворон, дятлы, совы, поползень, клёст, кедровка, синицы, глухари, рябчики, тетерева и т. д. Кочующие из северных районов птицы: снегири, свиристели, чечётки, щеглы). Как много видов птиц остаются зимовать с нами и некоторые из них нуждаются в нашей помощи.


Ученик 3. Ребята! Вы приняли активное участие в конкурсе по изготовлению  кормушек.  Многие использовали для изготовления кормушек пластиковые бутылки, коробки из-под сока, некоторым ребятам помогали родители и они смастерили кормушки деревянные, практичные и долговечные. Все молодцы! А знаете ли вы, каким должно быть меню в птичьей столовой? (Сценическая миниатюра: ученица в костюме синички рассказывает, какие виды корма предпочитают разные птицы: семечки, крошки хлеба, пшено, пшеница, творог, семена лопуха, овсяные хлопья, варёный несолёный картофель, смешанный с овсяными хлопьями или отрубями, тёртую морковь. Синицы и дятлы любят несолёное свиное сало, снегири и свиристели – ягоды рябины, калины, шиповника. Подойдут и остатки продуктов с нашего стола – кусочки каши, варёные макаронные изделия, варёный картофель, кусочки фарша и даже колбасы. Нельзя кормить птиц ржаным хлебом и солёным салом, от этого они могут заболеть и погибнуть.)


Педагог:

Сейчас мы приступаем к награждению. Хотим поблагодарить всех, кто не остался равнодушным к птичьим бедам и сделал кормушку. Мы решили главные призы отдать тем ребятам, кто потрудился, кто затратил время, кто проявил фантазию, кто привлёк взрослых к изготовлению кормушки. Эти ребята - победители нашего конкурса! Награждение проводится по номинациям:

«Самая экологическая»

«Самая экономная»

«Самая лёгкая»

«Самая практичная»

«Самая красивая»

«Самая необычная»

Выступление экологической агитбригады


1 чтец

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей,

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

2 чтец

Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в её конуре

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц

За наших воробушков, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

Тогда им легко холода пережить.

3 чтец

Каждый день, когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей.

4 чтец

На кормушке, сидя, птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири.

Все привыкли – не пугливы,

Хоть руками их бери.

5 чтец

Вот в этот самый трудный час 
Спасенье птицы ждут от нас. 
Кормите их! Согрейте! 
Повесьте домик на суку! 
Рассыпьте крошки на снегу, 
А то и манной кашки… 
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя, 
Взлетят пернатые друзья 

И пропоют, чирикая: 
"Спасибо вам великое!".

6 чтец

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!


Педагог. 

Ребята, вашему вниманию предлагается викторина о птицах

  •  Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи)..

  • Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? Филин, сова.

  •  Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка — единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам.)

  •  Каких птиц еще Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).

  • Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая — никогда.)

  • Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)

  •  Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)

  •  Почему перелетные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)

  •  Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины.)

  •  Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)

  •  Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)

  •  Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон — это совсем другая птица, хотя они и родственники.)

  •  Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть дождю. (Ласточка.)

  •  Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой.)

  •  В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время в 5-6 часов утра.)

  • Какая птица является символом мира? (Голубь)

  • Какие птицы заготавливают корм на зиму? (Сойка, кедровка, поползень)

  • Что для птиц страшней зимой – голод или холод? (Голод, холод им не страшен, т. к. температура тела их примерно 42 градуса)

  • Какая птица выводит птенцов зимой и почему? (Клёст, т. к. он питается семенами хвойных деревьев, которые созревают к концу года)

  • Какую птицу можно назвать «лесной журналисткой»? (Сороку)

  • Какую птицу называют «пернатой кошкой»? (Сову)

  • Почему надо охранять птиц? (Потому что они приносят большую пользу, уничтожая насекомых - вредителей).

  • Какая птица помогает расселять кедр? (Кедровка)

  • Птица-акробат наших лесов. (Поползень)

  • Самая большая куриная зимующая птица наших лесов, которая зимой питается хвоей сосны. (Глухарь)

  • Птица, которая прилетает к нам с первым снегом. (Снегирь)

  • Кто из птиц помогает лес сеять? (Кедровка, сойка, дрозды-рябинники, свиристели)

Затем проходит награждение победителей конкурса листовок.


Практическая часть акции

Педагог. 

Ребята! Я думаю, что каждый из вас понимает необходимость помощи птицам. Ведь совсем нетрудно покормить их морозными зимними днями, а остатки продуктов, кусочки хлеба есть в каждом доме. Чтобы привлечь внимание всех жителей села  к этой проблеме, юные экологи приготовили и выпустили экологические листовки, которые можно прикрепить на магазинах, на почте, на школе. Сейчас начнётся практическая часть акции, мы пойдём в Кордовский бор и повесим кормушки. Классы получат листовки, которые надо будет распространить среди жителей. В каждом классе необходимо выбрать ответственных за кормление птиц. Остатки продуктов можно будет взять в школьной столовой. Давайте будем добрее друг к другу и к нашим пернатым друзьям. Ведь наша доброта поможет спасти жизни маленьких птичек, которые будут радовать нас весной звонкими песнями.

(Выходим на улицу и развешиваем кормушки, насыпаем корм в них







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее