Экологическая акция «Помоги зимующим птицам!»
Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Чтобы как-то помочь птицам, ребята нашего класса с огромным желанием решили принять участие в экологической акции «Покормите птиц зимой!»
Цель акции: Привлечь внимание обучающихся к охране и заботе о птицах, подкормке их в зимний период.
Задачи акции:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о зимующих и кочующих птицах
Провести викторину «Птицы Неклиновского района»
Провести конкурс по изготовлению кормушек
Развесить кормушки в школьном саду и организовать подкормку птиц
Воспитывать любовь к нашим пернатым друзьям, желание заботиться и помогать им.
Подготовительная работа
Организация и проведение экологической акции «Помоги птицам!» рассчитаны на учащихся 1класса. Для этого мероприятия необходима большая предварительная подготовка. Заранее в классе объявляют конкурс на лучшую экологическую кормушку, предлагается подготовиться к «птичьей» викторине. Ребята готовят пословицы, поговорки, стихи по теме акции.
Оборудование и материалы.
Выставка кормушек, экологических листовок, стенгазета и плакаты: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», «Птицы – наши друзья, не забудь их подкормить!», «Помоги птицам зимой, они будут радовать тебя весной!». Мультимедийная презентация, которая сопровождает весь ход акции, разные виды корма для птиц, грамоты и призы победителям конкурсов.
Ход проведения
Ученик 1. Человек издавна уделял внимание и заботился о птицах. Так как по красоте и яркости нарядов они не уступают бабочкам, а многие ещё наделены восхитительными голосами. Покрытые блестящими пёрышками, весёлые резвые птицы считаются украшением природы. Без птиц были бы пустынны леса и степи, скрылась бы та сказочная музыка природы, которая доставляет нам столько наслаждения. Птицы, как и цветы, принадлежат к тем творениям природы, которые существуют, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом их восторга и симпатии. Птицы подарили людям идею полёта, бросив свой вызов земному тяготению за миллионы лет до того, как взмыли в воздух первые окрылённые машины. Птицы стали учителями музыки наших далёких предков. Мы любим птиц ещё и потому, что они исправно, из года в год на своих неустанных крыльях приносят долгожданную весну. Птицы – наши друзья! Они приносят большую пользу, истребляя вредных насекомых.
Ученик 2. Наступило очень тяжелое время для птиц, трудное в добывании корма. Холод птицам не страшен, а страшен голод. Он является главной причиной гибели птиц в зимнее время. За время сильных морозов, по сведениям учёных, погибает до 90 % синиц, к весне приблизительно 8 – 9 зимующих птиц погибают от голода. Поэтому птицам надо помогать, подкармливать их зимой. (Проводится игра «Аукцион слов»: Ребята называют зимующих и кочующих птиц нашего района. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово. Победитель получает приз. Зимующие птицы: ворона, сорока, голубь, воробей, ворон, дятлы, совы, поползень, клёст, кедровка, синицы, глухари, рябчики, тетерева и т. д. Кочующие из северных районов птицы: снегири, свиристели, чечётки, щеглы). Как много видов птиц остаются зимовать с нами и некоторые из них нуждаются в нашей помощи.
Ученик 3. Ребята! Вы приняли активное участие в конкурсе по изготовлению кормушек. Многие использовали для изготовления кормушек пластиковые бутылки, коробки из-под сока, некоторым ребятам помогали родители и они смастерили кормушки деревянные, практичные и долговечные. Все молодцы! А знаете ли вы, каким должно быть меню в птичьей столовой? (Сценическая миниатюра: ученица в костюме синички рассказывает, какие виды корма предпочитают разные птицы: семечки, крошки хлеба, пшено, пшеница, творог, семена лопуха, овсяные хлопья, варёный несолёный картофель, смешанный с овсяными хлопьями или отрубями, тёртую морковь. Синицы и дятлы любят несолёное свиное сало, снегири и свиристели – ягоды рябины, калины, шиповника. Подойдут и остатки продуктов с нашего стола – кусочки каши, варёные макаронные изделия, варёный картофель, кусочки фарша и даже колбасы. Нельзя кормить птиц ржаным хлебом и солёным салом, от этого они могут заболеть и погибнуть.)
Педагог:
Сейчас мы приступаем к награждению. Хотим поблагодарить всех, кто не остался равнодушным к птичьим бедам и сделал кормушку. Мы решили главные призы отдать тем ребятам, кто потрудился, кто затратил время, кто проявил фантазию, кто привлёк взрослых к изготовлению кормушки. Эти ребята - победители нашего конкурса! Награждение проводится по номинациям:
«Самая экологическая»
«Самая экономная»
«Самая лёгкая»
«Самая практичная»
«Самая красивая»
«Самая необычная»
Выступление экологической агитбригады
1 чтец
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей,
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
2 чтец
Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц
За наших воробушков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
Тогда им легко холода пережить.
3 чтец
Каждый день, когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
4 чтец
На кормушке, сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири.
Все привыкли – не пугливы,
Хоть руками их бери.
5 чтец
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".
6 чтец
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Педагог.
Ребята, вашему вниманию предлагается викторина о птицах
Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи)..
Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? Филин, сова.
Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка — единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам.)
Каких птиц еще Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).
Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая — никогда.)
Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)
Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)
Почему перелетные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)
Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины.)
Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)
Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)
Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон — это совсем другая птица, хотя они и родственники.)
Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть дождю. (Ласточка.)
Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой.)
В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время в 5-6 часов утра.)
Какая птица является символом мира? (Голубь)
Какие птицы заготавливают корм на зиму? (Сойка, кедровка, поползень)
Что для птиц страшней зимой – голод или холод? (Голод, холод им не страшен, т. к. температура тела их примерно 42 градуса)
Какая птица выводит птенцов зимой и почему? (Клёст, т. к. он питается семенами хвойных деревьев, которые созревают к концу года)
Какую птицу можно назвать «лесной журналисткой»? (Сороку)
Какую птицу называют «пернатой кошкой»? (Сову)
Почему надо охранять птиц? (Потому что они приносят большую пользу, уничтожая насекомых - вредителей).
Какая птица помогает расселять кедр? (Кедровка)
Птица-акробат наших лесов. (Поползень)
Самая большая куриная зимующая птица наших лесов, которая зимой питается хвоей сосны. (Глухарь)
Птица, которая прилетает к нам с первым снегом. (Снегирь)
Кто из птиц помогает лес сеять? (Кедровка, сойка, дрозды-рябинники, свиристели)
Затем проходит награждение победителей конкурса листовок.
Практическая часть акции
Педагог.
Ребята! Я думаю, что каждый из вас понимает необходимость помощи птицам. Ведь совсем нетрудно покормить их морозными зимними днями, а остатки продуктов, кусочки хлеба есть в каждом доме. Чтобы привлечь внимание всех жителей села к этой проблеме, юные экологи приготовили и выпустили экологические листовки, которые можно прикрепить на магазинах, на почте, на школе. Сейчас начнётся практическая часть акции, мы пойдём в Кордовский бор и повесим кормушки. Классы получат листовки, которые надо будет распространить среди жителей. В каждом классе необходимо выбрать ответственных за кормление птиц. Остатки продуктов можно будет взять в школьной столовой. Давайте будем добрее друг к другу и к нашим пернатым друзьям. Ведь наша доброта поможет спасти жизни маленьких птичек, которые будут радовать нас весной звонкими песнями.
(Выходим на улицу и развешиваем кормушки, насыпаем корм в них