Духовно-нравственное воспитание на занятиях информатики
Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ.
Дополнительное образование играет большую роль в становлении личности каждого ребёнка. Педагог предназначен учить тем или иным знаниям, выходящим за рамки школьной программы, прививать детям определенные умения и навыки, формировать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие вкусы у детей. Педагог в своей деятельности должен опираться на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
В МАУ ДО Центр эстетического воспитания детей «Творчество»
г. Владикавказа отдел комплексного развивающего обучения наряду с другими объединениями включает в свою структуру объединение «Проводник», в котором реализуется дополнительная общеразвивающая программа по информатике.
Современный человек практически не может уже обойтись без компьютера. Сегодня трудно найти какую-либо сферу человеческой деятельности, где бы использование компьютеров значительно не повышало производительность умственного труда. На занятиях обучающиеся получают знание основ информатики, ее возможностей и перспектив развития, владение современными способами получения и обработки информации, что способствует их интеллектуальному развитию. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека.
Задача педагога информатики не только научить применению информационных технологий, но и приобщить в процессе обучения к духовным ценностям, стремиться к тому, чтобы в решении задач духовно-нравственного воспитания обучающихся большую помощь оказывали современные технические средства и новейшие технологии.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно - нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности.
И поэтому применение информационных технологий должно оцениваться и осмысливаться, прежде всего, в духовно-нравственном аспекте.
Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение обучающихся с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Задачи нравственного воспитания - это формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения.
На занятиях информатики необходимо не только развивать способность обучающихся грамотно и эффективно использовать коммуникационные технологии в работе с информацией, но и создавать условия для воспитания людей совестливых, порядочных, культурных, уважающих мнение других людей, умеющих сотрудничать, ценить красоту, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся можно реализовать в области информационных технологий посредством использования компьютерной графики, анимации, презентаций, web-сайтов, программирования.
Одной из форм, позволяющей решать задачи духовно- нравственного направления на занятиях информатики является метод проектов.
Если мы стремимся воспитать детей высоконравственными людьми, то и должны наполнять материал, который используют обучающиеся в своей работе над проектами позитивным содержанием, который бы отвечал требованиям культурно – исторического, гражданского процесса нашего общества, отвечал требованиям высокого вкуса и порядочности.
Как правило, я предлагаю обучающимся межпредметные проекты с целью интеграции знаний по истории, литературе, окружающему миру, изобразительному искусству.
Обучающиеся по своим интересам выбирают тему проекта:
-
«Осетины Герои Советского Союза»
-
«Владикавказ – самый толерантный город на земле»
-
«Как не попасть в плен компьютера»
-
«Профессия программист»
-
«Животный мир Осетии»
-
«Растения и природа Северной Осетии»
-
«Основоположник осетинской литературы Коста Хетагуров»
-
Проекты на языке программирования Visual Basic для проведения тестирования по образовательным предметам.
Ребята осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность,
В работе над проектами обучающиеся проявляют свои творческие, дизайнерские способности, раскрывают своё мироощущение, открывают для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного программного обеспечения позволяют подходить к работе креативно и нестандартно.
Такого рода деятельность даёт толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при выборе и использовании источников информации, учить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
В работе над проектом обучающиеся используют программное обеспечение:
приложения Microsoft PowerPoint , Microsoft Word, Microsoft Publisher;
программы Windows Movie Maker, ФотоШОУ ;
Web-редакторы;
Программу Visual Basic.
Обучающиеся представляют свой проект посредством публичного выступления по заявленной теме. Они выступают перед аудиторией, защищают свою работу и свою точку зрения. После прослушивания выступления каждого обучающегося, задаются вопросы к выступавшему, участники высказывают свое мнение, отношение к проекту.
Результаты работы обучающихся над проектами подтверждают, что информатика обладает большим воспитательным потенциалом.
Духовно - нравственное воспитание на занятиях информатики – это целостное развитие личности обучающегося, формирование его мировоззрения, педагог воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.