Духовно-нравственное воспитание на занятиях информатики
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ.
Дополнительное образование играет большую роль в становлении личности каждого ребёнка. Педагог предназначен учить тем или иным знаниям, выходящим за рамки школьной программы, прививать детям определенные умения и навыки, формировать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие вкусы у детей. Педагог в своей деятельности должен опираться на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
В МАУ ДО Центр эстетического воспитания детей «Творчество»
г. Владикавказа отдел комплексного развивающего обучения наряду с другими объединениями включает в свою структуру объединение «Проводник», в котором реализуется дополнительная общеразвивающая программа по информатике.
Современный человек практически не может уже обойтись без компьютера. Сегодня трудно найти какую-либо сферу человеческой деятельности, где бы использование компьютеров значительно не повышало производительность умственного труда. На занятиях обучающиеся получают знание основ информатики, ее возможностей и перспектив развития, владение современными способами получения и обработки информации, что способствует их интеллектуальному развитию. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека.
Задача педагога информатики не только научить применению информационных технологий, но и приобщить в процессе обучения к духовным ценностям, стремиться к тому, чтобы в решении задач духовно-нравственного воспитания обучающихся большую помощь оказывали современные технические средства и новейшие технологии.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности.
И поэтому применение информационных технологий должно оцениваться и осмысливаться, прежде всего, в духовно-нравственном аспекте.
Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение обучающихся с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Задачи нравственного воспитания - это формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения.
На занятиях информатики необходимо не только развивать способность обучающихся грамотно и эффективно использовать коммуникационные технологии в работе с информацией, но и создавать условия для воспитания людей совестливых, порядочных, культурных, уважающих мнение других людей, умеющих сотрудничать, ценить красоту, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся можно реализовать в области информационных технологий посредством использования компьютерной графики, анимации, презентаций, web-сайтов, программирования.
Одной из форм, позволяющей решать задачи духовно- нравственного направления на занятиях информатики является метод проектов.
Если мы стремимся воспитать детей высоконравственными людьми, то и должны наполнять материал, который используют обучающиеся в своей работе над проектами позитивным содержанием, который бы отвечал требованиям культурно – исторического, гражданского процесса нашего общества, отвечал требованиям высокого вкуса и порядочности.
Как правило, я предлагаю обучающимся межпредметные проекты с целью интеграции знаний по истории, литературе, окружающему миру, изобразительному искусству.
Обучающиеся по своим интересам выбирают тему проекта:
«Осетины Герои Советского Союза»
«Владикавказ – самый толерантный город на земле»
«Как не попасть в плен компьютера»
«Профессия программист»
«Животный мир Осетии»
«Растения и природа Северной Осетии»
«Основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров»
Проекты на языке программирования Visual Basic для проведения тестирования по образовательным предметам.
Ребята осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность,
В работе над проектами обучающиеся проявляют свои творческие, дизайнерские способности, раскрывают своё мироощущение, открывают для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного программного обеспечения позволяют подходить к работе креативно и нестандартно.
Такого рода деятельность даёт толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при выборе и использовании источников информации, учить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
В работе над проектом обучающиеся используют программное обеспечение:
приложения Microsoft PowerPoint , Microsoft Word, Microsoft Publisher;
программы Windows Movie Maker, ФотоШОУ ;
Web-редакторы;
Программу Visual Basic.
Обучающиеся представляют свой проект посредством публичного выступления по заявленной теме. Они выступают перед аудиторией, защищают свою работу и свою точку зрения. После прослушивания выступления каждого обучающегося, задаются вопросы к выступавшему, участники высказывают свое мнение, отношение к проекту.
Результаты работы обучающихся над проектами подтверждают, что информатика обладает большим воспитательным потенциалом.
Духовно - нравственное воспитание на занятиях информатики – это целостное развитие личности обучающегося, формирование его мировоззрения, педагог воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.