СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1
Доклад
Тема
″Здоровьесберегающие технологии в предшколе и формирование у детей безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях″
Воспитатель: Исаева Х.В.
″ Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы ″
В. А. Сухомлинский
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов
(Всемирная организация здравоохранения).
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии:
технологии обеспечения гигиенически оптимальных условий проведения воспитательно-образовательного процесса;
технологии правильной организации воспитательно-образовательного процесса;
психолого-педагогические технологии.
Задачи здоровьесбережения:
создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей
сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности
создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Формы организации здоровьесберегающей работы
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия)
Коммуникативные игры
Занятия из серии «Здоровье»
Точечный самомассаж
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия
Сказкотерапия
Технологии воздействия цветом
Закаливание
Фитобар, витаминные чаи
Мы стремимся к полной реализации, здоровье каждого ребенка состоит из трех моментов:
достаточной индивидуальной умственной нагрузки,
обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений,
полное удовлетворение потребности в движении.
2. Организация работы по воспитанию навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становиться для него небезопасной. Поэтому мы должны воспитать навыки безопасного поведения пятилеток в природе и в социуме. Эта работа носит систематический, целенаправленный характер.
Основная цель работы
формирование у детей пятилетнего возраста правил поведения в быту, умение адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях
Безопасность жизнедеятельности представляет серьёзную проблему современности и включает в себя решение трёх основных задач:
Задачи:
Идентификация опасностей, распознавание их и их источников;
Разработка предупредительных мер;
Ликвидация возможных последствий.
Можно для себя выделить ряд всевозможных опасностей, связанных с местом пребывания ребёнка:
Опасности дома;
Опасности на улице;
Опасности на природе;
Опасности в общении с незнакомыми людьми.
Формула безопасности гласит:
предвидеть опасность;
при возможности избегать;
при необходимости действовать.
По каждому направлению ведётся работа в предшкольных группах. Оснащение методической литературой, что даёт возможность в полной мере охватить всевозможные угрозы жизни ребёнка, возможности нанесения ущерба его здоровью. Разработать плен работы по ОБЖ на учебный год где раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.
Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту проводится преимущественно через дидактические игры;
Этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
Этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.
План разработан на основе содержания работы с детьми по правилам безопасного поведения, затрагивает все виды опасности окружающего мира. План работы состоит из 6 разделов:
“Ребенок и другие люди”,
“Ребенок и природа”,
“Ребенок дома”,
“Здоровье ребенка”,
“Эмоциональное благополучие ребенка”,
“Ребенок на улице”.
В каждом разделе темы, раскрывающие его основное содержание, в работе используем различные методы, включая:
Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
Применение видеоматериалов;
Экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
знакомство детей с правилами уличного движения, а также знакомства с правилами безопасного действия с предметами: ножницами, иглами (ручной труд, аппликация). В рамках ознакомления с природой предполагается знакомство детей с ядовитыми растениями и грибами.
Очень часто зачитываются на родительских собраниях и круглых столах с родителями доклады по вышеуказанной теме и вывешиваются на стендах консультации для родителей .
Для решения данной проблемы работа скоординирована на совместную деятельность с родителями. Во всех мероприятиях родители включены в жизнь детей в группах.
Мы не можем гарантировать ребёнку абсолютную безопасность, но есть меры предосторожности, которых учим придерживаться их и их родителей.
Перспективный план работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей на учебный год.
Образовательная область: обучение детей шестилетнего возраста формированию основ безопасности жизнедеятельности
Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий, групповой, межпредметный, долгосрочный.
Количество занятий: 1 раз в месяц. Проводить занятия не только по плану, но и использовать любую возможность для формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.
Цель: Создание условий в школе для формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности
Задачи:
Образовательные
Развивать практические навыки поведения при опасных ситуациях;
Расширить и систематизировать знание детей об окружающем мире;
Развивающие
Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, познавательный интерес.
Учить придумывать игры, составлять рассказы, загадки, активизировать словарный запас детей.
Применять на практике знания, полученные на теоретических занятиях;
Воспитательные
Воспитывать любовь к родному дому, школе, природе;
Развивать у детей дружеские взаимоотношения, желание помочь другим, чувство сопереживания;
Ориентация содержания – практическая направленность
Основные направления реализации проекта
Работа в 3 этапа
1 – подготовительный
Подбор литературы
Наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий
Подбор статей консультаций, рекомендаций по теме
Анкетирование родителей и диагностирование детей
Круглый стол с участием родителей и детей
2 – основной:
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта, реализация поставленных целей и задач.
3 – заключительный:
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов. Подведение итогов, составления плана на новый учебный год
Обеспечение проекта.
Подбор иллюстративного материала по теме;
Изготовление стенда по «ОБЖ»;
Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевым, режиссерским играм;
Создание библиотеки: произведения по ОБЖ, подбор стихотворений, сказок, частушек, загадок, пословиц;
Настольно – печатные игры.
Подбор доступных видеоматериалов, в соответствии с возрастом детей.
Ожидаемый результат
Узнавать ядовитые грибы по описанию и внешнему виду;
Составлять описательные и сюжетные рассказы по теме;
Участвовать в развлечениях;
Знать и называть опасные предметы;
Объяснять как нужно пользоваться теми или иными опасными предметами;
Самостоятельно находить выход из проблемной ситуации;
Владеть навыками социального поведения и эмоционально - положительно относиться к окружающим, находить позитивные способы установления контактов со сверстниками и взрослыми;
Уметь группировать предметы по степени опасности;
Уметь правильно вести себя, если ты попал в беду;
Мы составили примерный план работы по формированию безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Примерный учебный план работы по формированию
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
№ | НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ |
1 | Знакомство с грибами. | сентябрь |
2 | Юные пожарные. | октябрь |
3 | Спички детям не игрушка. | ноябрь |
4 | Ожоги и отравления. | декабрь |
5 | Укусы насекомых и змей. | январь |
6 | Помощь на воде. | февраль |
7 | Путешествие в лесу. | март |
8 | Ядовитые растения. | апрель |
9 | Дорожная азбука. | май |
10 | Солнечный удар и ожог. | июнь |