Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей (эколого-биологический)»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ___________ /З.В.Дувакина «01» апреля 2023 г. |
| УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Лицей ЭБ» ___________ /Н.С. Мельничук «01» апреля 2023г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«От сверстника к сверстнику»
волонтерского клуба «Новое поколение»
Направленность: социально – гуманитарная
Вид деятельности: волонтерство
Уровень программы: ознакомительный
Адресат программы: обучающиеся 7-18 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы: Озерова Виолетта Викторовна - педагог организатор
Магадан, 2023 год
Программ
волонтерского клуба «Новое поколение» «От сверстника к сверстнику»
Девиз: Не доволен — возражай, возражаешь — предлагай, предлагаешь — делай, берись за дело смело!
Цели программы: Создание добровольческого движения в нашем лицее,
содействовать развитию и сплочению участников волонтерского движения лицея, формирование у детей культуры социального служения, как важного фактора развития современного общества.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Задачи программы:
• лидерское – формирование активной жизненной позиции, развитие
инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни;
• социально-бытовое – воздействие на материальные, моральные,
национальные, семейные и другие интересы;
• социокультурное – влияние на уровень культуры, организацию досуга;
• патриотическое – воспитание любви и уважения к Родине, обучение основам
взаимопонимания, уважения к своей национальной и другим культурам,
направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической
памяти;
• профилактическое – направленная на пропаганду здорового образа жизни,
спорта, профилактику негативных проявлений, вредных привычек.
• психолого-педагогическое – воздействие на самочувствие и поведение
участников движения;
• спортивное – развитие позитивной мотивации учащихся к ведению ЗОЖ и
повышению уровня культуры здоровья участников педагогического процесса;
• экологическое – изучение механизмов воздействия человека на окружающую
среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом
человеческой деятельности, направленная на сохранение окружающей среды,
решение экологических проблем;
• медицинское – добровольческая деятельность в сфере здравоохранения,
призванная повысить качество медицинской помощи на всех ее этапах:
профилактическом, лечебном, реабилитационном
Направления волонтёрской деятельности:
• Социальное;
• Событийное;
• Культурное;
• Спортивное;
• Патриотическое;
• Экологическое;
• Донорство;
• Медицина;• Общественная безопасность;
• Медиаволонтёрство.
Виды добровольческой деятельности:
• Проведение профилактической работы с детьми и молодёжью из «группы риска»
(беседы, тренинги, тематические игры, дискуссии, акции).
• Оказание конкретной помощи учащимся, незащищённым слоям населения, охрана окружающей среды.
• Разработка и реализация социальных проектов, мероприятий и акций.
• Развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков.
• Пропаганда здорового образа жизни.
• Социальное – патронирование детских садов, пожилых людей, центров временного пребывания детей, помощь Центру социального обслуживания населения.
• Участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ.
• Информирование населения, в том числе через средства массовой информации о
деятельности волонтёрского движения.
• Привлечение новых единомышленников к участию в профилактической работе.
Пояснительная записка
Программа волонтерского клуба создана для учащихся 5-11 классов,
общеобразовательной школы. Рассчитана на 89 часов. Собрания проводится
два раза в неделю. Делятся на теоретические и практические занятия.
Практические занятия проводятся в форме игр, участий в акций, в работе с
населением, экологические десанты и другие занятия. Теоретические
проводятся в виде беседы, обсуждения проблем, проектов и т.п.
Информационный модуль
1. Беседы.
2. Групповые занятия волонтеров для учащихся.
3. Изготовление плакатов, видео.
4. Акции волонтеров.
5. Листовки.
6. Игры.
7. Викторины.
Тренинговый модуль
1. Обучающие занятия с волонтёрами.
2. Мини-тренинги для учащихся.
3. Интерактивные игры.
Альтернативный модуль
1. КВНы.
2. Игры, конкурсы.
3. Дни единых действий
4. Концертные программы
5. Участие в конкурсах и фестивалях
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы – формирование в ходе деятельности более ответственной,
адаптированной, здоровой личности.
Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию,
формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:
• увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
• привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
• создание модели детского волонтерского движения внутри школы; умение
общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного
отношения.
Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом.
Волонтёр – это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе.
Волонтёрство – это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе.
Условия для организации волонтерского движения
1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и
подготовке мероприятий (по приглашению и при обмене опытом).
2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
3. Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.).
В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок,
выпуск методических пособий. И, конечно, исходя из направлений деятельности,
участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
Заповеди волонтеров школы
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и
поступкам.
Правила деятельности волонтера:
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь генератором идей!
3. Уважай мнение других!
4. Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
5. Обещаешь – сделай!
6. Не умеешь – научись!
7. Будь настойчив в достижении целей!
8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
1. Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
2. Знаем сами и малышей научим, как сделать свое здоровье лучше! (Дни
профилактики в начальной школе)
3. Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести
хотим до каждого: глупо - самим причинять себе вред! (Акции против
табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
4. Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинг лидерства,
тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном –
обучение и общение. Тренинги «Я – лидер», «Уверенность в себе», «Успешное
общение», «Твоя цель – твой успех», «Ты и команда», «Я – творческая личность»)
5. Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! (Участие в районных
конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
6. Снова и снова скажем народу: «Зависимость может украсть свободу!» (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
7. Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект «Будущее – это мы!»)
