«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Духовно-нравственное воспитание через краеведение в ДОУ

Материал по организации работы по краеведению.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 5 «Рябинка» Барабинского района Новосибирской области















Духовно-нравственное воспитание через краеведение в ДОУ







Воспитатель

О.И. Тумашевская













Барабинск, 2018

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Именно в этот период закладываются основы патриотизма, духовности и гражданственности, ребенок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО) «Задачи ФГОС: а) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности».

Изучение родного края - один из ведущих факторов воспитания дошкольников. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Изучение, знание культуры и истории облагораживает человека, обогащает духовно, помогает в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов, сохранять традиции своей малой родины. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, одним из приоритетных направлений которого является краеведение. Изучение родного края обогащает детей знаниями о нем, воспитывает любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем, является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу.

Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т. е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.

Духовно-нравственное воспитание через краеведение строится на принципах проблематизации, культуросообразности, ценностно-ориентированного подхода, учета возрастных особенностей, развития личностных качеств ребенка, принципы свободы и самостоятельности, народности, гуманно-творческой направленности и наглядности, системности, последовательности и занимательности, опоры на ведущую деятельность, адресности и активности. В работе используется наглядный, словесный, практический методы, которые включают в себя все виды деятельности, сочетающиеся с фольклором, искусством и музыкой; различными технологиями; знакомством с праздниками и проведение некоторых из них; участие в конкурсах и олимпиадах; знакомство с достопримечательностями и символикой Барабинска. Из методов воспитания большое внимание уделяется игре, игровым приемам как основе развития ребенка в дошкольном возрасте.

Изучение малой родины мы начинали с наблюдения за природой в разные времена года, разную погоду. Это позволило воспитанникам выявлять основные черты, характеризующие климат Барабинска (долгая холодная зима, теплое, но короткое лето, дождливые весна и осень), его природу. Например, наблюдение за культурными растениями позволило сделать вывод, что не все цветы, посаженные непосредственно в грунт, могут успеть зацвести и дать семена, поэтому их приходиться высаживать в виде рассады. Климат также влияет и на деревья: пальмы в Барабинске не растут, зато растут березы, осины, рябина, привычные к погоде нашего края.

Знакомство с животным миром, как правило, начинается со знакомства с птицами и домашними животными. Мы мотивируем детей бережно относиться к ним (не обижать, подкармливать). Картинки, макеты природных зон, приготовленные с родителями небольшие сообщения, чтение рассказов, просмотр энциклопедий позволяет детям узнать о диких животных, обитающих в Барабинской лесостепи.

Огромное значение имеет в духовно-нравственном воспитании и знакомство с произведениями о Сибири (Артемов ключ», «Седой медведь»), Барабе и Барабинске (стихи Л. Бойкова, В. Закушняка, И. Скибиной). Они позволяют детям увидеть и прочувствовать красоту родного края, испытать гордость. Также важно знакомить детей с творчеством населения нашего края (русские, татарские, немецкие сказки), их можно читать, рассказывать, смотреть мультфильмы, снятые по их мотивам. Это помогает воспитывать в детях толерантность, развивать интерес к «чужим» традициям.

Проект «Барабинск: прошлое и настоящее» позволил детям узнать азы истории города, рассказать и показать любимые места и, главное, провести время с родителями. В качестве презентации проекта был составлен небольшой альбом о городе Барабинске. Кроме того, дети узнали о некоторых «говорящих» улицах (улицы Ленина, Карла Маркса, Луначарского, Пушкина, Ульяновская, Розы Люксембург). Они совместно с родителями готовили небольшие сообщения и затем рассказывали всей группе.

Большую роль в открытии «тайн» сыграл музей группы. Дети знакомились с экспонатами, угадывали, для чего нужен тот или иной предмет. В подготовительной группе смотрели небольшие фильмы о том, как эти предметы изготавливались и применялись в быту. Это помогло воспитанникам представить жизнь их прабабушек и прадедушек, поинтересоваться у родителей и бабушек и дедушек историей и бытом семьи несколько десятилетий назад.

Таким образом, краеведение является важным и неотъемлемым звеном духовно-нравственных и патриотических чувств и только последовательное, систематическое использование разнообразных средств воспитания, общие усилия педагогов и родителей проявят положительные результаты. В дальнейшем мы будем продолжать работу по краеведению, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, приобщать их к истинным ценностям, направлять мысли и стремления наших воспитанников на путь познания добра, воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как краеведение – одна из форм воспитания духовной нравственности детей дошкольного возраста, составная часть патриотического воспитания подрастающего поколения, что в сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее