«Зимний фестиваль знаний 2025»

Долгосрочное планирование уроков русской литературы по обновленной системе образования.

Материал содержит краткосрочное планирование уроков русской литературы для 7 класса в рамках обновления системы образования Республики Казахстан.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Тема

Цели обучения

Кол

час

Дата

1 четверть (18ч)

16


Раздел 1. Притчи и легенды в литературе.

16


1

Вводный урок. (1ч)

Чтение как диалог читателя с писателем.



7.1.1.1..Понимать термины: притча, легенда, литературное направление, сатира, юмор, ирония, художественная деталь, лирический герой, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора.

7.1.2.1. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.

7. 1.3.1. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты произведения, связанные с характеристикой лирического героя и/или образа

Персонажа.

7.1.4.1 Составлять сложный план

7. 1.6.1. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.

7. 2.2.1. Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о поступках героев.

7. 2.3.1. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл.

7. 2.4.1. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев.

7. 2.5.1. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста.

7. 3.1.1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях.

1


2

А.С.Пушкин. «Арион», «Анчар». (3ч)

Легенда как жанр словесного искусства.

1


3

Стихотворение А.С.Пушкина «Арион».

1


4

Древо яда как олицетворение вселенского зла (стих-е А.С.Пушкина «Анчар»)

1


5

Причта о блудном сыне (1ч)

Мудрость притчи о блудном сыне.

1


6

А.С. Пушкин «Станционный смотритель» (7ч)

Болдинская осень в жизни Пушкина.

Суммативная работа

1


7

Герои повести «Станционный смотритель».

1


8

Поступки главных героев и причины этих поступков.

1


9

Образ рассказчика в повести.

1


10

«Бедная Дуня» или «заблудшая овечка»?

1


11

Притча о блудном сыне и ее интерпретация в пушкинской повести.

1


12

Идейно-художественное своеобразие повести.

Суммативная работа

1


13

К.Г. Паустовский «Телеграмма» (2ч)

Светлые и мудрые книги писателя.

1


14

Реальность и худ.вымысел в рассказе «Телеграмма». Герои рассказа.

1


15

Суммативная работа за 1 четверть

2


16

2 четверть (14ч)

16


Раздел 2. Человек и природа.

16


17

Стих-я А.С. Пушкина, С.А.Есенина, А.А.Фета (4ч)

Путешествие по календарю.



7. 1.31.. Самостоятельно находить в тексте и выраз.читать наизусть цитаты, фрагменты пр-я, связанные с хар-кой лир.героя и/или образа-персонажа.

7. 2.1.1. Определять жанр и его признаки (лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ).

7. 2.2.1. Определять тему и идею пр-я, выражая своё мнение о пост.героев.

7. 2.3.1. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл.

7. 2.5.1. Характеризовать героев пр-я на основе деталей и цитат из текста.

7. 2.6.1. Анализировать сюжет и композицию, худ.образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

7. 2.8.1. Анализировать изобр.ср-едства и фигуры поэтич.синтаксиса в худ.тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), осн. приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.).

7. 2.9.1. Писать творч.работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с лит.героем и др.), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразит.ср-ва языка.

7. 3.3.1. Сопоставлять пр-я (или фрагменты) русской, казахской и мировой лит-ры, близкие по тематике/ проблематике/ жанру.

1


18

Стихотворения А.С. Пушкина о природе.

1


19

Особенности поэтического мастерства А.Фета.

1


20

Лирика природы С.Есенина.

1


21

У.Блейк «Тигр» (2ч)

Из творческой биографии английского поэта У.Блейка.

1


22

Тигр в науке, живописи, музыке и литературе.

Суммативная работа

1


23

О.О.Сулейменов. «Волчата» (2ч)

«Сын прекрасного и гордого народа».

1


24

Художественные особенности стихотворения «Волчата».

1


25

Р. Брэдбери «Зеленое утро» (3ч)

Фантастический мир писателя.

1


26

Художественные особенности рассказа Р. Брэдбери «Зеленое утро».


1


27

Герой рассказа «Зеленое утро».

1


28

А.Е. Новоселов «Санькин марал». (3ч)

Знакомство с писателем А. Новоселовым и его рассказом.

