«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности, как важный компонент социального заказа

В статье кратко представлено выступление на научно-практической конференции - размышление о том, как проводить работу по воспитанию нравственности в образовательном учреждении. Духовно-нравственное воспитание- двусторонний процесс. Он заключается в воздействии педагога на воспитанника и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Тимербаева Елена Васильевна

учитель начальных классов,

учитель-дефектолог

МБОУ «Школа 37 для обучающихся с ОВЗ»

г.Березники Пермский край


«Духовно – нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности, как важный компонент социального заказа» СЛАЙД

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Поэтому появилась необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии педагога на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.   

Традиционные подходы к нравственному образованию в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед педагогами стоит проблема обогащения нравственного опыта детей путем внедрения более продуктивных педагогических технологий, способствующих актуализации собственной деятельности ребенка по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания.

Здесь важны: СЛАЙД

  • новизна, практическая значимость

  • ритмичное чередование видов деятельности

  • опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности

  • Использование нетрадиционных форм

  • Проблемные ситуации

  • Культура общения:

  • Чувство юмора.

  • Ситуация успеха.


В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования и моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств прочно заняла своё место проектная деятельность, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремлённое взаимодействие детей и взрослых.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, дошкольных учреждений, школ, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Поэтому сегодня мы снова собрали здесь представителей различных образовательных учреждений города и края. Целью этого взаимодействия является совместное обеспЕчение условий для духовно-нравственного развития и воспитания детей.


Следует отметить, что и новые образовательные стандарты базируются на классических идеях и продолжают традиции, которые уже сложились в отечественной школе. СЛАЙД

  • Идея гуманизма.

  • Идея гражданственности.

  • Идея толерантности

  • Воспитание в труде

  • Отношение к природе как ценности

  • Воспитание через красоту

  • Воспитание через социальную деятельность

  • Идея сотрудничества

  • Идея формирования социальной среды

  • Идея педагогической поддержки процесса социализации

Перечисленные идеи в образовательных стандартах второго поколения получают новое звучание, обусловленное тем, что в них на первое место выдвигается формирование у личности поликультурности мировосприятия, характер содержания образования становится метапредметным. В целом это можно обозначить как своего рода глобализацию воспитания и обучения, суть которой заключается в тесной, неразделимой взаимозависимости всех сопутствующих развитию личности факторов.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Они не только оживляют образовательный процесс, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся. Сегодня на конференции будет представлена масса интересных проектов.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. «Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Сегодня на конференции прозвучит очень много выступлений связанных с краеведением, этнографией, с историей Прикамья. СЛАЙД

В нашей школе организация занятий внеурочной деятельностью ведется по 4 направлениям (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Обучающимся предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие:

СЛАЙДЫ

Нравственное: программа «Добрые сказки»; волонтёрская деятельность (акции «Подарок ветерану», концертные программы в доме-интернате для престарелых и инвалидов, в ДОУ)

Социальное: программа «Мир вокруг нас», кружок «Математика в жизни», деятельность объединений «Юные инспектора движения», «Дружина юных пожарных», кружки и творческие коллективы трудовой направленности.

Общекультурное: кружок «Скворушка», хоровой коллектив «Мелодия», кружок игры на гитаре, кружок «Радуга творчества», театральный кружок.

Спортивно-оздоровительное: программа «Азбука здоровья», клуб «Барс», секция баскетбола, общешкольная спартакиада, Дни здоровья.


По словам А. С. Макаренко «важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм.

А также семья, педагогическая культура родителей — один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания детей, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни ребенка.

Таким образом, для полноценного духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения необходима консолидация всех субъектов-участников процесса воспитания: ребенка, семьи, образовательных и социальных учреждений,


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее