ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ВОРОШИЛОВСКИЙ СТРЕЛОК»
для детей от 12 лет и старше
на 2018-2019 учебный год
Подготовил
Преподаватель физической культуры
Таразанов Игорь Викторович
в 2017-2018 учебном году
Утверждена на заседании кафедры
Дополнительного образования
Протокол №____ от________ 2018 г.
г. Томск
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к дополнительной образовательной программе занятий
в секции огневой подготовки учащихся
«Ворошиловский стрелок»
Актуальность моей программы и ее отличительная особенность состоит в том, что на школу в современной обстановке ложится и ответственность за первоначальную подготовку юношей к службе в армии. И одним из критериев данной подготовки является умение владеть оружием.
Решению данной задачи может способствовать и данная программа включающая в себя изучение основ и правил стрельбы, практические занятия по огневой подготовке.
В основу содержания данной программы легли основные положения Курса стрельб из стрелкового оружия, а также ряд методических пособий для подготовки воинов Вооруженных Сил Российской Федерации и другие нормативные акты в области огневой подготовки.
Важным в данной программе является ее линейное построение и логическая взаимосвязанность всех основных разделов курса. Такое построение не нарушает целостности базового компонента и позволяет учесть уровень подготовки учащихся. Кроме этого, данная оперативная программа может корректироваться в случае необходимости.
Программа имеет ряд особенностей.
Первой особенностью программы является междисциплинарность и интеграция знаний учащихся по географии, физике, математике, физкультуре и психологии, продолжением курса основ безопасности жизнедеятельности.
Второй особенностью является ориентация на личность школьника, его потребности и интересы. И выработки у него ответственности, внутренней самодисциплины и самоконтроля при действиях в любых ситуациях.
Третья особенность программы – это практическая ориентация, направленная на отработку у учеников способности пользоваться любыми видами стрелкового оружия, поражать цель с первого выстрела и корректировать огонь при стрельбе даже из не пристрелянного или незнакомого оружия.
Целями данной программы является:
1. Развитее у обучаемых горячей любви к Родине, обеспечение готовности их защищать ее с любым видом стрелкового оружия.
2. Формирование у них системы знаний, умений и навыков в области применения стрелкового оружия.
3. Воспитание дисциплины и гражданской ответственности за личную безопасность, безопасность семьи, общества, государства.
Задачи программы
1. Изучение и освоение; мер безопасности при обращении с любыми видами оружия (стрелковым, холодным, др.)
2. Выработка в каждом учащемся твердой дисциплины, ответственности и самоконтроля при действии в любых ситуациях, собранности и порядка на занятиях и при личной подготовке.
3. Знакомство с основами стрельбы из стрелкового оружия, с физическими процессами, происходящими при выстреле. Изучение сведений внешней и внутренней баллистики. Закона рассеивания. Умение определять среднюю точку попадания (СТП), изучение меткости и поражения целей.
4. Изучение правил стрельбы, наблюдения за полем боя, выбором цели. Выбором прицела и точки прицеливания.
5. Изучение безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени и правил оказания первой медицинской помощи.
6. Знакомство с основными видами стрелкового, холодного и другого оружия.
7. Овладение умениями предвидеть и оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, принимать обоснованное решение и действовать в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, сообразуясь со своими возможностями.
8. Воспитывать у обучаемых ответственность за личную безопасность и здоровье, Безопасность семьи, общества, государства. Ответственное отношение природной среде, Чувство уважения к героическому наследию России, патриотизма и долга по защите Отечеством.
9. Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное опасностям поведение в различных ситуациях, потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
10. Развитие и практическое применение приобретенных знаний, умений, навыков в области безопасности жизнедеятельности.
На изучение программы «Ворошиловский стрелок» запланировано 68 часов.
Занятия планирую проводить в форме уроков и тренировок два раза в неделю по 60 минут каждый.
Для проведения учебных занятий планирую использовать различные методы и приёмы обучения:
Объяснительно – иллюстративный – беседа, проблемный рассказ, обзор литературы, ролевая игра, круглый стол.
Репродуктивные – составление плана местности, изготовление макетов и мишеней, карт – схем.
Проблемно-поисковые – наблюдения, аналитико – синтетическая деятельность, решение проблемной ситуации, обобщения – конкретизация.
Тренировки в решении огневых задач и практической стрельбе по мишеням.
Предполагаемые результаты.
После изучения всей программы учащиеся к 1 мая должны:
знать
- меры безопасности применительно к любым стрельбам и соревнованиям наизусть
- основы и правила стрельбы
- порядок действий на огневом рубеже;
- порядок определения СТП (средней точки попадания) и определять новую точку прицеливания.;
- правила ухода за оружием, порядок проведение технического обслуживания (ТО) оружия.
- правила поведения при проведении соревнований, стрельб и ТО оружия.
уметь
- соблюдать правила техники безопасности при проведении стрельб и работе с оружием и боеприпасами.
- вести наблюдения за мишенным полем;
- поражать цели и мишени с высокой точностью;
- определять среднюю точку попадания;
- собирать и разбирать учебное оружие;
- проводить техническое обслуживание оружия;
- изготавливать мишени из подручных материалов;
- выполнять правила поведения при проведении соревнований, стрельб и ТО оружия..
Формы проверки
Результативность программы «Ворошиловский стрелок» определяется диагностическими исследованиями. Одним из слагаемых воспитательной и образовательной работы является скрытая форма диагностики знаний, умений и навыков учащихся.
Разнообразны и способы определения результативности: это может быть конкурс, проведение контрольных стрельб, проведение учебных стрельб в форме состязаний, как проверка собственных сил, тесты, выставки лучших результатов (альбом с лучшими результатами стрельб) и т.д.
Начальная диагностика проводится в начале учебного года. Её результаты позволяют определить уровень первоначальных знаний, умений и навыков. Контрольная диагностика проводится после изучения разделов программы.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года и позволяет определить степень освоения воспитанниками образовательной программы
Исходя из степени психологического и физического развития, эмоциональной устойчивости, к занятиям в кружке привлекаются дети в возрасте от 14 лет, т.е. ученики 8-11 классов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Программа «Ворошиловский стрелок» состоит из 5-х разделов:
I Меры безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб
II Основы стрельбы из стрелкового оружия.
III Пневматическая винтовка
IV Изготовление мишеней и макетов
V Практические стрельбы и участие в городских и районных
соревнованиях.
Раздел I Меры безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб (теория)– 2 часа.
Темы1. Изучение мер безопасности. При каких условиях запрещается открывать и вести огонь. При каких условиях стрельба немедленно прекращается.-1 час.
Тема 2. Меры безопасности при обращении с оружием: при разборке и сборке , чистке и смазке, при проведении стрельб – 1 час.
Раздел II. Основы стрельбы из стрелкового оружия.(теория) - 13 часов
Подраздел 1. СВЕДЕНИЯ ИЗ ВНУТРЕННЕЙ БАЛИСТИКИ – 3 часа
Тема 1.1. Основные положения. Выстрел и его периоды. Что называется выстрелом; явления происходящие при выстреле; какие периоды различают при выстреле.
Тема 1.2. Начальная скорость пули. Что называется начальной скоростью пули; от чего она зависит, плотность заряжания.
Тема 1.3. Отдача оружия и угол вылета. Определение отдачи; чем характеризуется, какие процессы происходят при отдаче. Определение угла вылета; что необходимо для обеспечения точности стрельбы.
Подраздел 2. СВЕДЕНИЯ ИЗ ВНЕШНЕЙ БАЛИСТИКИ- 4 часа
Тема 2.1. Траектория и ее элементы. Определение внешней баллистики и траектории; какие силы действуют на пулю при полете; сопротивление воздуха и причины силы сопротивления; действие силы сопротивления на полет пули.; элементы траектории. Свойства траектории пули.
Тема 2.2. Прицеливание (наводка) Определение; приемы и виды наводки; прицельная линия.
Тема 2.3. Формы траектории и ее практическое значение. От чего зависит форма траектории; угол наибольшей дальности; определение прямого выстрела и от чего он зависит; поражаемое пространство.
Тема 2.4 Влияние условий стрельбы на полет пули (гранаты)Какие условия приняты за нормальные условия стрельбы; метеорологические, баллистические, топографические условия; плотность воздуха и ее влияние на стрельбу.
Подраздел 3. РАССЕИВАНИЕ ПУЛЬ (ГРАНАТ) ПРИ СТРЕЛЬБЕ – 6 часов
Тема 3.1. Явление рассеивания. Определение, сноп траекторий, площадь рассеивания
Тема 3.2. Причины рассеивания. Закон рассеивания. Какие причины вызывают рассеивание: причины вызывающие разнообразие скоростей, вызывающие разнообразие углов бросания и разнообразие условий полета пули. Закон рассеивания. Определение, составляющие.
Тема 3.3. Определение средней точки попадания (СТП) Определение СТП; способы ее определения при малом числе пробоин, при большом числе пробоин; путем вычисления.
Тема 3.4. Характер рассеивания при стрельбе одиночными выстрелами. Чему подчиняется характер рассеивания при стрельбе одиночными выстрелами; чем определяется.
Тема 3.5..Зависимость характера и величины рассеивания от условий стрельбы. От чего меняются характер и величины мер рассеивания; стрельба на близкие и дальние расстояния, зависимость стрельбы от наклона местности.
Тема 3.6. Меткость стрельбы и поражаемая зона. Чем определяется и обеспечивается меткость стрельбы; основные причины снижения меткости стрельбы. Определение поражаемой зоны., из чего она складывается.
Раздел III. Пневматическая винтовка (теория–9час. практика-12 час.)-21 час
Подраздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ (теория)– 1 час.
Тема 1.1. Назначение и боевые свойства пневматического оружия. Понятие об устройстве и работа пневматического оружия (винтовка, пистолет) Предназначение оружия, какие боеприпасы используются, наиболее действительный огонь; составные части оружия, работа его элементов при заряжании и выстреле.
Подраздел 2. РАЗБОРКА И СБОРКА ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ-2 час..
Тема 2.1. Практическое занятие. Полная разборка. Условия разборки и сборки. Порядок разборки по элементам.
Подраздел 3. РАБОТА ЧАСТЕЙ И МЕХАНИЗМОВ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ(теория) - 2 часа.
Тема 3.1. Положение частей и механизмов до заряжания, при заряжании и при стрельбе.
Тема 3.2. Задержки при стрельбе из пневматического оружия и способы их устранения. Неподача патрона, утыкание пули, осечка.
Подраздел 4. УХОД ЗА ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ОРУЖИЕМ, ЕГО ХРАНЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ – 6 час.
Тема 4.1. Чистка и смазка (практическое занятие) – 5 час. Порядок подготовки к чистке и смазке; материалы применяемые для чистки и смазки; разборка оружия, осмотр его частей и механизмов; чистка канала ствола и спускового механизма.
Тема 4.2. Хранение и сбережение оружия и патронов (теория) 1 час. Условия хранения и сбережения оружия; подготовка оружия к длительному хранению. Обращение с оружием при его перевозке и переноске.
Подраздел 5. ОСМОТР ОРУЖИЯ И ПОДГОТОВКА ЕГО К СТРЕЛЬБЕ – 3 часа
Тема 5.1. Общие положения (теория) – 1 час. Порядок осмотра оружия, боеприпасов и снаряжения; порядок устранения обнаруженных неисправностей; характерные неисправности, нарушающие нормальный бой оружия.
Тема 5.2. Подготовка оружия к стрельбе. Практическое занятие.- 2 часа. Цель подготовки; порядок подготовки;
Подраздел 6. ПРИЕМЫ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ОРУЖИЯ (практические занятия)-3 часа.
Тема 6.1. Общие положения. Изготовка к стрельбе Условия ведения огня; команды на занятие огневого рубежа и действия обучаемого по ним. Порядок заряжания и разряжания оружия.
Тема 6.2. Производство стрельбы. Прекращение стрельбы. Команды на открытие огня; что включает в себя производство выстрела; Прикладка, прицеливание, спуск; условия прекращения огня; временное, полное; разряжание оружия.
Тема 6.3. Приемы стрельбы (изготовка, прицеливание, дыхание, спуск крючка) Стрельба с упора, из-за укрытий.
Подраздел 7. ПРАВИЛА СТРЕЛЬБЫ (теория) – 4 часа
Тема 7.1. Общие положения, наблюдение за полем боя и общие целеуказания. Условия успешного выполнения огневых задач; цель и способы наблюдения за полем боя. Выбор цели.
Тема 7.2. Определение расстояния до целей. Способы определения расстояний; что учитывается при этом (влияние местности – лощины, реки, горы, время суток; долгое прицеливание)
Тема 7.3. Выбор момента открытия огня. Ведение боя, наблюдение за его результатами и корректирование. Момент открытия огня; наблюдение за мишенями, порядок корректировки.
Тема 7.4. Стрельба по неподвижным и появляющимся целям. Порядок поражения одиночных целей; зависимость стрельбы от наблюдения , быстроты изготовки к стрельбе и открытия огня
Раздел IV. Изготовление мишеней и макетов (практическое занятие)-2 часа
Тема 1.1. Практическое занятие. Материалы для мишеней и макетов; порядок их изготовления по образцу.
Раздел V. Практические стрельбы и участие в городских и районных соревнованиях. (практика) - 24 часа
Резерв – 8 часов
Итого 68 часов.
Методическое обеспечение программы
№ |
Название раздела |
Формы занятий |
Методы и приёмы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Меры безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб | Учебное занятие. | Беседа, рассказ. | Конспект занятия, карточки, | Тестирование. |
2 | Основы стрельбы из стрелкового оружия | Учебное занятие.
| Беседа, рассказ | Конспект занятий, наглядные пособия, доска, мел. | Тестирование |
3 | Пневматическая винтовка | Учебное занятие, практическое занятие | Рассказ, беседа, практические занятия, работа в группах, практическая деятельность, работа со справочной литературой. | Конспект занятий, пневматическое оружие, технический инвентарь, мишени, наглядные пособия, ветошь. | Зачеты, тесты конкурсы, результаты стрельб, |
4 | Изготовление мишеней и макетов | Творческая мастерская, практическое занятие. | Рассказ, показ, наблюдение, работа в группах, практическая деятельность. | Конспект занятий, картон, бумага, краски, клей, открытки, коробки и т.д. | Конкурс на лучшую мишень, лучший макет |
5 | Практические стрельбы и участие в городских и районных соревнованиях | Практические занятия | Тренировки, участие в соревнованиях | Конспект занятий, пневматическое оружие, технический инвентарь, мишени, наглядные пособия, ветошь. | Конкурсы, соревнования, результаты стрельб |
Литература:
Для руководителя: Курс стрельб для стрелкового оружия (КССО – 98),
Учебник сержанта, Правила стрельбы из стрелкового оружия (ПССО-98), Курс ОБЖ 7-11 классы, учебник ОБЖ 10 кл. изд. Астрель Москва 2006 г., конспекты занятий, оценочные ведомости, журналы, доска, мел, линейки., циркуль.
Для обучаемых: Учебники по ОБЖ за 9-10 кл., наглядные пособия, мишени, макеты, тетради, линейки, карандаши
Материально-техническое оснащение: Пневматических винтовок – 5 шт., пулепоглащающий стенд -1, мишеней – 50 шт.(пополняются по мере расхода, инвентарь для обслуживания оружия (шомпола, ветошь, ружейное масло, слесарный инструмент, макет спускового механизма, стенды, плакаты.
.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ВООРУЖЕНИЕМ
МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ОРУЖИЕМ И ПРОВЕДЕНИИ СТРЕЛЬБ
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
1.Открывать и вести огонь:
из неисправного оружия;
неисправными боеприпасами;
за пределы опасных направлений (обозначенных на местности или в тире, или указанных руководителем стрельб)
при углах оружия меньших наименьшего и больших наибольшего;
при попадании в ствол посторонних предметов и грязи;
до команды руководителя стрельб «Огонь, огонь!»;
после подачи команды «Стой! Прекратить огонь!»
по посторонним предметам (лампочкам, плакатам и т.д.
2. Направлять даже незаряженное оружие на животных или людей.
3. Разбирать, чистить, ремонтировать оружие без разрешения и личного присутствия руководителя занятия.
4. Брать в руки оружие, если у мишеней в секторе стрельбы находятся люди.
5. Брать в руки и заряжать оружие без команды руководителя «К бою!»
СТРЕЛЬБА НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАЩАЕТСЯ:
при попадании в поле зрения стреляющего людей, животных, машин, низко летящих самолетов и вертолетов;
при падении пуль за пределы опасных направлений;
после подачи команды «Стой! Прекратить стрельбу!»
возникновении пожара на мишенном поле;
потере ориентиров стреляющим;
После подачи команды «Стой! Прекратить стрельбу!» оружие разряжается (пневматическое оружие надламывается) и руководителю докладывается: «Такой-то стрельбу закончил!»
Перед началом стрельб или занятий с оружием руководитель занятия доводит всем меры безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб под роспись.
ПРОВЕРЯЕТСЯ:
1. Готовность стрельбища (тира) к работе: исправность освещения, пылеулавливающих заграждений, исправность мишеней и макетов. Отсутствие посторонних лиц и предметов, наличие медицинской аптечки и бинтов.
2. Готовность и наличие оружия и боеприпасов (провернется исправность оружия и боеприпасов, удаляется смазка с него, , составляется ведомость на получение б/п.
3. Готовность обучаемых к занятию и знание ими мер безопасности.
Обучаемые на огневой рубеж выходят по команде руководителя «НА ОГНЕВОЙ РУБЕЖ ШАГОМ МАРШ!»
По этой команде обучаемые подходят к оружию. По команде Руководителя «Зарядить оружие» заряжают его и докладывают справа налево по порядку: «Такой-то к стрельбе готов!». По команде руководителя начинают стрельбу. По окончании стрельбы оружие разряжается самостоятельно и по команде руководителя:»Оружие к осмотру» оружие представляется руководителю и укладывается на место.
По команде руководителя «К мишеням шагом марш!» все стреляющие идут к мишеням и осматривают их. Докладывая полученные результаты и отмечая пробоины на мишенях (макетах).
Нарушитель дисциплины отстраняется от занятий и не допускается к стрельбам.
Общие требования безопасности
при работе с вооружением и военной техникой
Безопасность личного состава при эксплуатации вооружения и военной техники (ВВТ) обеспечивается строгим выполнением требований уставных, распорядительных и эксплуатационных документов с учетом наличия опасных и вредных эксплуатационных факторов.
К эксплуатации ВВТ допускается личный состав, прошедший теоретическую подготовку по специальности, имеющий твердые практические навыки в работе на ВВТ в объеме функциональных обязанностей, прошедший проверку теоретических знаний и практических навыков по требованиям безопасности, медицинское обследование (освидетельствование военно-врачебной комиссией для специалистов по отдельному перечню) и признанный по состоянию здоровья годным к работе по своей специальности, а также сдавший в квалификационной комиссии соединения (части) зачеты по знанию ВВТ и правил их эксплуатации.
При эксплуатации, ремонте и обслуживании ВВТ используются штатные средства защиты, инструмент, оборудование и приспособления, предотвращающие воздействие на личный состав опасных и вредных факторов. Для поддержания их в готовности к использованию необходимо проводить: подготовку к работе; испытания и обслуживание; своевременное устранение неисправностей; своевременную проверку должностными лицами.
Перед началом работ командир (руководитель работ, контролирующее лицо) обязан лично убедится, что для их производства созданы и обеспечены безопасные условия.
С этой целью он:
проверяет укомплектованность расчетов и наличие контролирующих лиц;
ставит задачу подразделениям, расчетам, номерам расчетов на проведение работ;
доводит установленным порядком требования безопасности и проверяет качество их усвоения путем контрольного опроса военнослужащих (при выполнении работ с повышенной опасностью и работ на опасных объектах, проводит целевой инструктаж);
проверяет наличие у личного состава удостоверений на право самостоятельной работы;
проверяет наличие индивидуальных средств защиты;
устанавливает (контролирует) порядок и продолжительность работы в индивидуальных средствах защиты;
проверяет медицинское обеспечение работ;
ставит задачу начальнику аварийно-спасательной группы и проверяет ее готовность;
проверяет готовность к работе ВВТ по наличию в журналах учета технического состояния и формулярах записей о проведении технического обслуживания, освидетельствования объектов гостехнадзора, поверки средств измерений и диэлектрических средств защиты;
проверяет готовность и исправность систем связи, освещения, вентиляции, пожаротушения, нейтрализации, газового контроля, лифтов, а также наличия на местах плакатов и знаков безопасности, предписанных эксплуатационной документацией;
принимает (контролирует) доклады от должностных лиц о готовности личного состава и ВВТ к проведению работ.