1


29

История дружбы Саньки и марала.

1


30

Причины разыгравшейся трагедии.

Суммативная работа

1


31

Суммативная работа за 2 четверть

2


32

3 четверть (20ч)

20


Раздел 3. Сатира и юмор в литературе.

20


33

И.А. Крылов. Басни. (3ч)

Великий баснописец.

7. 1.1.1.Понимать термины: басня, литературное направление, классицизм, комедия, сатира, юмор, гротеск, сарказм, ирония, художественная деталь, ритм и рифма, аллитерация, ассонанс, аллегория, инверсия, анафора.

7. 1.2.1. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию.

7. 1.3.1. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагм.пр-я, связанные с хар-кой лир.героя и/или образа-персонажа.

7. 1.5.1. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях.

7. 1.6.1. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос.

7. 2.5.1. Характеризовать героев пр-я на основе деталей и цитат из текста.

7. 2.6.1. Анализировать сюжет и ком-цию, худ.образы и оформлять своё представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях и др.

7. 2.7.1. определять отношение автора к глав.и второстепенным героям, аргументируя свою позицию.

7. 2.8.1. Анализировать изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса в художественном тексте (аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры), основные приемы комического (сатира, юмор, гротеск, ирония, сарказм и др.)

7. 3.2.1Сравнивать худ.произведение с произведениями др.видов искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов.

1


34

Аллегорический смысл басен.

1


35

Учимся читать и анализировать басню.

1


36

Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (7ч) Классицизм.

1


37

Знакомство с пьесой «Недоросль» и ее героями.

1


38

Речевая характеристика героев комедии.

1


39

Проблема воспитания в комедии Фонвизина.

1


40

Смешна или страшна Простакова?

1


41

Конфликт как движущая пружина комедии.

1


42

Актуальность пьесы Фонвизина в наши дни.

Суммативная работа

1


43

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (3ч) Мастер эзопова языка.

1


44

Образы генералов и мужика в сказке.

1


45

Особенности сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина.

1


46

М. Зощенко. Сатирические рассказы. (5ч)

Знакомство с писателем и его сатирическими рассказами.

1


47

Своеобразие сатиры Зощенко.

1


48

Язык рассказов М.М.Зощенко.

Суммативная работа

1


49

Герои М. Зощенко в наши дни.

1


50

«Что сделалось смешным, не может быть опасным».

1


51

Суммативная работа за 3 четверть

2


52

4 четверть (16ч)

16


Раздел 4. Мораль. Этика. Ценности.

16


53

В.А. Жуковский. Баллады. (3ч)

В.Жуковский – мастер баллад.


7. 1.4.1. Составлять сложный план.

7. 1.5.1. пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая своё мнение о героях и событиях.

7. 2.1.1. Определять жанр и его признаки (баллада, фэнтези, фантастический рассказ).

7. 2.3.1. Выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять роль эпиграфа и его смысл.

7. 2.4.1. Анализировать в прозаическом, драматическом и лирическом произведениях эпизоды, важные для характеристики главных и второстепенных героев.

7. 2.5.1. характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста.

7. 2.7.1. Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию.

7. 2.9.1. Писать творческие работы (сочинения, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая своё отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка.

7. 3.4.1. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства.


1


54

Русский колорит в балладе «Светлана».

1


55

Неугасающий интерес к балладам В.А. Жуковского.

1


56

В.В.Набоков. «Рождество» (3ч)

«Медленное чтение» рассказа «Рождество».

1


57

Трагедия отца.

1


58

Маленькое чудо в Рождество.

Суммативная работа

1


59

В.Ф. Тендряков. «Хлеб для собаки». (4ч)

Лит-ра и история: тема коллективизации.

1


60

Худ.время и пространство в рассказе «Хлеб для собаки».

1


61

Характеристика героев рассказа.

1


62

«Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью».

Суммативная работа

1


63

Дж.Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно». (3ч)

Каков он, создатель знаменитых фэнтези?

1


64

Сказочная страна Толкиена.

1


65

Причины необычайной популярности жанра фэнтези.

1


66

Суммативная работа за 4 четверть

2


67

68

Заключительный урок. (1ч)

1




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее