Тимербаева Елена Васильевна
учитель начальных классов,
учитель-дефектолог
МБОУ «Школа 37 для обучающихся с ОВЗ»
г.Березники Пермский край
«Духовно – нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности, как важный компонент социального заказа» СЛАЙД
Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Об актуальности духовно- нравственного воспитания свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Поэтому появилась необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии педагога на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.
Традиционные подходы к нравственному образованию в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед педагогами стоит проблема обогащения нравственного опыта детей путем внедрения более продуктивных педагогических технологий, способствующих актуализации собственной деятельности ребенка по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания.
Здесь важны: СЛАЙД
новизна, практическая значимость
ритмичное чередование видов деятельности
опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности
Использование нетрадиционных форм
Проблемные ситуации
Культура общения:
Чувство юмора.
Ситуация успеха.
В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования и моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств прочно заняла своё место проектная деятельность, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремлённое взаимодействие детей и взрослых.
Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, дошкольных учреждений, школ, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Поэтому сегодня мы снова собрали здесь представителей различных образовательных учреждений города и края. Целью этого взаимодействия является совместное обеспЕчение условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей.
Следует отметить, что и новые образовательные стандарты базируются на классических идеях и продолжают традиции, которые уже сложились в отечественной школе. СЛАЙД
Идея гуманизма.
Идея гражданственности.
Идея толерантности
Воспитание в труде
Отношение к природе как ценности
Воспитание через красоту
Воспитание через социальную деятельность
Идея сотрудничества
Идея формирования социальной среды
Идея педагогической поддержки процесса социализации
Перечисленные идеи в образовательных стандартах второго поколения получают новое звучание, обусловленное тем, что в них на первое место выдвигается формирование у личности поликультурности мировосприятия, характер содержания образования становится метапредметным. В целом это можно обозначить как своего рода глобализацию воспитания и обучения, суть которой заключается в тесной, неразделимой взаимозависимости всех сопутствующих развитию личности факторов.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Они не только оживляют образовательный процесс, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся. Сегодня на конференции будет представлена масса интересных проектов.
Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. «Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Сегодня на конференции прозвучит очень много выступлений связанных с краеведением, этнографией, с историей Прикамья. СЛАЙД
В нашей школе организация занятий внеурочной деятельностью ведется по 4 направлениям (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие:
СЛАЙДЫ
Нравственное: программа «Добрые сказки»; волонтёрская деятельность (акции «Подарок ветерану», концертные программы в доме-интернате для престарелых и инвалидов, в ДОУ)
Социальное: программа «Мир вокруг нас», кружок «Математика в жизни», деятельность объединений «Юные инспектора движения», «Дружина юных пожарных», кружки и творческие коллективы трудовой направленности.
Общекультурное: кружок «Скворушка», хоровой коллектив «Мелодия», кружок игры на гитаре, кружок «Радуга творчества», театральный кружок.
Спортивно-оздоровительное: программа «Азбука здоровья», клуб «Барс», секция баскетбола, общешкольная спартакиада, Дни здоровья.
По словам А. С. Макаренко «важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм.
А также семья, педагогическая культура родителей — один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания детей, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни ребенка.
Таким образом, для полноценного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения необходима консолидация всех субъектов-участников процесса воспитания: ребенка, семьи, образовательных и социальных учреждений,