В целях строгого выполнения требований безопасности он:
А) во время работ:
находится на месте проведения работ, руководит ими до полного окончания и приведения ВВТ в исходное положение;
обеспечивает действенную систему контроля за выполнением операций, контролирует выполнение личным составом и представителями промышленности установленных требований безопасности;
лично контролирует выполнение операций, определенных эксплуатационной документацией, и требует их полного и качественного выполнения;
организует операционный контроль всего технологического цикла работ, в том числе строгий контроль наиболее ответственных и сложных операций;
решительно пресекает любые несанкционированные действия личного состава и нарушения требований безопасности;
в случае возникновения аварийной ситуации или неисправности подает команду «Стоп», немедленно докладывает по команде и принимает меры в соответствии с инструкциями и эксплуатационной документацией;
руководит личным составом при ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров;
Б) после окончания работ:
проверяет приведение агрегатов и систем в исходное положение;
проверяет наличие личного состава, выполнявшего работы;
проверяет приведение рабочих мест в безопасное состояние;
проверяет наличие записей в эксплуатационных документах о проведенных работах и подписей лиц, руководивших работами, исполнявших и контролировавших их;
подводит итоги работ, обращает внимание на имевшиеся нарушения требований безопасности;
докладывает по команде об итогах проведения работ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
проводить работы на ВВТ без руководства и постоянного наблюдения должностных лиц или руководителей работ;
изменять объем, технологию и последовательность операций, предусмотренных эксплуатационной документацией;
отключать технические средства блокировки и предупреждения об опасности;
применять при работах на ВВТ не табельное (непредусмотренные эксплуатационной документацией) оборудование, аппаратуру и инструмент;
работать с помощью неисправного оборудования, аппаратуры, инструмента;
применять приборы, сосуды, работающие под давление6м, и грузоподъемные средства, не прошедшие положенного переосвидетельствования;
пользоваться переносными электролампами с напряжением выше 36 В.
Образец ВВТ (агрегат, система) не отвечает условиям безопасности, если:
имеются дефекты, выходящие за нормы браковки;
на вращающихся (подвижных) и токоведущих частях узлов и механизмов отсутствуют (или неисправны) штатные ограждения и защитные устройства;
неисправны приборы безопасности, предохранительные и заземляющие устройства;
не укомплектован пригодными и испытанными в срок средствами защиты;
эксплуатируется с истекшими сроками технического освидетельствования узлов, частей и приборов гостехнадзора и энергонадзора;
хранение применяемых ядовитых технических жидкостей не отвечает требованиям руководящих документов;
неисправны блокировки, световая и звуковая сигнализация;
имеются другие технические нарушения и отступления от эксплуатационной документации для конкретного образца (системы, узла), представляющие угрозу для жизни и здоровья людей.
Основными мероприятиями по предупреждению аварий и катастроф с ВВТ являются:
проведение всесторонних проверок водительского состава боевых машин и базовых шасси, отстранение от управления машинами недисциплинированных и плохо подготовленных водителей (механиков-водителей), а также по медицинским противопоказаниям;
систематическое изучение личным составом опасных факторов на образцах ВВТ, механизма и условий их воздействия на организм человека;
поддержание ВВТ и элементов паркового оборудования в исправном состоянии;
оборудование рабочих мест, постов средствами диагностики, пожаротушения и медицинскими средствами;
тщательная организация маршей, подготовка и оборудование маршрутов с учетом особенностей движения в ночное время и трудных погодных условиях;
постоянное совершенствование навыков вождения у водительского состава;
организация работы контрольно-технических пунктов и укомплектование их технически грамотными и требовательными специалистами;
ограничение скорости и четкая организация движения в парках, при постановке (заезде) машин на места стоянки (в сооружения);
подготовка водительского и личного состава подразделений для действий в аварийных (нештатных) ситуациях.