Государственное бюджетное образовательное учреждение
Красновосходская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора Директор школы
_________Гайсина Э.Р _________Гайсин Р.Г.
Доклад: «Развитие творческих способностей и эстетического вкуса обучающихся
на уроках швейного дела».
Составила: Богатенкова Ольга Николаевна
Учитель профессионально- трудового обучения
Красный Восход
2019 г
Доклад: «Развитие творческих способностей и эстетического вкуса на уроках швейного дела».
Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, конечно, педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе - формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно - творческого, интеллектуального полнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
Целью моей педагогической деятельности является - развитие творческих способностей учащихся на уроках швейного дела. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. Тем самым наши уроки труда с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как приобщить учащихся к творческой работе, привить интерес к творчеству, поиску, развить навыки созидания, самореализации. Бесталанных детей нет. Важно только вовремя научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя.
В ходе своей работы на уроках швейного дела я столкнулась с такими проблемами: отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию); ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни); испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине (Целоусова Катерина)).
Для меня важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинете. В классах эстетически продуманное оформление: стенды с таблицами, технологическими картами, работами учащихся. Обеспечены всем необходимым рабочие места (современные швейные машины, манекен, гладильная доска), в наличии раздаточный материал, а так же материл для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценного детского творческого труда.
Стараюсь обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий.
Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил: Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы.
Начиная с 6 класса показываются основные принципы моделирования, рассказывается о свойствах, цвете и рисунках тканей. И, когда девочки делают первые шаги в сложном искусстве изготовления одежды, им уже приходится решать творческие и эстетические задачи. Пусть пока это простое изделие фартук. Но они уже выполняют задания по конструированию (построение чертежа основы), моделированию (подбор модели, ткани, вида отделки). Учащиеся самостоятельно выбирают, придумывают модели фартука, которые им хотелось бы сшить, зарисовывают модели в тетради. Показываю основные принципы моделирования, затем предлагаю девочкам к нижним частям фартука, имеющим разную форму, подобрать нагрудник и карман. Таким образом, учащиеся должны представить по отдельным деталям форму изделия в готовом виде. А, значит, у них развивается не только память, мыслительные способности, но и пространственное воображение. В процессе художественного моделирования учащиеся решают следующие задачи: выбирают к своей ткани для фартука отделку, украшения. Это может быть оборка, аппликация, вышивка, косая бейка и т.д. Причем отделки могут выбираться и в тон ткани, и могут быть контрастными, разноцветными и однотонными. На этом этапе работы включается пространственное воображение, фантазия. У учащихся не сразу формируется умение выбирать нужный материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции, им необходима помощь взрослого. Для этого используются схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает, к чему ему нужно стремиться.
Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал. Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему. Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
Повысить мотивацию к творческой деятельности поможет и использование такого продуктивного метода как метод проектов. При подборе заданий важно учитывать их актуальность, значимость и практическую полезность. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: "Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других".
Уроки нашего предмета – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для творческого проектирования.
Творческие задатки у разных детей разные. У детей с ограниченными возможностями здоровья творческая деятельность усиливает ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. В то же время дети с ОВЗ не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Для их мотивации к различным видам деятельности и возможностям приобретения навыков используются в работе различные методы и приемы.
На своих занятиях использую технологию проблемного обучения: перед учениками ставлю проблему и им предоставляю возможность самостоятельно ее решить. Такое обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Только в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках швейного дела надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.
Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение, и расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности.
Очень любят дети участвовать в различных конкурсах и выставках. Они готовят свои поделки, все они получаются эксклюзивные.
Таким образом, вкладывая себя в творческую деятельность, ребенок изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Литература:
1. Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
2. Караченцева Л.Д. Власенко О.П Технология. Дополнительные и занимательные материалы 5-9 класс
3. Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.
4. Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно - деятельностные технологии обучения.
5. Яковлева Г. В., Титеева И. Л. Особенности развития творческой одаренности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), № 10 (18), 2012. http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-tvorcheskoy-odarennosti-uchaschihsya-s-
ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya