Эффективные приемы и методы обучения немецкому языку
Изменение в социальной жизни нашего народа привели к принципиальным изменениям школьной и вузовской систем образования в России. Это коснулось как общего характера и конкретного содержания, так и организационно — педагогической структуры.
Появление рядом со средней общеобразовательной школой учебных заведений различного типа и вида, в том числе и с гуманитарным направлением (гимназии, лицеи, колледжи, академии), требуют совершенствования основной формы учебной деятельности – урока, чтобы учащиеся, обучающиеся в периферийном образовательном учреждении, были конкурентоспособными.
Школу делает школой учитель. Учителя разные – ведь они вырастают из учеников.
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…
Учитель – мастер, виртуоз, он как по нотам играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока.
Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть не мало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя – тремя «секретами».
Приемы педагогической техники - это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему»[1].
Можно выделить пять основных принципов педагогической техники:
Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием - право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор! Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Например, «Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любых из них; у Лысенкова дети сами выбирают, какие трудные слова, учительница должна выписать на доске». Количество примеров неограниченно.
«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. «Я хорошо знаю историю, литературу», - звучит из уст успешного выпускника школы. Досадно. Досадно то, что выпускник не знает главного: Он не знает, чего не знает. Поэтому второй принцип открытости - не только давать знания – но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» - говорил академик Александр Минц. А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Третий принцип - принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества бензина в баках. Без этого успешный полет немыслим. Успешный урок тоже. Только учитель на уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем выше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с возможностями школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда сами обучают друг друга.
«Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки». Приемы педагогической техники – это сеть. А результат – хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Эти главные принципы являются основой для приемов педагогической техники на любых предметах. Какие же приемы можно использовать на уроках русского языка и литературы?
Организация урока предполагает различные этапы. Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам, но это не постулат. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока, другие помогают в организации учебного процесса. Поэтому я выделила следующие приемы:
Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:
Привлекательная цель
Удивляй! (Тема «Корень слова». Существуют слова, которые не имеют корня, например, глагол вынуть)
Отсроченная отгадка
Фантастическая добавка (Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.)
Практичность теории (жизненная история, подтверждающая важность умения)
Пресс – конференция (неполно раскрывается тема, предлагается школьникам задать дораскрывающие ее вопросы)
Вопрос к тексту
Повторение изученных ранее тем.
Своя опора (ученики составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)
Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме «Имя существительное».)
Игра «Ромашка» (ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме)
Пересечение тем (найдите несколько сложноподчиненных предложений в изучаемом на уроках литературы произведений; Отец Чичикова учил Павлушу беречь и копить копеечку. А чему учил отец Молчалина? А как напутствовал отец Гринева?)
Домашнее задание
Три уровня домашнего задания (обязательный минимум, тренировочный, творческий.)
Задание массивом (задается большое количество слов по теме «Орфоэпия», к каждому уроку ребята заучивают слова, 10 слов – «отлично», 5 – 10 «хорошо»)
Необычность обычного – прием подачи домашнего задания.
.делать француз.кий р.стение ука.ка немец.ий выр.щенный. ученики должны выписать только пропущенные буквы. Домашнее задание сочинить сказку на определенное правило.
Коллективная учебная деятельность
Организация работы в группах
Лови ошибку (ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.)
Пресс – конференция и вопрос к тексту.
Своя опора
Мозговой штурм (предложите идею оригинального памятника Мцыри. Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).
Игровая учебная деятельность
Игры – тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…
(Представьте, что вы редакторы газет, а в текст очередного номера вкрались ошибки - найдите их и исправьте)
Ученые по скелетам давно вымерших животных восстанавливают их облик, а можете ли вы по схеме предложения воссоздать его облик (т.е. сказать, простое оно или сложное, главное и придаточное)
Игры в случайность (игра «Что? Где? Когда?», «Ромашка»)
Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо «почувствовать» пьесу и всех героев.
«Да» и «Нет» говорите. (Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? – Коробочка из «Мертвых душ». Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? – Ломоносов.)
Приемы устного опроса
Базовый лист контроля (тетрадь, в которой фиксируется усвоение материала по темам, дата опроса, оценка.)
Программный опрос – ученик выбирает один ответ из нескольких предложенных. Этот прием позволяет готовить учеников к ЕГЭ.
Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.
Резюме – ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Резюме дается раз в неделю или в месяц, по итогам года. (Что нравится на уроках? Что не нравиться на уроках? Что мешает учиться? и другие вопросы. Поставь себе отметку по 10 балльной системе. Обоснуй ее. Оценка учителю.)
Конструктор урока. Знание приемов педагогической техники не будут иметь должного эффекта, если они не будут использоваться в системе. Поэтому можно облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для «сборки уроков», что поможет разнообразить уроки.
8. Планирование уроков русского языка и литературы – это один из главных приемов, используемых мною в работе.
Определяющим условием становления опыта является стремление педагогического сообщества к совершенствованию образовательного процесса в школе. Научные исследования педагогов, психологов, социологов за последнее десятилетие показали, что уровень воспитанности учащихся низок, а вместе с этим снизился интерес к школьным предметам, в том числе к русскому языку. В связи с этим актуализируются вопросы воспитания на уроках. Необходимо изменить соотношение между обучением и воспитанием. В наше время воспитание подрастающих поколений должно стать главным приоритетом, а главной тенденцией школы – превращение школы в воспитывающую. Идею о преимущественном значении воспитания поддерживал и пропагандировал В.А.Сухомлинский: « Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».
Нередко учителей русского языка и литературы называют учителями – словесниками. Но очень часто можно встретить толкование различных подходов к урокам русского языка и литературы. Языковедение и литературоведение не должны отрываться друг от друга. Удовлетворяет ли нас уровень литературного образования наших учеников, их грамотность, их устная речь? Конечно, нет, ибо не всегда мы учим чувствовать слово, видеть и понимать его смысл, стилистическую роль, богатейшие возможности. Для учителей словесников главная из межпредметных связей – связь русского языка и литературы, та глубинная связь, когда знания по русскому языку, речевые умения и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках русского языка.
Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова – писателей и поэтов. Поэтому я составляю свое тематическое и поурочное планирование во взаимосвязи русского языка и литературы, которое позволяет добиваться положительных результатов. Основные приемы интеграции уроков русского языка и литературы заключается в следующем:
Уроки русского языка строятся на материале художественных текстов изучаемых произведений или литературно – критических статей о творчестве писателей (в качестве дидактического, раздаточного материала, контрольного диктанта, изложения). Например, в 8 классе на уроке русского языка по теме «Обобщающий урок «Односоставные предложения» используется текст Н.Карамзина «Бедная Лиза» и др.
На уроках литературы анализируется язык художественных произведений (лексика, синтаксис, изобразительно – выразительные средства)
Эти приемы не новы, но, используя их в системе, можно добиться определенных результатов. От отношения к учителю, от отношения к предмету – зависит успех ребенка в обучении.
Общие принципы работы учителя русского языка и литературы в свете вышеизложенного сводится к следующему:
- самое пристальное внимание – художественному слову,
- от слова к словосочетанию, от словосочетания – к предложению, от предложения к тексту.