8. День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков
перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний
– посвящение в волонтеры.)
9. Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай,
когда отвечаешь «нет» и «да» И помни, что выбор есть всегда!
Календарно – тематический план волонтерского клуба
No п/п | Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Кто такие волонтёры? Права | 1 |
| 1 |
2 | Положение о волонтёрской | 1 |
| 1 |
3 | Составление плана работы по | 1 |
| 1 |
4 | Изучение литературы по | 1 |
| 1 |
5 | Медиаволонтёрство. | 1 |
| 1 |
6 | Создание страницы и | 1 | 1 | 2 |
7 | Создание видеоблога в | 1 | 1 | 2 |
8 | Участие в акции сбора | 1 | 1 | 2 |
9 | Набор волонтеров в | 1 |
| 1 |
10 | Набор волонтеров в | 1 |
| 1 |
11 | Обсуждение предстоящих | 1 |
| 1 |
12 | Подготовка | 1 |
| 1 |
13 | Обработка социологических | 1 |
| 1 |
14 | История возникновения | 1 |
| 1 |
15 | Составление списка | 1 | 1 | 2 |
16 | Участие в акции сбора | 1 | 1 | 2 |
17 | Формирование списка | 1 |
| 1 |
18 | Подготовка к конкурсу | 1 |
| 1 |
19 | Участие в конкурсе смотров | 1 | 4 | 5 |
20 | Обсуждение акций в которых | 1 |
| 1 |
21 | Набор волонтеров в | 1 |
| 1 |
22 | Выпуск экологической |
| 1 | 1 |
23 | Уход за цветами и |
| 1 | 1 |
24 | Обсуждение Конкурса | 1 |
| 1 |
25 | Подготовка идей и работ для | 1 | 1 | 2 |
26 | Уход за цветами и |
| 1 | 1 |
27 | Изготовление открыток ко |
| 1 | 1 |
28 | Участие в концерте |
| 1 | 1 |
29 | Проведение акции по сбору | 1 | 1 | 2 |
30 | Уход за цветами и |
| 1 | 1 |
31 | Создание видеоролика по | 1 | 1 | 2 |
32 | Акция «Накормите птиц |
| 1 | 1 |
33 | Уход за цветами и |
| 1 | 1 |
34 | Медиаволонтёрство. | 1 | 1 | 2 |
35 | Акция «Накормите птиц |
| 1 | 1 |
36 | Проведение подвижных игр с |
| 1 | 1 |
37 | Уход за цветами и |
| 1 | 1 |
38 | Подготовка школы к |
| 1 | 1 |
39 | Подготовка школы к |
| 1 | 1 |
40 | Уход за цветами и |
| 1 | 1 |
41 | Медиа центр. Подготовка |
| 1 | 1 |
42 | Волонтеры Медиа центра. | 1 | 1 | 2 |
43 | Проведение подвижных игр с |
| 1 | 1 |
44 | Уход за цветами и |
| 1 | 1 |
45 | Акция «Живи, книга». |
| 1 | 1 |
46 | Акция «Подари книгу |
| 1 | 1 |
47 | Уход за цветами и |
| 1 | 1 |
48 | Сбор вещей: старые одеяла, | 1 | 1 | 2 |
49 | Сбор вещей и подарков для | 1 | 1 | 2 |
50 | Сбор вещей: пряжа, | 1 | 1 | 2 |
51 | Уход за цветами и |
| 1 | 1 |
52 | Трудовая акция «Школьный |
| 1 | 1 |
53 | Экологическая акция |
| 1 | 1 |
54 | Уход за цветами и |
| 1 | 1 |
55 | Участие в акции сбора крышечек «С заботой о малышах и экологии» ». |
| 1 | 1 |
56 | Приглашение Ветеранов ВОв | 1 | 1 | 2 |
57 | Участие в концерте «День | 1 | 1 | 2 |
58 | Уход за цветами и | 1 | 1 | 2 |
59 | Акция «Почта победы» | 1 | 1 | 2 |
60 | Участие в акции |
| 1 | 1 |
61 | Уход за цветами и |
| 1 | 1 |
62 | Участие в акции сбора |
| 1 | 1 |
63 | Уход за цветами и |
| 1 | 1 |
64 | Медиаволонтёрство. | 1 | 1 | 2 |
65 | Настольные игры для |
| 1 | 1 |
66 | Участие в акции сбора |
| 1 | 1 |
67 | Подведение итогов. | 1 | 1 | 2 |
| ИТОГО: | 35 | 54 | 89 |
Каждый понедельник и пятница собрание волонтёрского клуба;
Каждый понедельник и четверг уход за цветами и растениями школы (поливка);
Каждая последняя пятница месяца сбор макулатуры (исключение зимние и летние
месяца);
Каждый день информационная передача с помощью социальных сетей;
Составление плана работы по реализации проекта – октябрь:
Подведение итогов работы – ежемесячно.