Особенности развития древнерусской литературы.
Время зарождения древнерусской литературы – X-XIвека.
С принятием христианства на Русь пришли книги.
Первые из них не писались, а рисовались. Каждая буква вырисовывалась отдельно.
- Этот молитвенник 14 века изготовлен на пергаменте (материале из кожи животных). Переписчик написал его на древне-русском языке особым почерком «уставом» и украсил рисунками и миниатюрами.
В те незапамятные времена первенствовало на Руси слово.
Слово учило нравственности и красоте.
Книги учили, наставляли, рассказывали, оберегали…
Основные периоды развития древнерусской литературы.
- XI –XIIIв.- литература домонгольского нашествия (летопись «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве» и др.).
Цель: призвать русских князей к объединению.
- XIV – XVIIв. – литература времени татаро-монгольского нашествия и последующая («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Сергия Радонежского», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума» и др.)
Особенности древнерусской литературы.
- Литературное творчество в основном коллективное, хотя известны некоторые имена: монах Нестор, митрополит Илларион, Владимир Мономах .
- Описывала различные исторические события, ставила религиозно-нравственные вопросы; бытовая тематика появляется лишь в поздний период.
- Простой, незамысловатый сюжет, нет вымышленных сюжетов (описание исторических событий, действуют исторические личности)
- Книги писались на пергамене, бумагу стали использовать только в XV веке.
Авторы первых книг стремились показать события с высоты их вечного смысла.
Из тысячелетней истории русской книги древнерусская литература составляет семьсот лет.
Знать фольклор, древнерусскую литературу - значит сохранять память народную.
Жанры древнерусской литературы:
- Летопись
( повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам», т.е. в хронологическом порядке)
- Повесть
(повествование о важных исторических событиях)
- Житие
(описание духовных подвигов и добрых дел святых)
- Слово
(речь-восхваление, образец торжественного красноречия)
- Поучение
(проникновенная беседа о духовных ценностях)
- Хождение
(рассказ о далёких путешествиях)
Произведения Древней Руси, изученные ранее.
- «Повесть временных лет»
(монах Нестор)
- «Поучение Владимира Мономаха»
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
- «Житие Сергия Радонежского»
(Епифаний Премудрый)
- «Житие протопопа Аввакума, им самим писанное»
Подлинно русский жанр литературы – летопись .
«Повесть временных лет» (около 1113) – это собрание (свод) разных летописей. Составил её монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.
Монах Нестор – древний летописец.
Древний летописец начинал рассказ с библейских времён – с сотворения мира.
Современность, считали монахи, - это итог прошлого, а от настоящего зависит будущее, его спасение или гибель.
По мысли летописца, со всемирным потопом перекликается совет русичей 1097 года, когда было решено: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю…»
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
В 1097 году внуки Ярослава Мудрого собрались в городе Любеч, стоявшем на стыке киевских, черниговских и смоленских земель. По подъемному мосту в город въехали Святополк II, Владимир II, Давид Игоревич, их двоюродный брат Васильке Ростиславович, Олег и Давыд Святославовичи. На съезде в Любече были произнесены речи о том, «почто губим Рускую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно». Ярославовичи решили, что каждый должен держать свой удел. Но они не смогли сдержать своих обещаний и вступили в междоусобные войны.
С. Иванов. «Съезд князей». Нач. 20 в.
В 11 веке в южно-русских степях появился новый кочевой народ — половцы. Десятки русских поселков были сожжены, тысячи простых людей угнаны в рабство. Но русским князьям удалось дать отпор половецкому вторжению. Успешно с ними боролся киевский князь Владимир Мономах.
В историю, однако, вошел неудачный поход князя Игоря Святославовича против половцев (1185). Именно о нем написано выдающееся произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 13 веке половцы были разгромлены монголо-татарами.
На этой картине
В. М. Васнецова изображен бой древнерусских воинов и кочевников. В отличие от русских богатырей всадники кочевников (половцев и печенегов) не носили тяжелых лат, поэтому они могли быстрее передвигаться. Их любимой тактикой были стремительные набеги и такие же внезапные отступления в степь.
Неудачный поход князя Игоря против половцев описан в «Слове о полку Игореве». В степи войка князя Игоря увидели солнечное затмение — зловещее знамение того, что их ждет поражение.
«Но взглянув на солнце в этот день,
Подивился Игорь на светило:
Середь бела-дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
И, не зная, что сулит судьбина,
Князь промолвил: — Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей,
Чем от рук поганых полонену!
Сядем, братья, на лихих коней,
Да посмотрим синего мы Дону!»
В. М. Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами». Художник изображает горе Русской земли, плач девы-Обиды и предчувствие грядущих несчастий.
Поход князя Игоря в оценке современников. Ипатьевская и Лаврентьевская летописи.
В Ипатьевской летописи
нет прямого осуждения князя, он даже вызывает сочувстчвие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что причинил много страданий Русской земле.
В Лаврентьевской летописи
– резкое осуждение Игоря, он изображён самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем.
Языковые особенности памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Проблема авторства.
Урок 3.
- Каким изображает автор князя?
- Как можно определить жанр произведения? Почему?
- Какие фольклорные традиции использует автор «Слова…»?
- Храбрый Игорь, Игорь-князь «соколом полетел», «скакнул горностаем в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком»
- Синтетический жанр «слова» совмещает в рамках одного текста признаки нескольких жанров
- Олицетворение сил природы, вера в народные приметы, образ Бояна
Языковые особенности «Слова о полку Игореве».
Художественно-выразительное средство (троп)
Пример из текста.
Постоянный эпитет
Роль данного художественного средство в «Слове…»
Буй Тур Всеволод, храбрые полки Игоря.
Сравнение
Игорь соколом полетел, Овлур волком побежал
Характеризуют художественный образ
метафора
Сопоставление с фольклорными образами
Олег мечом крамолу ковал
Скрытое сопоставление
Олицетворение
Обращение к природным стихиям
Гипербола
Ещё сильны языческие верования, вера в силы природы
Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает…
Фольклорные образы
Характеристика художественного образа.
Образ Бояна
Дань традиции.
Проблема авторства «Слова…»
- Воин, участник похода Игоря.
- Монах-книжник (написал по словам участников похода)
- Сам А.И.Мусин-Пушкин.
- Князь Игорь (или его супруга Ярославна)
- Киевский боярин Пётр Бориславович.
- Ходынка – псевдоним, поэтическое имя, означающее «странник»(Эта версия основана на восстановлении историком Иваном Забелиным в конце 19 в. Отрывка из «Слова…»: «Сказали Боян и Ходынка, оба Святославовы песнетворцы…»).
«Наши предки любили свою Родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, ещё в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это 12 век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине 14 века…»
(В.Чивилихин «Память»
роман-эссе )